На детском празднике всегда шумно и весело. Но, как правило, некоторые ребятишки не принимают участия в действии. Они зрители. А как хочется каждому ребенку быть в центре внимания! Конечно, на концерте выступают одаренные подготовленные дети, но в классе – своем маленьком коллективе – каждый ребенок должен быть главным действующим лицом! Второстепенные роли просто исключаются. Где как не в классе ребенок имеет возможность впервые сыграть роль, попробовать свои силы в конкурсной программе, поборов застенчивость и робость. И пусть не все очень хорошо получается, никто не осудит, ведь выступают все. Уже много лет мы с ребятами занимаемся разработкой сценариев праздников под девизом «Подарите радость всем». Основной наш принцип: обязательное участие каждого ребенка в праздничном действии на основе выбранной по желанию роли. Такая методика развивает коммуникативные способности, воспитывает чувство ответственности, взаимоуважения. Приведу несколько примеров сценариев праздников для 5-6-х классов.
Фестиваль увлечений «Золотая рыбка»
Вводная речь ведущего: «За достижения в какой-то области знания или творчестве вручают высокие награды. Нобелевскую премию присуждают за достижения в области физики, химии, медицины, литературы, за достижения в борьбе за мир. Премия «Оскар» учреждена американской киноакадемией, премия «Ника» – российской киноакадемией. А у нас в классе звание «Золотая рыбка» присуждается по девяти номинациям: вокал, хореография, изобразительное искусство, игра на музыкальных инструментах, прикладное творчество (вышивка, вязание, резьба по дереву, поделки, мягкая игрушка, плетение из бисера), поэзия (авторские стихи), театральное искусство (постановки сценок), коллекционирование, фотоискусство».
Номинаций нужно предложить столько, чтобы в них могли поучаствовать все дети класса. Каждый ребенок заносится в список номинантов по выбранному направлению деятельности и готовится к выступлению. В процессе подготовки помощь ученику оказывают родители, классный руководитель, учителя труда, рисования, музыки.
В день фестиваля в классе оформляется выставка по номинациям. Приглашаются гости, родители. В процессе проведения фестиваля торжественно представляются все творческие работы, творческие номера, их авторы и исполнители. По желанию ребенок может принимать участие в разных номинациях. Каждый участник получает значок «Золотая рыбка» с указанием той номинации, в которой он выступал.
Веселый урок
Этот праздник можно провести в начале или конце учебного года или на День смеха (первого апреля). В классе по желанию выбирают ребят на роль учителей, которые должны подготовить урок на пять минут по выбранному ими предмету в шуточной форме.
«Учителя» заранее продумывают свой имидж и дают веселые задания классу. Например, сочинить шуточное стихотворение о себе, написать веселую историю своего класса, сделать (из чего угодно) чучело несуществующего животного, нарисовать веселую карту мира с шуточными государствами, сделать медаль «За улыбку», составить комплекс веселых упражнений для утренней гимнастики.
К празднику готовится «классный журнал», класс украшается наглядными пособиями разных учебных дисциплин, шарами, цветами.
По звонку «учитель» начинает урок. Проверяет домашнее задание (отвечают все по желанию!), выставляет оценки (можно использовать свою систему оценивания) – только хорошие!
…На уроке русского языка изучается тема «Глагол». «Учитель» предлагает рассказать сказку «Колобок», заменяя все глаголы на «ой-ой»…
…На уроке литературы всем классом пишут сочинение: дети предлагают любые эпитеты, а «учитель» тут же вписывает их в заранее подготовленный текст с пропусками. Хорошо, если текст о жизни класса. Главное – никого не обидеть… В конце урока текст зачитывается вслух.
…На уроке биологии надо с помощью пантомимы изобразить поведение животного.
…На уроке ОБЖ – спеть песню в противогазе, станцевать на газете.
На всех переменах – танцы.
Путешествие в сказку
Такой праздник принесет всем радость на Новый год или на 8 Марта. Все ребята в классе выбирают себе роли: Золушек (5-7 девочек), принцев (5-7 мальчиков), фей (девочки или шуточно переодетые мальчики), пажей (мальчики, девочки). Все готовят праздничные наряды.
Сказочник: Здравствуйте, ребята! Помните, как Золушке хотелось на бал?
Дети: Да!
Сказочник: Но мачеха приказала ей отделить фасоль от гороха. Кто из наших маленьких Золушек это быстрее сделает, та получит воздушный шарик. У кого больше будет воздушных шаров, та первая попадет на бал!
Звучит музыка. Золушки работают. Принц вручает победительнице шарик.
Сказочник: А помните, кто помог Золушке попасть на бал?
Дети: Фея!
Сказочник: Да, фея. И у каждой нашей Золушки есть своя фея. Первое, что ей надо сделать, – это платье для Золушки.
Феи делают маленькие модели бального платья из бумаги, бусинок, бантиков, тюля. Им помогают пажи. Если есть возможность, то феи создают наряды для самих Золушек.
Сказочник: А пока феи заняты своим волшебством, мы послушаем, как поют наши Золушки.
Золушки поют и получают от принцев воздушные шарики.
После выступления Золушек феи демонстрируют свои модели. В награду принцы дарят каждой фее воздушный шарик, который она отдает «своей» Золушке. За самый красивый наряд вручают два шарика.
Сказочник: А как Золушка поедет на бал? В карете? Или, может быть, на самолете? Это решать феям.
Феи делают макет любого транспортного средства из бумаги, картона, фольги, ткани. Пока они работают, Золушки танцуют и все получают воздушные шарики. После демонстрации поделок каждая фея получает шарик, а за лучшую поделку – два шарика. Феи отдают шарики Золушкам, помогая им скорее попасть на бал.
Сказочник: Золушка любит все прекрасное. А какое время года любит Золушка? Сейчас мы это узнаем.
Золушки читают стихи о любимом времени года и получают воздушные шарики.
Сказочник: А как же ехать на бал без прически? Это тоже забота фей. А пока феи делают прически своим Золушкам, принцы рисуют портреты Золушек (одной из девочек).
За прически все Золушки получают шарики. А во время демонстрации портретов Золушки должны узнать себя, награда – шарик.
Сказочник: Наверное, Золушки готовы ехать на бал? Но нет! Чего еще не хватает?
Дети: Туфелек!
Сказочник: Да! Феи, ваше легкое прикосновение должно сделать туфельки наших Золушек волшебными.
Феи быстро украшают туфельки бантиками, бусами, фольгой, и Золушки опять получают шарики.
Сказочник: Теперь все готово. У каждой Золушки так много шариков, что и не сосчитать! Все попадают на бал. Но… дверь в бальный зал для них откроют только слова принца.
Золушки по очереди выходят в центр класса, а принцы говорят им комплименты.
Сказочник: И вот мы уже на балу!
Звучит музыка. Принцы приглашают Золушек. Танцуют. Вдруг музыка смолкает, феи берут принцев за руки и уводят из класса.
Сказочник: Феи решили пошутить над Золушками. Они заколдуют принцев, но сердце каждой Золушки должно подсказать ей, кто ее принц.
Феи гримируют принцев, наряжая их в разбойников. Когда они возвращаются в класс, Золушки должны угадать принца, с которым они танцевали, и пригласить его на танец.
Сказочник: Нет, нет! Вы все перепутали! Разбойникам не место на балу. Здесь должны быть принцы.
Принцы идут приводить себя в порядок, а тем временем Золушки прячутся по всей школе, оставив туфельку как указатель. Принцам надо найти Золушек и привести их на бал.
Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1, финалист конкурса «Учитель года России-2008», Цимлянск, Ростовская область
Комментарии