Недавно в Комитете по образованию вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи и председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева провели совещание с руководителями негосударственных образовательных учреждений. В своем вступительном слове вице-губернатор отметил, что в документах Правительства РФ определено, что позиция органов государственной власти должна быть направлена на поддержку негосударственного образовательного сектора. По словам Василия Кичеджи, детей нельзя поделить на своих и чужих, поэтому государственные и частные образовательные учреждения должны работать в едином образовательном пространстве.
Вице-губернатор подчеркнул, что сегодня и государственный, и негосударственный секторы образования являются социальными партнерами, выполняя важные государственные задачи. Одна из самых острых проблем в городе – нехватка мест в государственных детских садах, и негосударственные дошкольные учреждения помогают решать эти вопросы для детей до трех лет. Правительством города в свою очередь предусмотрена система мер поддержки негосударственных учреждений образования – это и предоставление льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, и предоставление субсидий на образовательную деятельность, и консультационная поддержка.Такой порядок вещей будет сохраняться и с введением нового Закона «Об образовании в РФ». Как сообщил заместитель председателя Комитета по образованию Александр Ксенофонтов, смысл и механизм предоставления субсидий для частных образовательных учреждений (ЧОУ) не изменится. Новшеством станет лишь норма, по которой главный распорядитель средств, предоставляющий субсидию, должен будет заключить с соответствующим ЧОУ договор, где будет прописано согласие ЧОУ быть готовым к финансовым проверкам на предмет целевого использования средств субсидии.Поскольку вице-губернатор сам предложил поговорить о трудностях на ниве частного образования, руководители ЧОУ сразу же включились в диалог. Оказалось, что самой насущной является проблема сроков аренды помещений. Сегодня подавляющее большинство частных школ и детских садов вынуждены каждые три года перезаключать договор аренды, что, в общем-то, настоящий стресс как для руководителя, так и для учеников и их родителей. С такой краткосрочностью трудно быть уверенным в завтрашнем дне. В связи с этим руководители ЧОУ попросили помощи в получении разрешения на аренду помещений и земли на срок продолжительности реализуемых образовательных программ, то есть не менее 11 лет.Как объяснил Александр Ксенофонтов, решение о сроке аренды принимает Комитет по управлению городским имуществом, однако срок аренды от 10 до 49 лет имеет одно ограничение. Все договоры аренды, начиная от 10 лет, подлежат особому порядку согласования, который требует участия правительства и губернатора. При аренде до 10 лет такого согласования не требуется. Поэтому руководителей ЧОУ попросили подготовить обращение по вопросу продления сроков аренды в Комитет по образованию, который постарается оказать содействие в этом вопросе.Не менее важен для руководителей ЧОУ также и вопрос взаимодействия с государственным сектором образования. К сожалению, часто бывает так, что опыт работы в ЧОУ не востребован коллегами из государственных образовательных учреждений, хотя многие частные школы создавались отнюдь не для коммерциализации, а для реализации оригинальной педагогической идеи. За двадцатилетний период работы частных школ накоплено много интересного и полезного, что могло бы пригодиться в работе любому образовательному учреждению.По утверждению самих «частников», на совещании были затронуты действительно серьезные вопросы, но еще больше осталось за кадром. Например, тема отношения государства и общества к ЧОУ гораздо шире, чем она была преподнесена.Несмотря на то что правительство страны обратило внимание на частное образование и в новом Законе «Об образовании в РФ» абсолютно исключена разница между государственными и негосударственными образовательными учреждениями, ЧОУ переживают непростые времена. Заявленные изменения носят скорее формальный, чем кардинальный характер. Мало того, как это часто бывает, случился перекос в сторону усиления жесткости контроля и надзора за ЧОУ. Может, это и неплохо, но с точки зрения реализации образовательной политики не совсем правильно. Прежде всего потому, что, обладая правом выбора, любой гражданин РФ может дать своему ребенку образование в рамках ФГОС в той форме, в которой считает нужным. То есть может выбрать как государственное обучение, так и частное. И выбирает он, основываясь на своих представлениях о том, что будет максимально эффективным для развития ребенка. На этом строится сегодня и вся политика образования. Но чтобы получить такой результат, линейка предложений должна быть достаточно широкой. И в нее должны входить не только те, что реализуются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, но и частными образовательными учреждениями.