Одним из приоритетов лично для меня давно стало начальное профессиональное образование. Сегодня у нас много внимания уделяется подготовке элитной молодежи, хорошо, что мы боремся за качество высшего образования. Но у меня душа болит за то, что наряду с подготовкой специалистов высокого уровня не становится престижной и приоритетной подготовка рабочего класса, тех специалистов НПО и СПО, кто будет внедрять в наукоемкое производство гениальные идеи. Рабочих высокой квалификации, служащих, всех работников, которые занимаются обслуживанием самых важных отраслей, не хватает. Но в национальном проекте нет грантов для преподавателей и мастеров НПО, а ведь это так важно. Составляющей частью образовательного проекта это должно быть хотя бы в ближайшем будущем. Президент сказал правильно: есть концепция модернизации и нужно сосредоточить усилия, деньги и кадры на этом направлении.
Но не нужно зацикливаться на одном уровне – на школе, а полноценно поддерживать все уровни образования. Гранты по проекту получат общеобразовательные школы, а мне бы хотелось, чтобы такая возможность появилась у ПУ, колледжей и техникумов. За классное руководство назначат доплату школьным учителям, а почему не воспитателям профессиональной школы? Там ведь такие же педагоги, такие же преподаватели, но они должны иметь еще более содержательные, более глубокие знания, потому что перед ними стоят еще более сложные воспитательные задачи – там трудный контингент учащихся, это те ребята, по отношению к которым в школе допустили педагогический брак в работе. Они приходят в систему НПО уже сложившимися людьми, и нам нужно научить их не только профессии, но и в конечном счете воспитать личность в процессе профессионального становления. Самое главное – они совсем не приучены работать. У нас в стране вообще не звучат слова «работа», «труд», это меня сильно беспокоит. Труд сегодня не обозначен как основа человеческого благополучия. У нас зарплата молодого рабочего две тысячи. Получается, работать невыгодно, лучше быть безработным. Наши дети должны трудиться на предприятиях, на производстве, сочетая это с интеллектуальным трудом. Нам нужны умные головы и умные руки. Я против предложений убрать из профобразования среднее образование, молодой человек там получает профессию, но нынешний рабочий по своему развитию должен соответствовать требованиям мирового уровня, уровню развития общества: уметь работать на компьютере, на сложном оборудовании, учиться сам и учить своих детей. Думаю, должен появиться национальный проект по профессиональному образованию, который поддержит мастера производственного обучения, материальную базу учреждений профобразования, директоров училищ, прикладывающих немало усилий для того, чтобы получить внебюджетные средства и вложить их в развитие учреждений. Руководители профучилищ стараются поддерживать материальную базу, но кардинально изменить ее к лучшему только своими усилиями они не смогут. Нужна мощная государственная поддержка для приобретения нового оборудования, чтобы можно было изучать и отрабатывать новые технологии, потому что на маломощном старом оборудовании современных рабочих для производства не подготовить. Нужно разработать нормативную базу, которая заинтересует работодателей всех форм собственности и не частным образом, не на уровне каждого региона в отдельности, а на общегосударственном уровне. Тогда они будут участвовать в подготовке рабочих, предоставлять для практики свою базу, оказывать социальную поддержку учащимся, выпускникам НПО, которые придут к ним после окончания учебы. Национальный проект в области профессионального образования существенно поднял бы приоритет и вес в обществе мастера, преподавателя и руководителя образовательных учреждений.
Комментарии