search
main
0

Подарите счастье слышать мир. или Как избавиться от тишины

Зажмите на минутку уши – и вас окутает вязкая тишина, мир станет тусклее и скучнее, и все потому, что из него исчезли звуки. Многие из детишек – воспитанников Раисы Ивановны Маетной, до того, как попали в специальную общеобразовательную школу-интернат II вида №48, никогда не слышали голоса своей мамы, пения птиц и грохота весеннего грома. Раиса Маетная возглавляет интернат уже много лет, а работает здесь практически с самого начала своей трудовой биографии – с 1971 года. По образованию Раиса Маетная – сурдопедагог и потому досконально знает все проблемы слабослышащих и поздно оглохших детей.

– Самая большая трагедия – поздно оглохшие дети, когда ребята теряют слух после болезни – гриппа или менингита в 7-8-м классе. Во-первых, в большинстве случаев у них не остается даже остатков слуха, а во-вторых, они не умеют читать по губам, и им так сложно адаптироваться к окружающему миру, который внезапно стал для них безмолвным. Так как я работаю со слабослышащими и глухими детьми уже более тридцати пяти лет, то могу анализировать ситуацию. Если раньше к нам приходили ребятишки с так называемым чистым диагнозом – тугоухость, то сейчас, как правило, с целым букетом сопутствующих болезней. ЗПР – это понятно и естественно, если ребенок не слышит речи, то со временем начинает отставать в интеллектуальном развитии. Чаще стали приходить тугоухие, с умственной отсталостью, а сейчас встречаются дети, страдающие аутизмом. Был у нас случай, когда несчастный малыш даже не мог подать голос. Благодаря уникальному французскому аппарату СУВАГ этот ребенок смог заговорить. Вы бы видели, как он сам обрадовался, когда произнес первое слово.

Кстати, Раиса Ивановна не так давно прошла во Франции, в Париже, курсовую подготовку по использованию СУВАГа для слабослышащих и глухих. Теперь, оценив все преимущества этого звукоусиливающего оборудования, планирует закупить для интерната еще несколько единиц этого уникального прибора. Оказалось, он дает чистейший, без единой помехи, звук.

– Вообще за рубежом, в Европе очень большое внимание уделяется проблемам детей-инвалидов, в частности глухим и слабослышащим детям, – говорит Раиса Маетная. – У них есть возможность получать высшее образование, причем какое они пожелают. У нас же, пожалуй, лишь немногие вузы, в частности МГТУ имени Баумана, а с 2005 года и пединститут ЮФУ дают реальный шанс получить глухим диплом о высшем образовании.

…У Раисы Ивановны много проблем, причем не только материальных, хотя они тоже имеют место быть. Одна из серьезных – нехватка квалифицированных сурдопедагогов, которых, как выяснилось, в Ростове не готовят. (В пединституте ЮФУ есть отделение коррекционной педагогики, где обучают логопедов, но ни тифлопедагогов – педагогов для незрячих детей, ни сурдопедагогов там не учат.) Впрочем, коммерческое отделение филиала Московского института открытого образования имени Шолохова готовит специалистов для коррекционных школ, но не каждому педагогу такая переподготовка по карману. Оказалось, что есть возможность пройти курс обучения в Академии повышения квалификации и переподготовки кадров в Москве, но не каждый учитель может оставить семью на целый год.

…Мы идем вместе с Раисой Ивановной по интернату, нет, плохое это слово для обозначения места, которое многие ребята считают родным домом. Причем не только те, у которых нет родителей, таких тут немного, но и те, кто не получал за всю жизнь столько тепла от родных мам и пап, сколько здесь от своих любимых, душевных, в любую минуту готовых прийти на помощь учителей. Любой ребенок может запросто пойти со своей проблемой к директору, и Раиса Ивановна обязательно, как бы ни была занята, выслушает и поможет. Кстати, она знает каждого ребенка не просто в лицо, а какая у него семья, чем он интересуется, как учится, может ли хорошо говорить или предпочитает общаться на языке глухих.

– Знаете, детям между собой легче общаться с помощью жестов, – делится своими наблюдениями Маетная, – а с нами они стараются говорить, и у многих получается это очень хорошо.

Сегодня суббота, и потому практически все, кто живет в Ростове или неподалеку, разъехались по домам, в интернате остались только сироты и те, кто живет в отдаленных селах или городах области. В классе сидит человек двенадцать-тринадцать, они разных возрастов – от несмышленых первоклашек до подростков четырнадцати-пятнадцати лет. Раиса Ивановна подходит сзади к русому, веснушчатому мальчишке и обращается к нему по имени, он не слышит, она подходит ближе, еще ближе, потом чуть ли не шепчет ему на ухо. И рассказывает историю Коли, – он сирота, жил в детском доме, где и оглох после болезни. Сейчас практически ничего не слышит без слухового аппарата (их выдают тут бесплатно), но умненький, смышленый. А вот черноглазая лет восьми девочка, у которой я пытаюсь узнать, как ее зовут, очень хочет меня понять, у нее умные глубокие глаза, но значения некоторых слов, судя по всему, она просто не знает.

– Она у нас недавно, ничего, научим, – говорит Раиса Ивановна. И действительно, кажется, обладает эта женщина какими-то магическими способностями – забытых и замкнутых глухих детей превращать в полноценных граждан, способных найти свое место в жизни. Многие из них, выходя из школы, хорошо говорят, кроме того, в интернате есть все возможности определиться с будущей профессией и проявить свои таланты – прежде всего танцевальные, так группа «Гармония» имеет звание образцовой, есть и вокальная группа.

В интернате 125 детей, и в зависимости от диагноза у каждого из них свой индивидуальный образовательный маршрут, помогающий преодолеть ту или иную проблему со здоровьем.

…Есть какая-то необыкновенная внутренняя сила у этой женщины. А самое главное в ее характере то, что этих детей она не считает чужими и болеет за их судьбы.

Комментарий специалиста

Ольга БЕЗРЯКОВА, ведущий специалист отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

– В настоящее время около 20 тысяч детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. В этой связи для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Ростовской области функционирует система специального (коррекционного) образования. Данная система включает 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Сейчас, когда идет реформирование образования, особенное внимание уделяется процессу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. В 2006-2007 учебном году в массовых школах работал 241 специальный класс, где обучались 2695 человек (из них 70 детей-инвалидов).

В области работают 17 ППМС-центров, 34 территориальных ПМПК, обеспечивающих специализированную психолого-педагогическую помощь детям разных категорий с проблемами в развитии, трудностями в обучении и отклонениями в поведении и развитии.

Ежегодно возрастает количество детей, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому. Сейчас образование в такой форме получают 2494 ребенка.

Важное место в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья отводится проблеме трудовой адаптации выпускников. На базе 8 специальных (коррекционных) образовательных учреждений созданы классы профессиональной подготовки. По направлениям деятельности видового многообразия учреждений организована работа пилотных школ (логопедия, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), мероприятия.

Ежегодно на проведение областных мероприятий с детьми-инвалидами выделяется свыше 300 тысяч рублей. Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений – неоднократные победители всероссийских и зональных чемпионатов по плаванию, мини-футболу, легкой атлетике, лауреаты и дипломанты всероссийских и международных выставок прикладного творчества детей- инвалидов «Краски всей России», фестивалей «Утренняя звезда».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте