Наше общение началось с шутки. Студенты рассказали анекдот о Шостаковиче, у которого соображающие на троих пытались выяснить, кем работает композитор. Профессия эта настолько редкая, что сложно представить себе, что на вопрос о профессии кто-то ответит: «Композитор». Но, несмотря на такие диссонансы современного восприятия, в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К.Глазунова работает кафедра теории музыки и композиции, где и учатся будущие композиторы.
«Конса» – так любовно студенты называют образовательную организацию, в которой учатся молодые люди из российских городов и разных стран. Петрозаводская консерватория – единственная на Северо-Западе, дальше Петербург и Москва. По рейтингам в десятке сильнейших. По бонусам – отремонтированное здание консерватории, уютное общежитие, современная библиотека, фонотека, три концертных зала, бесплатная звукозапись для студентов.
Четвертый этаж. Небольшая аудитория, где умещаются два рояля, пара столов, шкаф и стулья. Здесь обитают композиторы.
– Осторожно! – предупреждает преподаватель кафедры теории музыки и композиции Полина Крышень. – В аудитории превышено количество композиторов на квадратный метр.
Полина Викторовна, студенты зовут между собой преподавателя ПВ, вокруг себя распространяет ауру неформального общения. В учениках ПВ души не чает, каждого слушает внимательно, в каждом видит талант и способности… Еще бы!
Первокурсник Максим Бобин приехал в консерваторию из Архангельска и пишет фортепианную сонату и духовой квартет. Студент второго курса Паша Жебелев, тоже архангелогородец, создал струнный квартет. Татьяна Попова из Вологды на третьем курсе работает над концептуальным программным циклом для смешанного состава. Четверокурсники и вовсе творят в крупных жанрах. Так, Даниил Попов из Сыктывкара завершает создание кантаты. Петербуржец Александр Гагулашвили пишет симфонию. Выпускница консерватории этого года Олеся Величко из Воркуты создала три картины для оркестра, премьера концерта прошла 27 мая в Большом зале консерватории.
– Композитор – это скорее о призвании, потребности создавать музыку. Иногда и уверенности нет, что сочинение будет сыграно, – рассказывает Полина Крышень о том, как соединяются творчество и жизнь. – Как это ни странно, но композиторы, как и много веков назад, пишут в стол. Высшее музыкальное образование позволяет, например, преподавать в музыкальной школе, колледже, в общеобразовательной школе вести музыку… Студенты консерватории, как правило, уже работают.
Выбор собственного пути, не профессии, может быть предопределен в детстве, в музыкальной школе.
– Раньше в музыкальной школе у детей был курс композиции, но из-за тенденции к сокращению часов и оптимизации теперь сочинять детей не учат, – рассказывает Полина Викторовна, которая занимается со школьниками и учит азам композиторского искусства. – Знаю, остались дети, которые пишут музыку. Сама поддерживаю нескольких таких ребят, в том числе и из районов республики.
Понятно, что помогают не каждому талантливому ребенку, но те, кто сочиняет музыку и без нот с инструментом жизни не мыслит, поступают в музыкальный колледж, а там как раз и есть курс композиции, в рамках которого студент сочиняет.
– Путь до нашей кафедры у каждого свой. В композиторы приходят уже люди сложившиеся, которым есть что сказать, – продолжает рассказывать Полина Крышень. – Иногда в консерваторию поступают после колледжа, где учатся четыре года, реже после 11‑го класса. Обычно студенты посещают музыкальную школу, это семь-восемь лет занятий параллельно с общеобразовательной школой.
Так что для того, чтобы стать композитором, требуется лет пятнадцать. Но вопрос о том, как научиться сочинять музыку, у студентов вызывает заминку.
– Никто не скажет ни точно, ни приблизительно, – нарушает молчание преподаватель. – Все индивидуально и совершенно не поддается описанию. Одни пишут быстро, другие днями сидят за инструментом, отрешившись от действительности. Композитору иногда легче писать для кого-то и знать, что произведение сыграют, но так наверняка бывает только в годы студенчества…
Более 30 лет композицию на кафедре вел профессор Александр Белобородов, известный композитор России и Карелии. После ухода из жизни в 2016 году класс перешел к его выпускнице Полине Крышень, члену Союза композиторов России, лауреату международных конкурсов, автору камерных и хоровых сочинений. В кабинете на подоконниках разложены книги из личной библиотеки композитора, которые отдала студентам вдова Александра Белобородова.
Вопрос о том, как зарабатывать композитору, вызывает легкую растерянность у студентов. На вопрос отвечает Александр, который уверен, что можно и рекламу для радио и телевидения писать, и для сериалов музыку создавать. Александр из Петербурга. Чувствуется, что он лучше остальных знает, как не пропасть.
… Говоря о впечатлениях, связанных с творческой жизнью, студенты вспоминают поездки. В этом они солидарны с преподавателем Полиной Викторовной: чтобы развиваться, нужно выезжать, встречаться с коллегами на конкурсных и фестивальных площадках, играть, сочинять, ощущать биение жизни. В 2018 году карельская делегация побывала на Всероссийском конкурсе композиции имени C.С.Прокофьева в Королеве Московской области. В 2019 году карельские студенты-композиторы стали участниками IV Международного конкурса-фестиваля молодых музыкантов имени А.Я.Эшпая в Йошкар-Оле. Студенты Полины Крышень – лауреаты российских и международных конкурсов.
Есть у студентов и преподавателя мечта – организовать фестиваль в Петрозаводске, где композиторы разных уровней и возрастов могли бы сыграть собственную музыку. «Не на оценку, не для соревнования, кто лучше и сильнее, а чтобы обменяться идеями, получить поддержку творческого сообщества и почувствовать радость общения», – мечтает Полина Крышень.
Комментарии