Как известно, одна из основных задач городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы – обеспечение системы профобразования столицы высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами. Решать ее нужно без раскачки.
Такой подход вполне оправдан, поскольку сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что в современной профессиональной школе основная роль в управлении интеллектуальным, креативным и контекстным потенциалом обучаемых принадлежит педагогу. Именно он гарантирует качество профессионального образования. Однако нынче назревает своеобразная революционная ситуация: потребители образовательного продукта ориентированы на современную высокотехнологичную экономику, а образовательные учреждения не могут обеспечить гарантированно высокое качество подготовки рабочих кадров и специалистов, обладающих достаточной степенью конкурентоспособности, причем не только в силу отставания учебно-лабораторной и учебно-производственной базы, но и в связи с проблемами в кадровом обеспечении образовательного процесса. При этом серьезную конкуренцию государственным образовательным учреждениям стала составлять система внутрифирменного и внутрипроизводственного обучения, развернутая сеть производственных зарубежных стажировок от предприятий и организаций, тренинговые курсы. Внешне достаточно благоприятная картина повышения квалификации управленческих кадров, выявленная в ходе проведенных в 2007 году нашим УМЦ исследований кадрового состава административных и инженерно-педагогических работников колледжей (своевременно повышение квалификации прошли более 80% высшего руководства), в ходе проектирования инновационных образовательных программ показала значительные пробелы в компетентности руководящих кадров в сфере стратегического и инновационного менеджмента. Таким образом, формальный подход к повышению квалификации – один раз в 5 лет – в очередной раз доказал свою несостоятельность. В этой связи разработка мотивационных моделей, от административных до рефлексивно-личностных, выступает на первый план. Поэтому становится чрезвычайно важным повышение квалификации и переподготовка инженерно-педагогического состава колледжей, причем с использованием совершенно иных, современных подходов.
Традиционный подход к системе повышения квалификации ориентирован, как правило, во-первых, на узкий круг задач в рамках конкретного уровня подготовки специалистов, связанный преимущественно с информационно-методическим обеспечением, не выходящим за рамки предметной сферы деятельности, во-вторых, он не предполагает создания программ, учитывающих грядущие социально-экономические изменения в обществе, в-третьих, эта система не мотивирует работников на личностный и профессиональный рост, не служит толчком к саморазвитию личности в целом. С учетом всего этого сегодня разговор идет о развитии многоаспектной адаптивной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для колледжей, включающей широкий спектр программ дополнительного профессионального образования: от краткосрочных курсов и семинаров по повышению квалификации, ориентированных на оперативную проблематику, до проведения профессиональной переподготовки, в том числе с присвоением дополнительной квалификации. В перспективе эта схема должна быть дополнена специализированной, ориентированной непосредственно на проблемы НПО и СПО системой послевузовского образования (аспирантура и докторантура).
Расширение контингента и повышение качественного уровня подготовки как педагогических, так и административно-управленческих кадров возможно за счет специализированной контрактной подготовки кадров на базе педагогических вузов; профессиональной переподготовки, в том числе по программам, предусматривающим присвоение дополнительной квалификации уволенным в запас военнослужащим; расширения спектра программ дополнительного профессионального образования общей трудоемкостью свыше 500 часов для мастеров производственного обучения; активизации работы с кадровым резервом. Модульно-компетентностный подход к формированию программ дополнительного профессионального образования обеспечит их преемственность и позволит целенаправленно и дифференцированно проектировать индивидуальные траектории развития педагогических и управленческих кадров для системы СПО региона в зависимости от профессионального уровня, категории обучаемых, степени включенности их в изучаемые проблемы, адаптировать содержательные компоненты программ к специфике деятельности конкретных образовательных учреждений.
Внедрение в современное производство наукоемких технологий ставит перед учреждениями профобразования задачу кардинального пересмотра как содержательной, так и ресурсных сторон образовательного процесса. В связи с этим городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008 – 2010 годы предусматривает широкомасштабную модернизацию материально-технической базы колледжей в соответствии с современными требованиями к учебно-лабораторному и учебно-производственному оборудованию, что, в свою очередь, ведет к необходимости формирования соответствующих компетенций мастеров ПО. Эта задача решается посредством организации отраслевой профессиональной переподготовки и повышения квалификации на основе тесного взаимодействия с ведущими вузами отрасли и базовыми предприятиями.
С 2007 года наш Учебно-методический центр по профессиональному образованию уже реализует 13 программ повышения квалификации, 12 – профессиональной переподготовки на право ведения нового вида деятельности (свыше 500 часов) и 12 программ профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации (свыше 1000 часов). Тематика и содержание программ дополнительного профессионального образования рассчитаны на все категории сотрудников учреждений НПО и СПО – административно-управленческие и педагогические кадры – и включают в себя как управленческие технологии, стратегический и инновационный менеджмент, так и практикоориентированные отраслевые курсы, что позволяет реализовывать всю логическую цепочку поддержания высокого уровня инженерно-педагогических и руководящих кадров системы.
Дальнейшему повышению уровня профессионализма преподавательских кадров послужит внедрение инвариантной модели проведения стажировок как в условиях производства, так и в отраслевых образовательных учреждениях. Для повышения эффективности непрерывного образования кадров для НПО и СПО созданы учебно-кадровые центры (УКЦ), объединившие усилия УМЦ и ведущих колледжей Москвы, на базе технологического колледжа №14; политехнического колледжа №31, колледжа связи №54; колледжа автоматизации и информационных технологий №20.
Деятельность УКЦ позволяет оптимизировать систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обеспечив оперативное реагирование на изменения социально-экономической ситуации, создает базу для расширения спектра контингента слушателей, более эффективного использования кадрового потенциала, богатого опыта инновационной деятельности учреждений системы СПО, а также учета и удовлетворения потребностей всех групп работодателей.
Геннадий ФЕДОРОВ, заместитель директора Учебно-методического центра по профессиональному образованию, Лариса ВУРАСКО, начальник отдела стратегического развития непрерывного образования кадров СПО УМЦ ПО
Комментарии