Конечно, зачастую ЧОУ под мерки государственных школ не подходят. Потому что рамки, созданные для больших школ, способных реализовывать целый ряд направлений, неосуществимы для ЧОУ по определению. Но в каждой частной школе, даже если она не выкроена по государственным лекалам, в обязательном порядке есть своя специфика, которая нужна людям. Просто, как правило, люди об этом не знают. Поэтому органы государственной власти должны знать и быть компетентными в области частного образования, и тогда они смогут проанализировать, какие конкретно услуги оказывают в каждом ЧОУ, и предложить их потребителю. Сейчас чиновники от образования знают, что есть такие школы и как они рейтингуются в соответствии с контролем по исполнению выделенного бюджета, но что касается содержания образования, то для них это по-прежнему терра инкогнита. Хотя внутри каждого ЧОУ точно есть зерно, которое необходимо изучить.Например, своим коньком в образовании ЧОУ считают воспитание. В отличие от государственной школы здесь воспитательная составляющая охватывает все 100% детей, а зачастую и их родителей. В государственной школе для этого не хватает ни времени, ни количества специалистов. В ЧОУ научились создавать среду, потому что только она может воспитывать. Другой вопрос, какую модель воспитания школа берет за основу. И в этом проявляется разница между ЧОУ. Ведь даже в общении у каждого человека своя позиция относительно воспитания, у каждого человека свой набор показателей. И ЧОУ создают определенную воспитательную среду для определенных людей, которые так или иначе поддерживают концепцию этой школы по принципам воспитания, принципам обучения, принципам взаимоотношений людей.Еще одна особенность, присущая негосударственному сектору образования, – это гибкость подходов. К примеру, каждый ребенок идет к определенному результату своим путем. Иногда он прямой, иногда обходной, но главное – помочь ребенку дойти до конечного пункта. Как поясняют представители ЧОУ, если школа не будет гибкой, не будет прислушиваться к реальным запросам потребителя, не постарается соотнести его желания и возможности с общими правилами и со своими возможностями, не изобретет варианты взаимодействия с ребенком и его родителями, то никто в эту школу просто не придет.В то же время, увы, часто в ЧОУ приходят люди, у которых возникла какая-то проблема в обучении ребенка. Процент людей, считающих, что самообразование будет глубже, детальнее и, возможно, эффективнее в ЧОУ именно для этого ребенка, очень мал. И это следствие мифа 90-х годов, когда утверждалось, что в негосударственных школах не дают качественного образования. Однако если посмотреть на результаты сдачи ЕГЭ, то ни в одном ЧОУ ученики не сдают экзамен хуже, чем ученики государственных школ. Мало того, в частные школы часто приходят дети, у которых по всем предметам неудовлетворительные оценки, но для них выстраиваются такие схемы, при которых они достигают максимальных результатов.По убеждению «частников», город должен пользоваться возможностями, которые есть у ЧОУ. К примеру, во всех негосударственных школах есть опыт инклюзивного обучения, и это бесценный опыт. Потому что вот уже двадцать лет в ЧОУ учат любых детей без отбора. Если ЧОУ поддержать государственными средствами, то вполне можно осуществлять целевой набор детей с ОВЗ. И подобный опыт в нескольких частных школах уже был. Ничто не мешает возобновить его. Тем более что в частной школе более ярко могут реализоваться возможности не только детей с ОВЗ, но и одаренных детей из малообеспеченных семей. Однако для реализации подобных проектов нужна государственная программа.ЦифраКоличество негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, в Санкт-Петербурге составляет 76 (21 дошкольное учреждение и 55 школ). Количество воспитанников и учащихся НОУ – 7057 детей.КомментарийНадия СПИРИДОНОВА, начальник отдела образования Невского района, Санкт-Петербург:- Негосударственный сектор делает систему образования более разнообразной, более конкурентоспособной, позволяет родителям иметь право выбора. У нас в районе работают 14 частных детских садов и 3 негосударственные школы. Мы искренне заинтересованы в поиске точек соприкосновения с негосударственным сектором. В частности, организована консультативная работа по различным направлениям, в том числе по формированию учебных планов, ведению основ религиозной культуры и светской этики, третьего урока физкультуры, внеурочной деятельности и итоговой аттестации. В районе хорошо ведется их методическая поддержка: педагоги приглашаются на семинары и вебинары, учителям ЧОУ открыт доступ ко всем информационным ресурсам района, статьи педагогов публикуются в районном периодическом издании, учителя и ученики ЧОУ участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, получают консультации специалистов психолого-педагогического и медико-социального центров и т. д. На мой взгляд, формы взаимодействия могут быть разными. Главное – найти взаимопонимание в реализации общей государственной политики в сфере образования.Санкт-Петербург
Комментарии