search
main
0

Подготовка педагога – ключевое условие продвижения вперед

Марина Половкова, заместитель директора НИИ ИСРОО: – Реализуемые в настоящее время идея модернизации образования и приоритетный нацпроект «Образование» предполагают введение новых стандартов, единого государственного экзамена, изменение механизма финансирования, оказание материальной поддержки учителям и педагогическим коллективам. Однако ключевым фактором в этих процессах остаются изменение содержания педагогической деятельности, обновление требований к педагогическому профессионализму. Вопросы, связанные с тем, как и чему учить детей, пока еще не получили однозначного и удовлетворительного ответа в эпоху экономики знаний, интернета и упорной борьбы за души молодежи.

К сожалению, педагог массовой школы в условиях отсутствия государственной идеологии и новых целей образования вынужден ориентироваться на прежние цели, согласно которым ученика в школе и студента в вузе готовят как исполнителя и узкого специалиста.

Выдвинуть требования к новому педагогическому профессионализму чрезвычайно важно и сложно. Пока нет четкого ответа на вопрос, что должен уметь делать учитель и за что он должен нести ответственность перед семьей, обществом, государством и соответственно за какие виды деятельности получать достойную заработную плату.

Первостепенность задачи подготовки учителя для школы будущего понимают все без исключения. Поэтому ранее велась и продолжается в настоящее время специальная разработка как самих требований к компетентностям, так и технологий работы педагога, а также условий появления такого педагога и оценки его труда. При этом нам предстояло учесть мнения всех позиций, которые тем или иным образом причастны к становлению такого профессионализма. В частности, мы с самого начала пытались привлечь студентов к проектированию их дальнейшей деятельности.

Требования к педагогическому профессионализму формулировались в процессе обсуждения с представителями структур, которые отвечают за его становление на разных этапах: с преподавателями педагогических вузов, методистами, управленцами разных уровней, с самими студентами, с представителями промышленности, бизнеса, власти и родительской общественности. Нас интересовало мнение родителей: в каком случае педагог ими поддержан, насколько педагоги отвечают тем запросам, которые родители сегодня им предъявляют.

Сами педагоги, родители и представители педагогических вузов очень часто расходятся в ответе на вопрос: должен ли педагог отвечать на вызовы времени? Совершенно неоднозначно происходило самоопределение того, стоит ли работать с воздействием, которое идет через телевидение, вызовами, связанными с отсутствием общей идеологии: ведь это все резко расширяет границы ответственности, и возникает вопрос о том, кто такого педагога будет готовить.

С другой стороны, требования задавались из заявленных модулей проекта «Школа будущего», таких как содержание образования, «прорывные» проекты, эпистемотека, способности и компетентности. Наиболее общими (то есть такими, по которым достигнута договоренность) оказались следующие требования:

– необходимость выстраивания педагогом содержательной коммуникации внутри и вне школы, в том числе с родителями;

– включение педагога в процесс обновления содержания образования;

– осуществление педагогом диагностики развития способностей и индивидуализации обучения школьников;

– включение педагога в социальное проектирование.

Отдельно прорабатывался вопрос содержания и форм профессионального образования и внутришкольной подготовки учителя, наиболее эффективной была признана форма стажировки на базе экспериментальных площадок с обязательным участием в разработке ситуаций учения-обучения, учебного модуля, учебного курса.

В концепции Школы будущего специально обсуждается проблема обновления содержания образования, каковы должны быть новые единицы, предназначенные для освоения. Предлагаются такие, как сценарий учения-обучения, учебный модуль и учебный курс. Вводимая идея учебного модуля базируется на структурном сочетании предметного и метапредметного содержания. Перечисленные образовательные единицы рассматриваются в логике усложнения профессиональных умений педагога и обеспечивают кардинальные изменения в его деятельности.

Ключевыми способностями для педагога оказываются способность сценирования ситуаций и проектирования курсов. Становление этих способностей позволяет решать задачи, которые ранее не ставились. Одной из таких задач становится формирование мировоззрения в ситуации существования разных, порой прямо противоположных точек зрения на события истории и современности, требующих от подростков и молодежи личностного самоопределения.

Научная разработка включала в себя определение позиционной матрицы специалистов, позволяющей педагогу соответствовать требованиям, выдвинутым к его деятельности. В Школе будущего должны появиться специалист по обновлению содержания образования, эпистемотехнолог, специалист по детскому развитию.

Кроме того, коллектив разработчиков приступил к формированию общей системы и конкретных форм подготовки учителя Школы будущего в связке «вуз – школы проекта – авторские мастерские – окружные центры», назначение новых форм подготовки состоит в преодолении разрывов, существующих сегодня между разными ее этапами, а также в становлении педагогики Школы будущего. В настоящее время продолжается разработка научно-образовательных модулей, обеспечивающих появление нового педагогического профессионализма, необходимого для реализации проекта «Школа будущего».

Большую роль в этом процессе играют школы, которые на своих площадках вместе с научными руководителями осуществляют построение фрагментов новой практики; передовая практика намного опередила традиционное представление о педагоге, которое существует сегодня, в том числе и у самих студентов педагогических вузов.

Позиция, от которой в очень большой степени зависит, будет ли педагогический труд, выходящий на уровень гуманитарного искусства, оценен по достоинству и что в этом труде должно быть специально выделено и оплачено, – это позиция управленцев. С нашей точки зрения, должны быть выделены три пласта в деятельности педагога: пласт работы с содержанием образования и его постоянным обновлением, пласт сценирования образовательных ситуаций как при изучении предметов, так и во внеучебной деятельности, и пласт работы со способностями и компетентностями ребенка.

Дальнейшее развитие идеи национального проекта «Образование» связано с выходом осуществляемых в этой сфере изменений за рамки деятельности лучших представителей отдельных педагогических коллективов. Это возможно лишь при условии принципиально иного подхода к деятельности учителя массовой школы. В таком случае мы можем утверждать, что действительно гарантируем необходимое качество образования, достойное юных граждан Российской Федерации.

Таким образом, суммируя результаты, полученные при реализации столичного проекта «Школа будущего», можно определить комплекс взаимосвязанных научно-практических задач, решение которых позволит создать условия для системного развития нацпроекта на основе появления нового педагогического профессионализма. Во-первых, необходимо разработать базовый стандарт педагогической деятельности, обеспечивающий развитие способностей и компетентностей ребенка, с параллельной доработкой критериев и структуры оплаты педагогического труда. Во-вторых, нужно подготовить полипозиционные команды в регионах (управленцы, педагоги, преподавали вузов, студенты, методисты, представители науки, родительской общественности), готовые осуществлять работу по формированию нового педагогического профессионализма. Наконец, в-третьих, архиважно создать в федеральных округах центры педагогических компетентностей, включающие в себя структуры дидактического дизайна, мультимедийные телекоммуникационные лаборатории, лаборатории диагностики развития способностей учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте