search
main
0

Подготовка ювелиров – дело тонкое, хлопотное. Но интересное и перспективное

Игорь ПАВЛОВ, директор колледжа предпринимательства №11: – Как известно, система профессионального образования всегда находится на перекрестке интересов четырех основных позиций. С одной стороны, это работодатели и текущие потребности рынка труда. Во-вторых, это ребята, которых мы учим, – выпускники 9-х или 11-х классов. В-третьих, это система высшего профессионального образования, которая сегодня предлагает достаточно большое количество мест для поступления в вузы 11-классников, тем самым создавая конкуренцию или некоторые трудности в наборе ребят в колледжи. Наконец, в-четвертых, это взрослое население, решившее изменить свою профессию, получить новую профессию, повысить собственную квалификацию. Старая экономическая платформа, обеспечивающая баланс этих четырех позиций в перестроечный период, была нарушена. Длительное время баланс интересов этих четырех позиций не мог быть найден.

По результатам создания организационных условий функционирования учреждения, построения государственно-общественной системы управления в ходе реализации национального проекта, когда мы подали заявку на создание ресурсного центра по подготовке кадров для алмазодобывающей промышленности России, в какой-то мере удалось решить эту проблему. Эта модель получила поддержку на федеральном уровне и может быть тиражирована в другие учреждения профессионального образования.

Основной характеристикой модели стало повышение качества образования в колледже через открытие новых специальностей, интеграцию программ начального и среднего профессионального образования, реализацию новых форм социального партнерства. В частности, колледж возглавил рабочую группу Министерства образования и науки РФ по разработке положения об интегрированных программах начального и среднего профессионального образования. Это положение должно быть утверждено в сентябре 2008 года. Второй важной характеристикой стали разработка и внедрение на базе учреждения с участием работодателей учебно-производственных циклов по перспективным и высокотехнологичным направлениям подготовки, обеспечивающим на их базе подготовку учащихся и повышение квалификации, подготовку и переподготовку взрослого населения. Третья характеристика – подготовка мастеров производственного обучения на базе самого учреждения через механизм наставничества, а четвертая – сертификация качества подготовки со стороны работодателей.

Модель базируется на равноправном сотрудничестве колледжа с работодателями, которые не столько шефы в старом понимании это слова, сколько заинтересованные равноправные партнеры. Причем партнеры, занимающие лидирующие позиции в своей отрасли. Опыт такого сотрудничества по продавцам с МЕТРО, по медицинской оптике с «Карл Цейс», «Линз Мастер», по нацпроекту с КджиК (по алмазам) у колледжа уже есть. Социальные партнеры не только участвуют в оснащении материально-технической базы, но в первую очередь разрабатывают требования к содержанию образования и сертифицируют учащихся. Совместно с работодателями за последние два года на базе колледжа было открыто несколько новых специальностей, в частности:

– «медицинская оптика», обучение по которой на территории Российской Федерации ведется только в одном из колледжей Санкт-Петербурга и в открытии которой были заинтересованы практически все фирмы, представляющие рынок очковой оптики Москвы;

– «косметика и визажное искусство», также до этого не реализуемую в системе Департамента образования, но спрос на которую высок среди поступающих в колледж ребят.

В рамках реализации нацпроекта «Образование» в общероссийский классификатор отраслевых специальностей была внесена несуществующая ранее специальность «технология обработки алмазов» среднего профессионального образования, по которой колледж разработал стандарт третьего поколения, получивший одобрение Гохрана, Мосалмаза, УМО Высшей школы по этому направлению, а также Иркутского и Московского геологоразведочных институтов. Этот стандарт был включен в перечень первых двенадцати стандартов третьего поколения, подлежащих утверждению в 2008 году.

Совместно с представителями различных регионов России в рамках реализации нацпроекта были изданы 15 брошюр, которые оформляют различные аспекты содержания работы алмазной отрасли.

Однако, несмотря на представленные результаты, основной проблемой в развитии качества профессионального образования продолжают оставаться:

– кадровое воспроизводство;

– отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих учреждениям среднего профессионального образования инвестиционную привлекательность со стороны социальных партнеров;

– инертный механизм открытия новых специальностей.

Я считаю необходимым обращение в Министерство образования и науки РФ с тем, чтобы оно разрешило нам в качестве эксперимента открыть новую специальность «технология обработки алмазов» с 1 сентября 2008 года для утверждения разработанного федерального стандарта, а в будущем распространить эту практику на другие специальности, по которым еще не утверждены федеральные стандарты. Крайне необходимо также реализовать предложения об установлении низких арендных ставок для соцпартнеров, участвующих в образовательном процессе, или вообще предоставлять им помещения без арендной платы, как это делается сейчас при организации питания учащихся в колледже. Кроме того, нам необходимо провести эксперимент по подготовке практико-ориентированных бакалавров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте