search
main
0

Подход к оцениванию результатов должен быть современным

В сложившейся за многие годы школьной практике уже привычной стала система оценивания результатов образования по пятибалльной системе. Не секрет, что фактически она четырех- и даже трехбалльная. Каждый учитель знает, что одна и та же четверка для разных учеников имеет разную ценность, разную значимость.

Вусловиях перехода к новым образовательным стандартам необходимо создание новой системы оценивания результатов качества освоения образовательной программы. В свете новой образовательной стратегии внимание фокусируется на коррекционно-направляю-щей функции оценивания в отличие от контрольно-карательной.

Можно выделить так называемое формирующее или формативное оценивание (термин formative означает «созидательный, относящийся к формированию личности») и итоговое, сумма-тивное, оценивание (от английского summative).Таким образом, итоговое оценивание трактуется как оценивание обучения, в то время как формирующее оценивание -это оценивание для обучения, то есть ученик нацелен не на результат, а на оптимизацию процесса для достижения нужного результата.

Формирующее оценивание необходимо для фиксации индивидуальных достижений, промежуточной аттестации учеников, личного прогресса ученика на этапе освоения образовательной программы. Формирующее оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, одобрительный взгляд или жест становятся видами формирующего оценивания. Прежде всего такой вид оценивания важен для начальной школы, когда закладываются личностные основы, способность к самообучению, самостоятельному выстраиванию стратегии решения проблемы.

В качестве инструментов формирующего оценивания можно привести следующие:

• Портфолио ученика. В нашей прогимназии обучение ведется с 1-го по 4-й класс. У каждого ребенка имеется портфо-лио в виде папки с его работами, фотографиями, грамотами.

При переходе в 5-й класс, в новую школу родители всегда имеют возможность предоставить новым учителям возможность ознакомиться с персональными достижениями детей.

• Личный журнал ребенка. Это тетрадь, по содержанию которой можно проследить ход мыслительной деятельности ученика.

• Концептуальные карты. Мы выполняем их в виде графов. В центре располагается выраженная в виде рисунка или надписи проблема, от которой тянутся лучи-надписи, помогающие решить эту проблему. Такие карты, выполненные ярко и красочно, используются на уроке. Дети прикрепляют свои работы на ветки-лучи, и в результате получается коллективный коллаж, наглядно показывающий способы решения поставленной задачи.

• Минутные проверочные работы. Обычно для них используются тесты, занимательные диктанты.

В нашей прогимназии идет экспериментальная работа по освоению информационного образовательного пространства на базе Центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) на сайте learning.9151394.ru. В качестве домашней работы имеется возможность задать создание презентаций, выполнение мини-эссе на пройденную тему. У ребят имеется возможность посмотреть все работы и на форуме дать оценку собственной работе и работе одноклассников.

Важный элемент формирующего оценивания – диагностическое оценивание. Его можно использовать в начале года, четверти либо перед началом изучения новой темы. В результате становится ясно, что детям уже известно по данной теме, а на чем нужно заострить внимание. Таким образом, учитель получает так необходимую в процессе обучения обратную связь.

Итоговое оценивание проводится на определенной итоговой ступени, в конце года, в конце четверти или триместра в виде теста или контрольной работы, включающей несколько параметров оценивания. На своих уроках я стараюсь включать в итоговую работу разнообразные задания на оценивание освоения грамматических навыков, знание изученных лексических единиц, тесты на понимание прочитанного текста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отдельно упоминаются результаты индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих оцениванию. Это ценностные ориентиры, патриотизм, гуманизм, толерантность.

Все мы были потрясены трагедией японского народа во время стихийных бедствий в 2011 году. Как учитель английского языка, я предложила детям на уроке выйти в Интернет и отправить короткое сообщение на международный сайт в поддержку японских детей. Каково же было мое удивление, когда один с виду успешный, вежливый ребенок, показывающий отличные итоговые и промежуточные знания, не изъявил ни малейшего желания выразить свое соболезнование пострадавшим от землетрясения!

Думаю, что работа над созданием критериев ценностных ориента-ций личности и есть наша основная задача.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте