Завершился IV Всероссийский конкурс методических разработок “Сто друзей”. По сравнению с прошлогодним он прошел заметно активнее. Если в 2000 году в конкурсе участвовали 48 регионов, то сегодня уже 62. Плюс Казахстан. В редакцию поступило 446 работ. Это почти в два раза больше, чем на прошлый конкурс. Из шести номинаций особой популярностью пользуются “Сценарии уроков” и “Организация внеклассной работы по предмету”. Соответственно 157 и 129 методических разработок. А вот в номинации “Сделай сам” всего 11 работ.
По количеству конкурсных работ слабый пол превзошел сильный почти в восемь раз. Женщины прислали 394 работы, а мужчины – лишь 52.
От 1 до 3 работ: Архангельская, Мурманская, Ярославская, Пензенская, Брянская, Камчатская, Калужская, Курганская, Тульская, Волгоградская, Читинская, Самарская, Воронежская, Курская, Кировская, Псковская, Ленинградская, Астраханская, Тверская, Смоленская, Рязанская области, Москва, Башкортостан, Республика Хакасия, Северная Осетия – Алания, Адыгея, Республика Коми, Якутия, Чукотский АО, Казахстан;
от 4 до 10: Костромская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Новгородская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Нижегородская, Кемеровская, Тюменская, Владимирская, Амурская, Пермская, Саратовская, Ульяновская области, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Мордовия, Карелия, Карачаево-Черкесия;
от 11 до 20: Липецкая, Калининградская, Белгородская, Вологодская области, Удмуртия, Алтайский край;
Московская область – 24;
Иркутская область – 29.
Вне конкуренции на этот раз Красноярский край – 42 работы.
Впервые за 4 года “выстрелили” Брянская, Камчатская и Костромская области. Поздравляем дебютантов! Никогда еще так высоко не поднималась Московская область. Прошлогодние победители – иркутяне – сдали позиции своим соседям-красноярцам. Из года в год сибиряки являются “флагманом” “Ста друзей”.
Что ж, будем надеяться, что следующий конкурс пройдет не менее интересно и охватит еще больше регионов. А сегодня мы начинаем публиковать обзорные рецензии предметно-номинационного жюри конкурса.
Номинация “Сделай сам” представлена на удивление скромным количеством работ. Это тем более странно, что традиционно отечественные педагоги славились умением создавать средства наглядности буквально из ничего, оборудовать кабинеты на голом месте и идти на самые невероятные ухищрения, чтобы обойтись малыми финансами при высоком КПД. Похоже, что современная тенденция к патентованию и регистрации мало-мальски значимых изобретений сыграла злую шутку с номинацией “Сделай сам” – очевидно, педагоги держат в секрете многолетний опыт выживания в условиях постоянного недофинансирования и жестких требований по обустройству кабинетов.
Но тем не менее все же нашлись люди, готовые поделиться своими находками с коллегами.
Татьяна ПАНФИЛОВА из села Гонохова Алтайского края прислала рекомендации по оформлению кабинета истории. Работа проникнута духом патриотизма – автор предлагает расположить напротив доски от пола до потолка флаг нашего государства, а также установить стенды “Победная слава России” и “Из истории российской государственности”.
Учитель технологии из поселка Новый Тарьял Республики Марий Эл Александр МАЧУЛЬСКИЙ предлагает свою концепцию оформления школы в русском стиле домовой резьбы: здесь присутствуют и колодец, и окно с резными наличниками, и постоянно действующий выставочный ряд, где экспонируются школьные стенгазеты, поделки из бумаги, швейные изделия и т.д. По замыслу разработчика ученики и на уроке, и на перемене должны постоянно видеть русские национальные узоры, красоту изделий традиционных промыслов, а также иметь возможность видеть рядом лучшие свои работы.
Тревогой и заботой о здоровье школьников преисполнена работа Марины ШЕЛАНКОВОЙ, филолога из города Бийска Алтайского края. Как она говорит, “с компьютером общается немало близоруких детей и взрослых, а мебель рассчитана на абсолютно здоровых людей”. Из-за этого одни вынуждены утыкаться носом в монитор, горбясь и щурясь, а другие – отодвигаться от дисплея, откидываясь на спинку стула и беря клавиатуру на колени. Автор предлагает усовершенствовать классические компьютерные столы, приделав к ним снизу откидную крышку, на которую при необходимости можно положить руки.
Девиз Ирины КИРИЛЛОВОЙ, учителя математики из деревни Ново-Сережкино Республики Татарстан, – “Мой кабинет – моя крепость”. В помещении максимально использован каждый сантиметр полезной площади. Учитель детально рассматривает возможности каждой из стен кабинета (включая пространство между окнами), а также этажерок, подставок, ящиков для таблиц и т.д. Помимо обычной “доски-триптиха” педагог предусмотрел металлические подложки по ее обеим сторонам, которые могут быть использованы как дополнительные площади для письма и для прикрепления плакатов при помощи магнитов. Масса объемных фигур, геометрических тел, лекал и трафаретов хитроумно размещена на полках, подставках и крючочках на стенах.
Эти идеи нашли развитие в работе Галины ОБИДИНОЙ, преподавателя спецдисциплин строительного цикла ПТУ N80 города Ртищева Саратовской области. Автор решила уйти от традиционной посадки учеников, “когда более слабые ребята прячутся за спинами своих товарищей, боятся встретиться взглядом с преподавателем”, и расположить парты П-образно, по периметру кабинета. Для этого пришлось модернизировать сами столы, оббив их ДВП и оклеив специальной пленкой, на которую заодно нанесли трафаретом иллюстративный материал различных видов орнамента. Подиум, на котором расположен стол преподавателя, обрамлен фрагментами видов плиточных облицовок. Кстати, чтобы готовить плиточника и не тратить много дефицитных материалов, для демонстрации узоров и способов настилки полов учитель применяет пенопластовые плитки на магнитах и все ту же металлическую доску. Также преподавателем накоплен богатейший наглядный материал: коллекции горных пород, изделия из стекла, образцы сухих пигментов, заполнителей, вяжущих материалов, обоев и т.д.
Одна из самых интересных работ представлена Леонидом КУКСЕНКО, преподавателем физической культуры и ОБЖ лицея N1 города Усолье-Сибирское Иркутской области. Он предложил оборудовать в помещении для атлетических упражнений уголок туриста и приложил детальную разработку этого проекта. Красота находки состоит в том, что при этом не требуется дополнительная площадь, ведь альпинист (хотя бы и начинающий) использует свою экологическую нишу – пространство у потолка и в верхней части стен. Грамотно выполненные чертежи показывают, как лучше изготовить устройства для имитации склона переменной крутизны, зацепов скального лазанья и др.
С вышеупомянутыми конкурсными работами вы сможете ознакомиться на страницах “Учительской газеты” и методического приложения “Сто друзей”.
Приведенный обзор работ показывает, что, с одной стороны, каждый российский педагог может принять участие в нашем конкурсе в номинации “Сделай сам”, а с другой – нам есть чем поделиться друг с другом! Помоги другим, и тогда другие помогут тебе!
Вадим МЕЛЕШКО
P.S.
Обзор конкурсных работ мы продолжим в следующих номерах “УГ”.
Комментарии