search
main
0

Поди туда, не знаю куда… В такой ситуации оказались детско-юношеские спортивные школы Прикамья

Олимпиада в Ванкувере показала, что от былых успехов в спорте у нас остались рожки да ножки. Почти некому подпитывать профессиональные клубы. Спортсменов приходится «покупать» за рубежом. На российском верху вроде бы спохватились. Надо, мол, широко привлекать к спорту школьников и молодежь. Чиновничий хор снизу дружно это подхватил, в том числе и в Пермском крае, где охват детей спортом не дотягивает до сегодняшних среднероссийских 15 процентов. И вот на словах все как бы двинулось вперед. А на деле? Перед детско-юношескими спортивными школами Прикамья вырисовывается незавидная перспектива – если не закрыться совсем, то превратиться в тусовочно-досуговые учреждения.

Игра без правил

Сначала в Пермском крае пошли под нож общественных перемен спортивные школы профсоюзов. Закрылись все – их насчитывалась добрая сотня. А с теми, что остались в системе образования, начались игры в «поди туда, не знаю куда».

В ноябре 2006 года были отменены все нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ. Вместо них появились рекомендации: мол, будьте сами с усами, определяйтесь на местах. А год назад все ДЮСШ, что называется, выкинули из системы образования. Вроде как их раздали по муниципалитетам. Так, детско-юношеские спортивные школы Перми достались спорткомитету. Началась обоюдная головная боль. Чем до этого занимался спорткомитет? Сотрудничал со спортивными федерациями. Его основной задачей было проведение массовых мероприятий по заказу города. А тут вдруг появилось более 20 спортивных учреждений с ежедневными вопросами и проблемами, требующими внимания. Детским спортивным школам пришлось создать профсоюзную организацию, чтобы бороться за свои права.

А что получилось в итоге всех этих непродуманных деяний? Министерство образования детскими спортивными школами сейчас не занимается. Краевое агентство по спорту ими «рулить» и разрабатывать какую-то стратегию не может, поскольку все отдано на «сам с усам». В районах ДЮСШ остаются в образовании. Вертикаль управления исчезла.

И все словно остановилось. Сегодня никто не собирает руководителей спортшкол, чтобы узнать их проблемы, не проводит учебу с работниками ДЮСШ. В крае нарушена стройная прежде система проведения соревнований и отбора талантливых, перспективных детей.

«Программисты»…

Знаковая примета сегодняшних рулящих всеми отраслями – «программирование». Руины разрушенной системной работы чиновники сплошь и рядом пытаются прикрыть так называемыми программами. Детский спорт не исключение. Вот вроде как для поддержки детского спорта в территориях края придуман школьный спортивный сертификат. Но во-первых, его дают не всем. Во-вторых, сертификаты, что называется, «тусовочные». Детям общеобразовательных школ предоставляются этакие «ваучеры», которые позволяют им бесплатно позаниматься какое-то количество часов у того или иного тренера.

Одно из разрекламированных достоинств этого сертификата – возможность дополнительного заработка для тренеров. Но! Тут зарыта такая «собака»: получить эту прибавку можно, лишь став индивидуальным предпринимателем. И что в итоге происходит? Поскольку в ДЮСШ денег нет, заработки низкие, тренеры увольняются из спортивных школ. С ними уходят и дети. А у школ намечаются перспективы остаться у разбитого корыта. Как, например, в Ильинском. Из рассказа ее директора на совете директоров спортивных школ, прежде здесь занималось порядка 1200 ребят. Сейчас в связи с уходом тренеров осталось около 200…

А что происходит дальше? Все в курсе. Из-за малочисленности детей учреждения закрываются, здания продаются. И никого не волнует, чем там занимаются уходящие тренеры с детьми, как готовят будущих спортсменов, кто следит за качеством учебно-тренировочного процесса и здоровьем ребят.

Универсальный бич

Кроме того, над спортшколами Пермского края завис общий бич всех бюджетных сфер. Как в образовании и медицине, здесь отменена единая тарифная сетка и введена новая, вроде бы как стимулирующая система оплаты труда. Однако у многих врачей и учителей вместо обещанного роста зарплаты усохли вконец. Дипломированная молодежь уходит в другие сферы, ибо прожить на «стимулирующую» зарплату невозможно, если нет подпитки хотя бы пенсией. А еще раньше, как мы помним, образование, в систему которого входили детско-юношеские спортивные школы, хорошо удушило подушевое финансирование. Было урезано все что можно, сокращены штаты и туго затянуты пояса.

В одной связке

Коснулось ли все это наших, в хорошем смысле, элитных ДЮСШ? Возьмем одну из самых-самых – специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва «Киокушинкай». Здесь занимаются две тысячи ребят. И по идее хотя бы тут должен быть какой-то «оберег». Увы! При новой «стимулирующей» оплате труда, введенной с 1 января 2010 года, оклад тренера упал в два раза – до двух тысяч рублей. И стал в два раза меньше, чем у уборщицы. Вот и воспитывай чемпионов! А что касается применения введенных повышающих коэффициентов… как их ни применяй, что можно «накрутить» на базовые две тысячи рублей?

Этой спортивной школе, точно так же, как и всем другим муниципальным ДЮСШ, выделяются средства только на зарплату и коммунальные услуги. Все остальное – деньги на организацию и проведение мероприятий, командировки, поездки команд на чемпионаты и первенства, хозяйственные нужды и так далее – добывай сам, где хочешь.

Сейчас, как и других, школу «Киокушинкай» вынуждают вывести все непрофильные службы на аутсорсинг и заключать договоры с соответствующими организациями. Как бы экономить. Прикинули: сократив ставки младшего обслуживающего персонала, можно «сэкономить» порядка 150 тысяч рублей. Но, заключив договоры, нужно будет выложить порядка 600 тысяч рублей. И это называется экономией?

Вроде как дана свобода зарабатывать на платных услугах и за все расплачиваться. Но на эту «свободу» тут же накинуты «кандалы». Введена система казначейства, тормозящая все расчеты. Чтобы узнать, сколько на счету денег, школе надо ждать недели две. Настолько запаздывают сведения. Чтобы совершить какой-то платеж, скажем, за ремонтные работы, надо запастись терпением почти на месяц. В результате в первом квартале года школа толком не может зарабатывать, потому что ждет выделения лимитов. Потом у детей начинаются летние каникулы, а в декабре школа не знает, сколько на ее счету осталось.

Так что, как считают в школе олимпийского резерва, все выигранные чемпионаты и первенства – это скорее вопреки нововведениям, чем благодаря.

В основу «Киокушинкай» пока еще заложена хорошая «арматура». Кроме отличной базы, здесь собран крепкий коллектив тренеров – 38 человек, ведется методическая работа, организован и четко контролируется учебно-тренировочный процесс, отработана система подготовки юных спортсменов, дающая высокие результаты. Казалось бы, остается только порадоваться, что за все годы разрухи уцелел такой оазис. Но под вышеперечисленными ударами извне и здесь остро встал вопрос выживания.

Контрольный «выстрел»?

Особенно тревожит совет директоров ДЮСШ очередное новшество пермских чиновников – введение электронных карточек, на которые город хочет потратить около 400 миллионов рублей. Средства, на которые, заметим, можно было бы открыть не одну детскую спортивную школу или центр детского творчества. Годовой бюджет ДЮСШ примерно 5-7 миллионов рублей.

Карточки якобы нужны для более точного учета детей. Таким образом, намечен очередной стрессовый режим. А ведь все учреждения дополнительного образования детей уже пережили подобное – широко разрекламированный в свое время «сертификатный» учет. Директора школ держали их, чтобы сохранить школьные кружки, а дети находили свои способы добычи сертификатов на стороне, чтобы ходить, куда хотят. Начиналась чехарда. В частности, директора детских спортивных школ собирались вместе и сидели с мешками этих сертификатов, чтобы выявить «двойников». Ведь введение сертификатов отобрало у детей право бесплатно пробовать себя в разных кружках. Разбирались с родителями, у которых были свои расчеты. Например, если дети хотели ходить в бассейн, они забирали сертификаты в ДЮСШ, поскольку просчитывали, что бассейн дороже. «Туда – по сертификату, а к вам попробуем платно». Весь год шла «миграция» детей, постоянный пересчет сертификатов, подавались сведения, тратились силы и время. Сейчас эти сертификаты, на которые тоже были потрачены немалые деньги, лежат ненужным хламом. Пришло время электронных карточек.

Из «Киокушинкай» сейчас отчисляют детей за месяц пропусков, а значит, только через месяц в школу можно будет принять другого ученика. А если ребенок заболеет, уедет на сборы – кто будет «чиркать» электронной картой? А если для подготовки к первенству ему нужны будут дополнительные тренировки? Есть технологии подготовки юных спортсменов, когда проводятся по две тренировки в день. Тогда как будет вестись учет? Вопросов море.

Кроме того, не все ДЮСШ имеют базы, где можно поставить «счетчики». У многих тренеров группы занимаются в приспособленных помещениях. Одно – в одном месте, другое – в другом, третье – в третьем… По возрастам, по навыкам, с разной нагрузкой, с разным количеством тренировок. Что тогда? Будут выдаваться портативные счетчики?

Никто не хочет вникать в эти проблемы! Никто не видит нюансов. Вместо этого реформаторы твердят, что карточки расширят выбор ребенка. Как? Если все равно дают право на один кружок в одной сфере. Для «расширения» их должно быть как минимум по три у каждого – для выбора в спорте, творчестве, науке.

А ведь есть еще техническая сторона проблемы. О нее уже споткнулись директора ДЮСШ, которые добровольно (или, честнее сказать, принудительно?) участвуют в эксперименте по апробированию электронных карточек. На совете директоров ДЮСШ приводился пример, как вместо занятий приходится возиться с карточками, которые сбившаяся электронная программа никак не хочет учитывать. В Кировском районе Перми, например, система сосчитала и отправила отчет о двух карточках, в то время как детей пришло двести. Кто в таком случае будет разбираться? Кто задним числом вернет деньги за 188 учеников?

В детско-юношеских спортивных школах Перми составили перечень из 24 рисков, которыми грозит проект введения электронных карточек в ДЮСШ. Но реформаторы в упор не видят поставленных вопросов. Школы лихорадит от возможных последствий очередного чиновничьего новшества.

Хотя, цинично глядя со стороны, чего тут, спрашивается, переживать? Поскольку нынешних чиновников интересуют, похоже, только количественные показатели, а не качество подготовки, не то, как идет образовательный процесс, не рост юной личности, все можно сделать гораздо проще. Например, собрать карточки у детей и подносить их к счетчику хоть каждый час… Вот и вся проблема учета. А если серьезно, если уж так сильно хочется реализовать «карточную систему», почему бы не оставить в покое детские спортивные школы, где все выстроено и выверено, сориентировано на результат? И требует только нормальной финансовой поддержки. А карточки оставить для досуговых учреждений.

Наталия СЕМЕНОВА, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте