search
main
0

Поделитесь со мной вашим видением Тема “Многообразие и индивидуальность”

Работа учителя подобна работе садовника, который ухаживает за разными растениями. Одно растение любит солнечные лучи, другое – прохладную тень; одно любит берег водоема, другое – бесплодную горную вершину. Одно процветает на песчаной почве, другое – на богатом суглинке. Каждое требует наиболее подходящего для него ухода; в противном случае результат будет неудовлетворительным.
Восточная мудрость

Основная идея: каждый человек индивидуален, все мы различны, но в то же время все мы равны. У нас много общего.
Цель: осмысление и понимание различий между людьми. Развитие чувств собственного достоинства и одновременно терпимости по отношению к другим, уважение их прав. Осознание того, что различия необходимы и полезны. Отношения с людьми других взглядов и темпераментов дают возможность научиться у них, перенять то, что присуще их сильной стороне, т.е. обогатить собственную личность.
Задание ученикам: описать себя коротко, например, дать 10-15 определений себе: “я – это…”
Предложить поделиться написанным.
Вопросы для обсуждения:
– Есть ли сходства (например: я – человек):
– Есть ли различия?
– Хорошо ли быть непохожим на других?
– Что было бы, если бы все были одинаковыми?
– Изменилось бы твое отношение к другу, если бы он имел другую прическу или по-другому одевался?
– Обязательно ли твой друг должен любить то же, что и ты? (Ходить в ту же спортивную секцию, иметь то же любимое блюдо и т.д.).

Домашнее задание
Найти истории из различных культур, затем в классе прочесть некоторые из них, прокомментировать разные модели мышления и решения проблем, свойственные представителям разных культур и народов.

Немного информации. О различиях.
Уважение различий позволяет не только предупреждать конфликты, но и развиваться самим.
Подлинно эффективная личность обладает достаточными скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность своего восприятия и оценить богатейшие возможности, открывающиеся перед ней благодаря доступу к сердцам и умам других людей. Она дорожит различиями, потому что они дают ей дополнительное знание об окружающем мире. Привязанные только к своему жизненному опыту, мы страдаем от недостатка информации.
И пока мы не признаем различия в восприятии, пока не научимся уважать и не поверим в возможность правоты друг друга, не поймем, что жизнь не всегда устроена по принципу противопоставления (“или – или”), что существует что-то третье, мы не сумеем подняться над своими предубеждениями.
Я вижу одно, но признаю за вами право видеть другое. То есть уважаю вас и стремлюсь понять. Столкнувшись с разницей в восприятии, радуюсь: “Замечательно! Вы видите что-то другое? Поделитесь со мной своим видением!”
Если двое придерживаются одного и того же мнения, один – лишний. Какой смысл общаться с тем, кто видит то же самое? У меня нет ни малейшего желания разговаривать с теми, кто мне поддакивает, я стремлюсь к общению с вами, потому что вы видите нечто другое. Я уважаю наши различия.
Важность именно такого подхода к различиям хорошо проиллюстрирована в часто цитируемой притче выдающегося педагога Р.Ривза “Школа зверей”.
Однажды звери решили сделать нечто грандиозное в духе “нового времени” и открыли школу. В число предметов вошли бег, лазанье по деревьям, плавание и полеты. Для простоты все звери занимались по общей программе.
Селезень превосходно – даже лучше преподавателя – плавал и получал отличные отметки за полеты, но сильно отставал в беге, поэтому его оставляли после уроков; пришлось бросить плавание. Кончилось тем, что его тонкие, как паутинка, лапки совсем ослабели и он стал весьма посредственно плавать. Но “посредственно” считалось хорошей отметкой, поэтому никто особенно не встревожился, кроме самого Селезня.
Кролик показывал высший класс в беге, но попытка плавать привела к нервному срыву.
Белка замечательно лазала по деревьям, но ужасно рассердилась, когда на уроке летания преподаватель стал заставлять ее взлететь с земли, а не с верхушки дерева. В конце концов она совершенно выдохлась и стала получать плохие оценки за лазанье по деревьям и бег.
В конце учебного года какой-то Угорь, который великолепно плавал, сносно бегал и карабкался и немного летал, стал первым учеником – и именно ему поручили выступать с прощальной речью на выпускном вечере.
Степные собаки, чьих детей не приняли в школу, затеяли тяжбу, обвиняя администрацию в том, что она не включила в программу обучения рытье земли лапами и рычание. Они определили своих детей подмастерьями к Сурку и позднее, объединившись с сурками и сусликами, открыли свою школу.
Немного информации. Об историях со всего света.
Являясь носителями традиции, истории отражают в себе различные культуры. Они содержат общепринятые правила игры, понятия, нормы поведения, свойственные той или иной культуре, знакомят с тем решением проблем, которое принято в данной культурной среде. Истории, принадлежащие другим культурам, передают информацию о тех правилах игры и жизненных принципах, которые считаются важными в этих культурах, и представляют собой иные модели мышления. Знакомство с ними помогает расширить собственный репертуар понятий, принципов, ценностей и способов разрешения конфликтов.
С этим связан наш интегративный подход, а именно: уничтожение эмоциональных преград и предрассудков, существующих по отношению к чужому образу мыслей и чувств; предрассудков, которые навязывают восприятие чужого как чего-то агрессивного, угрожающего и порождают неприятие там, где должно было бы быть понимание. Истории, принадлежащие другим культурам, могут помочь преодолеть характерные для нашего времени и вызывающие сожаление предрассудки, скрытую неприязнь. Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способами мышления, характерными для современного общества. Но как побуждение к сомнению, к размышлению относительно правильности существующих представлений, как посредник при ознакомлении с иными неизвестными нам жизненными понятиями, они способствуют расширению горизонта и постановке новых целей.
Другие варианты уроков. (Для закрепления материала).
II. Попросите учащихся описать “идеальный выходной день”. Прочтите самые противоположные описания. Обсудите с учениками, какое разное представление они имеют об “идеальном выходном дне”.
III. “Вживание в образ”. Возьмите из пьесы на ваш выбор (лучше с яркими представителями разных типов людей), например, пьесу М.Горького “На дне” и попросите учеников разыграть фрагмент. Лучше всего раздать противоположные роли, самому яркому дать роль скромную, а самому скромному дать роль активную. В обсуждении попросите их поделиться своими чувствами.

Разрешение конфликтов

Цель: научить учащихся понимать, разрешать и предупреждать конфликты.
I. Совместно с учениками сформулируйте определение термина “конфликт”, найдите к нему синонимы. Перечислите, какие виды конфликтов вы знаете.
Предложите детям вспомнить ситуацию, когда конфликт сыграл положительную роль в их жизни.

Примеры для подсказки:
1. Подросток А высмеял своего сверстника Б за неряшливый вид, это привело к конфликту между ними. Но в то же время послужило поводом Б для самоанализа, и после этого он стал более аккуратным и чистоплотным.
2. Два друга поссорились, и в пылу эмоций один из них высказал критические замечания в адрес другого. Замечания были обидные, но справедливые. У него хватило мужества принять эти замечания и измениться, так что со временем он даже благодарил друга за правду.

Обсуждение
– Почему люди ссорятся (не понимают друг друга)?
– Почему люди не понимают друг друга? (Почему они разные?)
– Почему люди кричат?
– Вспомните, когда вы кричите, что вы при этом чувствуете?
– Как можно обойтись без крика?
– Что делать, если на тебя кричат?

Немного информации. Как избежать крика?
Набрать побольше воздуха и постепенно выдыхать, считая до 10. Или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Состояние аффекта или фрустрации сопровождается физиологическими изменениями в организме – поступает много адреналина, учащается дыхание, наступает мышечная напряженность. А сделав глубокий вдох, мы нормализуем все физиологические процессы в организме.
II. Предложите детям назвать наиболее распространенные конфликты, происходящие в их окружении и их причины, а затем выбрать один из них и “разыграть” его разрешение. Распределите роли. Пусть ученики представят себя в роли посредника, психолога и попробуют что-то посоветовать, объяснить конфликтующим, а те в свою очередь должны аргументировать свои позиции.
III. Раздайте детям листочки, на которых написаны (или нарисованы) различные эмоции. Пусть каждый, получивший листок, продемонстрирует эмоции без слов. А остальные определят, что это за эмоция.

Обсуждение
– Надо ли человеку понимать то, что переживает другой человек? Зачем? (Чтобы понять и почувствовать другого человека – а это ведет к уменьшению количества ссор и конфликтов).

Немного информации. Как снизить уровень конфликтности?
В жизни человека конфликтные ситуации встречаются довольно-таки часто. Они могут возникнуть в любой сфере жизни: в то время, когда мы просим своих детей убрать квартиру; на рынке, когда мы договариваемся о цене на фрукты; в кабинете начальника, когда мы просим повысить зарплату, и так далее. Конфликт – это ситуация, когда вы и другая сторона имеете разные интересы при наличии с одной или с двух сторон раздражения, агрессии или недоверия.
Основное, что желательно было бы усвоить каждому человеку: в конфликте не нужно зацикливаться на “принципиальных позициях”, а следует попытаться найти скрытые интересы обеих сторон. Найдя эти скрытые интересы, нужно стремиться добиться взаимной выгоды, а не только своей собственной. Распознание нужд другого человека и сообщение ему о своих интересах может позволить вам найти соглашение, которое удовлетворит вас обоих. Очень хорошо будет, если вы дадите человеку выговориться; часто этого бывает достаточно, чтобы конфликт был исчерпан. Ведь во многих случаях конфликт возникает по той причине, что обе стороны просто не слышат друг друга. Если же во время пространной тирады оппонента вы изредка будете прерывать его, чтобы дать понять, что вы слушаете его, спрашивая “Правильно ли я понял, что…”, то это еще более укоротит путь к исчерпыванию конфликта. Если же вас не устраивает такая пассивная позиция в конфликте, ну что же, займите активную позицию, но при этом неукоснительно соблюдайте следующие правила:
1) не атакуйте в конфликте, воспринимая его не как борьбу, а как сотрудничество; если вы чувствуете свою силу, используйте ее не против оппонента, а на изобретение вариантов решений, учитывающих выгоды двух сторон;
2) ориентируясь при разговоре на собственные цели, четко их осознайте. Если конфликт касается какого-либо дела, не говорите много, чтобы уменьшить вероятность расширения и углубления конфликта;
3) эмоции должны быть под вашим контролем. Если чувство гнева или страха переполняет вас, то постарайтесь выпустить заряды этих негативных эмоций (это можно сделать несколькими способами, один из них – это битье подушки, при этом для усиления эффекта можно кричать и ругаться во всю мощь своих голосовых связок) перед началом разговора. Это даст возможность во время разговора сохранить спокойствие. А это очень важно, так как ваш оппонент, с которым вы ведете переговоры, реагирует прежде всего не на ваши слова, а на ваш настрой и соответствующим образом отвечает на это.
Описанные выше подходы к разрешению конфликтов рассчитаны на общение с обычными людьми, встречающимися в жизни ежедневно. Однако существуют люди, которые не способны пойти вам навстречу, какие бы усилия вы ни предпринимали для примирения. Это так называемые трудные люди. Мы обратимся к специалисту в области общения Р.Бремсону, имеющему тридцатилетний опыт работы с людьми. Согласно Бремсону, классификация трудных людей следующая:
1) агрессивисты – люди, которые задирают других, говорят колкости и раздражаются, когда их не слушают. Среди них различаются “танки” (абсолютно бесцеремонные и грубые люди, считающие, что все вокруг должны им уступать дорогу; во многих случаях они абсолютно верят в свою правоту и хотят, чтобы о их правоте знали все окружающие), “снайперы” (люди, старающиеся доставить другим неприятности с помощью скрытых проявлений агрессии, то есть закулисных махинаций, колкостей и так далее. Во многих случаях такие люди полагают, что они выполняют роль тайных мстителей, восстанавливающих справедливость, но в некоторых случаях люди такого типа оправдывают скрытность своих действий тем, что не могут действовать открыто, не обладая достаточной властью), “взрыватели” (люди, не являющиеся злыми по своей природе, но не умеющие управлять собой и не желающие брать ситуацию под контроль, взрывы эмоций отражают их состояние испуганности и беспомощности);
2) жалобщики – люди, которые в любой ситуации найдут то, на что можно посетовать. Но, считая себя не способными ни на что, они не хотят брать на себя ответственность и поэтому обычно ничего не делают для решения проблемы. Во многих случаях жалобщики охвачены идеей виновности, по которой они считают, что кто-то конкретно или весь мир в целом виноваты во всех грехах. Иногда попадаются параноидальные жалобщики, жалующиеся на воображаемые обстоятельства;
3) молчуны – люди немногословные и спокойные, они не раскрываются и не дают вам возможности узнать, о чем они в действительности думают или чего хотят; причины их скрытности тоже невозможно понять;
4) сверхпокладистые – люди, легко обещающие поддержку и соглашающиеся с вами по любому вопросу. Но, как правило, обещаний своих они не выполняют. Это тот тип людей, у которых слова расходятся с делом;
5) вечные пессимисты – люди, постоянно считающие, что из любого начинания ничего не получится, они всегда во всем предвидят неудачи. Сказав “да”, они испытывают беспокойство, поэтому стараются всегда сказать “нет”;
6) всезнайки – люди, полагающие, что они знают все на свете, и поэтому считающие себя выше других; при этом им очень хочется, чтобы об их всезнайстве знали другие. Во многих случаях оказывается, что их знания не выдерживают проверки, ибо они играют роль человека, знающего все;
7) стоперы – люди, боящиеся ошибиться и поэтому не решающиеся принять то или иное решение. Они стараются применять тактику оттягивания до тех пор, пока необходимость решения отпадет вообще или решение будет принято без них.
Что делать, когда в качестве оппонента в конфликтной ситуации выступает трудный человек? Существуют некоторые общие принципы, которыми следует руководствоваться при общении с трудными людьми (не забывая о тех, которые относятся к общению с обычными людьми): 1) осознав, что ваш оппонент является трудным человеком, определите, к какому типу трудного человека он относится; 2) твердо решите, стоит ли выяснять отношения с таким человеком; если вы решили, что это нужно сделать, постарайтесь выявить причины, по которым он становится трудным человеком; 3) сохраняя спокойствие, старайтесь быть нейтральным, что позволит не попасть под его влияние (его мироощущение, точку зрения); 4) ищите такой выход из создавшейся ситуации, который позволил бы удовлетворить его скрытые интересы и нужды.
В дополнение к этому вы можете использовать специальные подходы соответственно каждому типу трудных людей. В случае, если перед вами “танк”, сыграйте роль миротворца, который стоит над конфликтом. Ваше спокойствие будет способствовать постепенному снижению ярости, агрессивности этого человека. Затем, когда накал агрессивности снизится, уверенно и спокойно выскажите собственную точку зрения. Причем не ставьте под сомнение его правоту (для “танка” подрыв его имиджа недопустим), иначе в ответ вы получите очень резкую враждебную реакцию. “Снайперу” также следует показать своим поведением, что вы спокойны и не настроены агрессивно по отношению к нему, несмотря на факты причинения вам зла с его стороны. Если вы уже обладаете доказательствами его неблаговидных закулисных действий, спокойно приведите их. Когда это будет сделано, легче будет выявить истинные причины поведения этого человека, что позволит найти оптимальное решение конфликта. Когда вы имеете дело со “взрывателем”, то здесь самое главное – дать возможность этому человеку выпустить заряд своих эмоций (пусть накричится в достаточной степени). При этом нужно дать понять этому человеку, что, во-первых, вы его слушаете, а во-вторых, что он вполне контролирует ситуацию. Это позволит ему постепенно успокоиться. Затем спокойно предложите обсудить возникшую проблему, сделав вид, что никакого взрыва эмоций с его стороны не было; то есть вы ведете себя с ним как с обычным, разумным человеком. Это даст ему возможность почувствовать, что он снова контролирует ситуацию, а это откроет дорогу к нормальному контактированию с ним. “Жалобщик” обычно считает, что никто не хочет относиться к его словам серьезно, и это одна из причин того, что он постоянно недоволен.
Поэтому постарайтесь спокойно выслушать “жалобщика”, не обращая внимания на то, прав ли он, с вашей точки зрения, или нет. Покажите, что вы поняли сказанное им, и займите нейтральную позицию. Затем постарайтесь перевести тему разговора на решение проблемы, причем, возможно, это придется вам делать не один раз. Если это вам удастся сделать, появится возможность начать конструктивно решать вопросы конфликта. “Молчун” становится таковым потому, что просто стеснителен, или потому, что считает, что его мнение не принимают во внимание, или он по каким-либо причинам считает, что не стоит ни с кем делиться своими чувствами. Поэтому отнеситесь к нему доброжелательно и сочувственно. С таким человеком можно потерять терпение из-за его сверхкоротких ответов в виде “да” или “нет”, но если дело для вас важно, постарайтесь довести разговор до конца. Задавайте ему вопросы в такой форме, чтобы он не мог ограничиться только кивком головы или словами “да”, “нет”. Ищите возможные варианты, чтобы побудить человека к разговору. Если у вас есть предположительные данные о той информации, которую “молчун” не собирается вам давать, попробуйте поделиться с ним этими данными, чтобы узнать, правильны ли они. В конце концов такой человек может раскрыться перед вами. В этом случае покажите ему, что вы благодарны ему за это, и продолжайте побуждать его к продолжению разговора.
Со “сверхпокладистым” человеком нужно вести жесткую тактику, настаивая на том, чтобы он говорил правду. Убедите его, что вам необходимо знать, что он действительно думает по тому или иному вопросу и что ваше отношение к нему определяется степенью его правдивости и последовательностью в его действиях, а не тем, что он во всем с вами соглашается. Когда вы сталкиваетесь с “вечными пессимистами”, “всезнайками”, “стоперами”, попытайтесь найти ключ к решению проблемы в открытом обсуждении причин их необычного поведения. Затем, если это будет возможно, постарайтесь выявить скрытые интересы этих людей. Тогда вы приблизитесь к рациональному разрешению конфликта.
Конфликты можно использовать как источник жизненного опыта и самовоспитания. Ведь конфликт представляет возможность лучше узнать самого себя и других людей, принимающих участие в конфликте, приобрести жизненный опыт, сделать выводы на будущее, позволяя себе избежать новых конфликтов подобного типа. Кроме того, конфликт часто побуждает нас пересмотреть наши взгляды на себя и окружающий мир, заставляя нас внести перемены в свою жизнь. То есть нужно стараться проводить такую жизненную тактику, чтобы из любой конфликтной, неприятной для нас ситуации получить какую-то определенную пользу для себя.

Посредничество как форма решения конфликта

Краткий комментарий:
Посредник – это незаинтересованное лицо, которое помогает конфликтующим найти решение проблемы, устраивающее обе стороны. Обычно школа пытается справиться с конфликтами и насилием традиционными дисциплинарными мерами, но это не является эффективным способом, проблема, как правило, не решается, а в лучшем случае лишь загоняется в другие сферы общества.
Посредничество как альтернативная форма решения конфликтов используется начиная с шестидесятых годов XX века. Оно привлекло всеобщее внимание в 1984 году, когда в США была организована Национальная ассоциация за метод посредничества в образовании (National Association for Mediation in Education, NAME). NAME объединила в районных юридических центрах педагогов и посредников для разработки методов преподавания посредничества и решения конфликтов.
Процесс решения проблемы и сами занятия полезны как для посредников, так и для участников спора. Ученики, выполняя роль посредников, обучаются навыкам политической деятельности, которые они могут использовать и за пределами школы. Посредники учатся внимательно слушать, суммировать и обдумывать полученную информацию. В дальнейшем они овладевают навыками решения проблем, управления, письма, организации важных обсуждений между спорящими сторонами. Поскольку посредники стараются решить конфликт и предотвратить его повторение, ученики также учатся планировать будущее. Они узнают о правах и обязанностях, о последствиях и выборе.
Участники спора также получают многое из таких уроков. Прежде всего, возможно, в первый раз в своей жизни они учатся мирным путем решать конфликты. Узнают, что решение может быть найдено, не прибегая к насилию. Они также учатся сочувствовать другим. Опытные посредники обычно следуют такому простому порядку, как приведенная ниже модель, разработанная Американской ассоциацией адвокатов.

Часть 1. Введение
1. Попросите представиться участников.
2. Объясните роль посредников.
3. Объясните основные правила. Например: уважать друг друга.
4. Объясните этапы посредничества
5. Попросите задать возникшие перед началом вопросы.

Часть 2. История
1. Обе спорящие стороны объясняют ситуацию посреднику.
2. Суммирование взглядов каждой стороны.
3. Убедитесь, что вы поняли суть конфликта.
4. Убедитесь, что обе стороны понимают суть конфликта.

Часть 3. Выявление фактов и эмоций.
1. Обе стороны рассказывают друг другу о своей позиции.
2. Обсуждение фактов и эмоций.
3. Стороны меняются ролями.
4. Суммируйте факты и эмоции обеих сторон.

Часть 4. Возникшие возможности
1. Спросите обе стороны, как они могли бы решить конфликт.
2. Запишите все возможные решения.
3. Пометьте только те, которые устраивают обе стороны.

Часть 5. Соглашение
1. Используйте только те варианты решения конфликта, которые устраивают обе стороны.
2. Составьте соглашение, используя слова участников.
3. Все подписывают соглашение.

Часть 6. Развитие
1. Объясните суть развития дальнейших отношений.
2. Не забудьте поблагодарить людей за то, что они позволили службе посредников оказать им помощь.

Елена СУРЬЯНИНОВА,
учитель граждановедения
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте