search
main
0

Подарок сердцу

Слагается учительское счастье из лучших ученических побед

Успех наших учеников (100 баллов по ЕГЭ, победа в олимпиаде, стихи, попавшие в сборник конкурса «Проба пера») – это всегда как «подарок сердцу», как говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Мы счастливы, мы благодарим ребенка за то, что нам выпало счастье его учить, и нам всегда так трудно сформулировать, в чем секрет успеха. Хочется сказать, что просто ребенок достался такой талантливый и трудолюбивый. И это истинная правда, потому что для получения высокого балла по литературе нужна самоотверженная работа самого ребенка по предмету.

 

Какова мера нашего взноса в успех ученика? В чем секрет этого успеха, кроме безусловной одаренности каждого ребенка? «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» – это слова Лиса Маленькому принцу. И секрет нашего успеха уже давно был сформулирован В.А.Сухомлинским: «Сердце отдаю детям». Слишком патетично? Но ведь это так!

«Любите ли вы театр, как люблю его я?» – спрашивал Виссарион Белинский. Мы, учителя, каждый о своем предмете можем сказать ученикам, например, так: «Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? Нет… Значит, моя задача – сделать так, чтобы и вы полюбили!» Для того чтобы увлечь своим предметом, надо сделать так, чтобы три десятка глаз увидели, что ты благоговеешь перед тем, что несешь им, что у тебя горят глаза, когда ты рассказываешь о любимом предмете. Литература нужна всем. Это средство для жизни. Говорить с учениками можно только о том, что близко тебе, что стало средством твоей жизни, говорить искренне, как с равными тебе во всем. Надо добиться, чтобы твоя увлеченность захватила их. Это первая составляющая успеха.

У всех на слуху фраза «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Мало кто помнит, что на самом деле это речевой оборот, созданный на основе стихотворения Евгения Винокурова «Художник, воспитай ученика» и несущий мысль о том, что надо воспитать такого человека, который обгонит тебя и у которого ты сам потом сможешь учиться. Мне всегда казалось, что этот афоризм не совсем верен, что его надо бы перефразировать: «Учитель, разгляди ученика и постарайся у него учиться». Надо видеть в ученике человека, который каждый день помогает тебе делать маленькие открытия, и не уставать этим восхищаться. Мне, например, очень часто приходится говорить ученикам разного возраста на уроке: «Как это здорово! А я об этом не думала! Я этого не заметила! Спасибо!»

И если ученик поверит тебе и поверит в себя, то наверняка будет стремиться к новым открытиям.

Гоголь писал о своих сочинениях: «Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина», то есть не обращал внимания на крики хулы и озлобления, сопутствовавшие его творческому пути, а ценность написанного проверял мыслью о том, одобрит ли его строки великий поэт. Одна из важных составляющих успеха – ваш авторитет в глазах ученика. Если он пишет сочинение не для того, чтобы отписаться, а так, чтобы не стыдно было сдать, если ему важно услышать вашу похвалу, ему хочется быть похожим на вас, он стремится к своему идеалу, то он обязательно достигнет успеха. В моей жизни был такой учитель – моя классная руководительница Елена Константиновна Плоткина, оценкой которой я и по сей день проверяю все сделанное мною.

В нашей учительской работе есть еще одна очень важная ступенька, которая поведет ученика вверх, – это искренняя любовь к каждому из них. Помните давний фильм о практикантах, впервые попробовавших свои силы на уроках, он назывался «Это мы не проходили». Самой успешной оказывается одна практикантка, и в конце фильма ее сокурсник озадаченно спрашивает: «Слушай, мы же из одного института, кто тебя учил педагогике?» И она отвечает: «Больше всего – моя мама, она меня очень любила». Если любишь каждого ученика и веришь в него, он раскроется, потому что все дети талантливы. Я особенно убедилась в этом за долгие годы руководства школьной театральной студией: все дети талантливы, надо найти их роль и помочь им раскрыться.

Желаю всем коллегам, чтобы судьба была к нам добра и награждала за наш труд самой высокой платой – успехами наших учеников!

Александра ЦОГЛИНА, учитель русского языка и литературы школы №1636 «НИКА»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте