Цель: углубить представления учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина – великого русского национального поэта.
Задачи:- выявить объем знаний о творчестве Сергея Есенина;- формировать навыки актуализации знаний в нестандартной ситуации;- повышать интерес к урокам литературы.Возраст участников конкурса: 15-16 лет.Правила игрыВикторина состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается орден шелкового умника (или визитка «Умники и умницы»). В случае если один агонист затрудняется с ответом либо ответ его неверен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей).Перед тем как агонисты начнут состязаться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:1) красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на 2 вопроса, однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку; 2) на желтой дорожке участника викторины ожидают 3 вопроса, зато здесь допустима 1 неточность в ответе;3) зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задаст агонисту несколько вопросов. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество – здесь можно ошибиться дважды. I. Пролог1. Конкурс красноречия Тема выступления – «Есенин – мой любимый поэт» (30 сек.).Задание – распределите сборники по годам издания: «Радуница», «Персидские мотивы», «Исповедь хулигана», «Голубень», «Русь советская».II. ВикторинаВедущий: Итак, дорожки участников определены.Красная дорожка – у победителя отборочного тура, желтая дорожка – у участника, занявшего 2-е место, и зеленая дорожка – у третьего участника.1-я глава – «Теоретическая»Предлагаются на выбор карточки: «Поэма», «Письмо», «Песня», «Баллада», «Послание», «Притча», «Повесть».ОтветыПоэма. Дайте определение жанра. Назовите историко-героическую поэму С.Есенина. Ответ: «Песнь о великом походе».Письмо. Дайте определение жанра. Перечислите произведения, название которых начинается со слова «Письмо». Ответ: «Письмо к матери», «Письмо деду», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре», «Письмо от матери».Песня. Дайте определение жанра. Перечислите произведения, название которых начинается словом «Песня».Ответ: «Песнь о Евпатии Коловрате», «Песня», «Песнь о хлебе», «Песнь о собаке», «Песни, песни, о чем вы кричите» и др. Баллада. Дайте определение жанра. Назовите произведение, написанное в этом жанре.Ответ: «Баллада о двадцати шести». Послание. Дайте определение жанра. Назовите произведения этого жанра.Ответ: «Собаке Качалова», «Пушкину», «Поэтам Кавказа», «Льву Повицкому» и др. Притча. Дайте определение жанра. Назовите, какая притча легла в основу стихотворения «Письмо матери».Ответ: «Притча о блудном сыне».Повесть. Дайте определение жанра. Назовите повесть С.Есенина. Какова судьба этого произведения?Ответ: «Яр». Повесть написана и напечатана накануне революции. Прошла почти незамеченной. Говорить о ней С.Есенин не любил, отдельного издания выпустить не захотел.2-я глава – «Лингвистическая»Предлагаются на выбор карточки: «Выть», «Шушун», «Щипульник», «Гасница», «Тальянка», «Дулейка».Задание: дайте толкование данным словам.1. «Черная, потом пропахшая выть…»Ответ: выть – часть села. Село делилось на выти. В каждую выть входило 50-60 дворов. Так же называли и надел земли, отводимый двору.2. «Раздвигая щипульные колки,На канавах звенят костыли». («По дороге идут богомолки…»)Ответ: щипульник – шиповник.3. «А как гаркнут ребята тальянкою…» («Русь»)Ответ: гармонь.4. «Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне…» («Письмо матери»)Ответ: шушун – женская одежда вроде кофты или телогрейки.5. «Пляшет гасница,Прыгает тень…» («Вечер, как сажа…»)Ответ: гасница – коптилка, самодельная лампа без стекла.6. «Отряхают старухи дулейки…»Ответ: дулейка – ватная кофта.3-я глава – «Биографическая»Предлагаются на выбор карточки: «Санкт-Петербург», «Рязань», «Кавказ», «Америка», «Москва», «Персия».ОтветыСанкт-Петербург. В записной книжке Александра Блока 9 марта 1915 г. появилась эта фраза о С.Есенине. Какая?Ответ: «Днем у меня рязанский парень со стихами, крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые…»Москва. 1913 год. Кем С.Есенин работает в типографии Сытина?Ответ: подчитчиком, не повышая голоса, читал по авторской рукописи, текст которой исправлял в гранках (то есть в типографских оттисках) корректор.Кавказ. 1924-1925 гг. Поездка по Грузии и Азербайджану. Состоялось знакомство С.Есенина с первым секретарем ЦК КП Азербайджана. Назовите его имя.Ответ: Сергей Миронович Киров.Америка. После поездки по Америке С.Есенин написал очерк. Как он называется?Ответ: «Железный Миргород».Рязань. 1915 г. Врачебная комиссия предоставила Есенину отсрочку от армии. Поэт поехал в Константиново, где подготовил рукописи двух книг. Какие это рукописи?Ответ: «Рязанские побаски, канавушки и страдания» и сборник собственных стихов «Радуница».Персия. В этом городе Есенину создали «иллюзию Персии». Назовите город.Ответ: Баку.4-я глава – «Литературная»Поэт1. Назовите любимого поэта С.Есенина.Ответ: Пушкин.2. Этого поэта Есенин назвал «Оскар Уайльд в лаптях». Назовите имя поэта.Ответ: Николай Клюев (по воспоминаниям Надежды Вольпин «Свидания с другом»).3. Назовите имя поэта, который в 90-х годах ХХ века сказал, что слышит «гул Судьбы» в имени С.Есенина. Ответ: «Сережа – Береза. Есенин – весенний, вешен – повешен». Андрей Вознесенский.4. Какое пари выиграл В.Маяковский у С.Есенина? Ответ: при первой встрече двух поэтов Есенин был в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. В.В.Маяковский сказал: «Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите». Через несколько лет поэты встретились у М.Горького. В. Маяковский «заорал: «Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак, и галстук!» («Как делать стихи», В.Маяковский. 1926 г.).Писатель1. Этому писателю С.Есенин признался: «Я очень люблю всякое зверье». И проникновенно прочитал стихотворение, чем вызвал слезы у слушателя. Назовите стихотворение и имя писателя.Ответ: М.Горький. Стихотворение «Песнь о собаке».2. Портрет этого писателя был подарен С.Есенину вместе с похвальным листом по окончании Константиновского земского четырехгодичного училища в 1909 г. Ответ: портрет Н.В.Гоголя.3. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», по словам поэта, было написано под влиянием произведения Н.В.Гоголя. Назовите произведение.Ответ: «Мертвые души», начало 6-й главы (по воспоминаниям С.А.Толстой-Есениной).Поэтесса1. Этой даме Есенин сказал: «Вы продажны и противны в этом (в нелюбви к новой России), как всякая контрреволюционная дрянь».Назовите имя дамы.Ответ: Зинаида Гиппиус. Фельетон «Дама с лорнетом», 1924-1925 гг. 2. Назовите имя поэтессы, которая сказала о Есенине в 60-х годах ХХ века: «Его поэзия не дает нам сфальшивить, как камертон – хору, задает тон искренности, любви к человеку, к Родине». Ответ: Римма Казакова.3. Зинаида Гиппиус, желая унизить поэта, посмеяться над ним, навела лорнет на его ноги, спросила… О чем? И что ответил Есенин?Ответ: «Что это на вас за гетры?» – «Это охотничьи валенки». («Дама с лорнетом»)III. ЭпилогКонкурс «теоретиков»За каждый правильный ответ даются медали.1. О ком эти строки? Как называется стихотворение?«Я счастлив тем, что сумрачной порою одними чувствами я с ним дышал и жил».Ответ: о В.И.Ленине. «Капитан земли», написано к 1-й годовщине кончины В.И.Ленина.2. Кому посвящено это стихотворение?Зеленая прическа,Девическая грудь.О тонкая березка,Что загляделась в пруд!Ответ: Лидии Ивановне Кашиной.3. Кому адресованы эти строки: «Я северный ваш друг и брат!»Ответ: поэтам Грузии.4. Что олицетворяет собой красный конь в этих строках?«Сойди, явись нам, красный конь!Впрягись в земли оглобли».Ответ: олицетворяет молодые силы, способные на действия вселенского размаха.5. Что такое Инония?«Обещаю вам град Инонию, где живет божество живых!»Ответ: голубая страна, край крестьянского довольства, благополучия; счастливая страна.6. Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.Что олицетворяет собой образ розового коня? Ответ: «несбыточные мечты о прекрасном и идеальном (розовые мечты)» – П.П.Бельская; «конь, освещенный отблеском зари» – К.Я.Ваншенкин.Награждение победителя конкурса «Умники и умницы» дипломом и подарком – портретом С.А.Есенина.Ольга СПАСИБЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №22 города Волгодонска Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Есенин: взгляд из будущего»
Комментарии