Очевиден тот факт, что количество детей с речевыми расстройствами различного характера в последние десятилетия неуклонно растет. Несовершенства звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематических процессов, а также нарушения лексико-грамматического строя речи и связного высказывания не позволяют современному ребенку выйти на высокий уровень подготовки к школьному обучению. Низкое развитие коммуникативных навыков осложняют общение ребенка с учителями и сверстниками.
Логопедическая помощь должна сопровождать ребенка на протяжении всего дошкольного детства и не только выполнять функцию коррекции текущего речевого развития, но и предотвращать будущие возможные проблемы.
Учитель-логопед создает систему работы по подготовке к школьному обучению детей на основе важнейших параметров:
1. Онтогенез появления звуков
Звуки постепенно изучаются один за другим, как они возникают в процессе речевого развития ребенка. Таким образом, изучение звука и буквы Р, как одного из самых сложных и поздних в возникновении в речи, недопустимо на первых этапах обучения. Другими словами, если ребенок не произносит определенный звук, то первоначальная задача этот звук поставить и ввести в речь, автоматизировать его, дифференцировать с другими звуками.
2. Достаточное развитие фонематических процессов
Отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е., восприятие фонемы происходит на фоне человеческой речи. Если у ребенка есть проблемы с развитием фонематического восприятия, то переходить к изучению звуков и букв невозможно.
Как усвоить такие сложные понятия, как «твердый-мягкий», «звонкий-глухой», если ребенок не может на слух определить наличие или отсутствие определенного звука в слове, последовательность звуков, не различает гласную от согласной? Только после формирования фонематических процессов можно переходить к обучению грамоте.
3. Возраст ребенка
Даже если ребенок имеет хороший уровень развития речи, недопустимо приступать к подготовке к школе ранее 5 лет. Это объясняется тем, что структуры головного мозга раньше 5 лет не готовы к восприятию и обработке абстрактной информации, пониманию сложных правил. Кистевой праксис еще не совершенен – ребенок с трудом держит карандаш правильно. Уровень самоконтроля низок, ребенку тяжело сидеть за столом и выполнять сложные задания.
Логопедическая работа подразумевает различение понятий «звук» и «буква» уже на этапе подготовки к изучению грамоты. Тем самым исключая риск побуквенного чтения, когда ребенок может вместо слова МА-МА читать ЭМ-А-ЭМ-А. Используется разнообразная схематическая поддержка – символы, герои сказок, обозначающие разные характеристики звуков.
Кроме того, учитель-логопед может своевременно предупредить такие нарушения, как дисграфия и дислексия. Вовремя заметив сложности ребенка, например, ошибки в написании букв со схожими элементами или нарушение осмысления прочитанного, логопед предпринимает конкретные попытки в предупреждении или сведению к минимуму данных нарушений.
Конечно, жестких требований к детям, поступающим в первый класс, нет. Но нагрузка в начальной школе достаточно серьезная для любого ребенка, особенно с нарушением речи. Родители и педагоги должны помнить, что для успешного перехода из дошкольного детства в школьное обучение ребенку необходимо достаточно развить не только когнитивные функции, но и речевые процессы, чтобы наиболее успешно адаптироваться к новым условиям и изменениям среды.
Степченкова Алёна Николаевна, учитель-логопед ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А.Вартаняна»
Комментарии