Запрос уделить больше внимания вопросам подготовки к ЕГЭ в школе и от родителей, и от самих учеников, и от педагогов помог реализовать пилотный проект Департамента образования и науки г. Москвы по созданию условий для этого. Проект «Ресурсные школы», реализованный при технической и методической поддержке Института содержания, методов и технологий образования МГПУ в содружестве со школами – ресурсными центрами повышения качества образования, позволил учителям качественно готовиться к урокам-практикумам по литературе.
Московская международная школа стала одной из школ ресурсных центров повышения качества образования для подготовки учителей литературы к таким практикумам, а я – преподавателем для коллег, учителей из разных округов Москвы. Одну из восьми таких групп я вела с ноября 2022 по май 2023 года при техническом и методическом сопровождении специалистов ИСМиТО МГПУ.
Моя группа состояла из 53 слушателей, занятия проводились один раз в неделю в течение двух часов в режиме онлайн на платформе института. Курс был направлен на погружение в эффективные методики подготовки к заданиям ЕГЭ по литературе. Методическими приемами эффективной подготовки к каждому из заданий КИМов ЕГЭ я и делилась со своими коллегами. Совместно мы анализировали типичные ошибки выпускников на экзаменах прошлых лет, определяли действенные пути их устранения и профилактики, выявляли наиболее эффективные подходы к подготовке к экзамену учащихся с разным уровнем знаний.
Параллельно мои ученики-учителя изучали специфику нормативных документов по ЕГЭ по литературе, изменения в КИМах ЕГЭ, разбирали подходы к решению сложных заданий, изучали новые подходы к отдельным заданиям и другие аспекты подготовки к экзамену и преподаванию литературы в целом. Мы вместе учились оценивать развернутые ответы детей по критериям проверки экспертами. А также по просьбе моих «учеников» знакомились с новыми произведениями современной литературы, интересным опытом коллег из разных регионов страны, онлайн-школ, осмысливали сложные темы, обсуждали вопросы эффективной методической работы, делились своим опытом.
По сути, курс прошел под девизом «Подготовка к ЕГЭ: как достичь успешности каждого быстро и просто?». В результате у нас получился профессиональный клуб словесников. Учителей интересовала прежде всего специфика методических подходов в решении сложных вопросов преподавания отдельных тем и подготовке к отдельным сложным экзаменационным заданиям. Коллеги смогли практически осознать эффективность использования электронных образовательных ресурсов библиотеки МЭШ на практикумах по подготовке к ЕГЭ по литературе. Наши занятия мы проводили интерактивно, даже играли с моими учениками-коллегами в куклы на одном из занятий, да-да (одна из возможных игровых форм подачи материала)! Специфика нашего предмета такова, что только то, что зацепило, заставило задуматься, запало в душу, и даст свои плоды.
Свободное общение педагогов по профессиональным вопросам преподавания литературы в старших классах и подготовки к экзамену, обучение оцениванию работ на экспертном уровне, знакомство с новинками современной литературы и педагогики – все это и позволило нашей группе достичь высокого качества сдачи экзамена, о чем писали в чате нашей группы «РЦ Литература2» сами учителя:
– Спасибо за насыщенное занятие и за очень полезные материалы! Благодаря этому мы в тонусе.
– Огромное спасибо за курсы, я никогда ни на каких курсах не получала столько полезной информации. Можем ли мы организовать подкаст?
– Спасибо за живые занятия и профессиональную щедрость, энтузиазм и любовь к слову, которая вдохновляла нас! Было очень приятно и полезно нырять в текст. Многому научилась!
В итоге у слушателей группы было 34 «соточки» на всех!
Наши занятия завершились, «ученики» сдали экзамены, но работа «клуба» продолжается. И теперь мы обсуждаем новые изменения в структуре заданий, новый противоречивый кодификатор 2023‑2024 учебного года, новинки литературы, сложности и радости нашей удивительной профессии.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души ученикам и коллегам. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда и труда коллег. Учить детей – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но, если честно, более тяжелый и ответственный. Но вместе мы все преодолеем и многого добьемся. Как написала в своем отзыве одна из моих коллег: «Сотрудничество педагогов – великая сила».
Ирина ПЛАТОНОВА, преподаватель литературы и русского языка Московской международной гимназии и преподаватель ресурсного центра
Комментарии