С начала 2008 года в Красноярске прошла серия семинаров по разработке образовательных программ на основе профессиональных стандартов.
Мнение эксперта
Сергей ИВАНОВ, эксперт Фонда «Новая Евразия» (ФНЕ), председатель Северо-Западного агентства международных программ (СЗАМП):
– Система профессионального образования четко слышит заказ работодателей: нужны рабочие, но с разрядом не ниже 5-го, тогда как современные образовательные стандарты позволяют подготовить рабочего 3-4-го разряда, при этом срок обучения может быть растянут на 3-4 года.
Владимир БЛИНОВ, эксперт Фонда «Новая Евразия», руководитель Центра профессиональных и образовательных стандартов Федерального института развития образования (ФИРО):
– Переход на образовательные стандарты третьего поколения – это единственный путь выживания для системы начального и среднего профессионального образования. Пока разработка образовательных программ – непаханое поле, поэтому те территории или структуры, которые выйдут с инициативой стать разработчиками, смогут стартовать раньше, чтобы предъявить свои наработки в виде системы подготовки кадров высочайшей квалификации, конкурентных не только на территории России, но и за рубежом.
Наталья МАШУКОВА, директор Центра развития профессиональных квалификаций Государственного университета – Высшей школы экономики:
– Профессиональный стандарт – это нормативный документ, продукт коллективной деятельности работодателей, отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессии, обеспечивающие качество труда.
В последние годы представители разных сфер все чаще упоминают понятие «профессиональный стандарт», при этом вкладывая в него различный смысл. Год назад Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициировал разработку профессиональных стандартов и утвердил макет профессионального стандарта. Российские профессиональные стандарты будут признаваться международным сообществом. Профстандарт определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Это то, что должен уметь выпускник, выходя из училища или техникума. Но профессиональному стандарту как таковому нельзя учить. Это только набор требований. Задача образовательного сообщества – переложить профессиональный стандарт в образовательный, создать на его основе образовательные программы. Красноярский край посчитал необходимым включиться в разработку образовательных программ на основе профессиональных стандартов. До конца года пройдет серия учебных встреч, в ходе которых будет сформировано (обучено) экспертное сообщество (куда войдут мастера, директора системы профобразования), способное разрабатывать современные учебные программы, основанные на стандартах третьего поколения. Начинать решено с пяти программ по профессии сварщик, по двум профессиям дорожной и нефтегазовой отрасли.
Проблема, как признаются разработчики, в том, что далеко не во всех отраслях и тем более не по всем профессиям существуют готовые профессиональные стандарты. В этой ситуации красноярским разработчикам приходится выступать в роли локомотива: организовать работодателей и инициировать разработку профстандартов.
Комментарии