search
main
0

Подарите компьютеру кактус. Это поможет уменьшить вредные излучения

Компьютер и здоровье. Когда два этих слова произносятся вместе, многие думают прежде всего об отрицательном воздействии машины на зрение и вреде излучений. Многие сегодня наслышаны также о детях-фанатах, абсолютно погруженных в искусственный виртуальный мир, предпочитающих его реальной жизни. Однако это далеко не полная картина, рисующая влияние компьютера на здоровье ребенка. О том, каково оно на самом деле, мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Людмилой Леоновой.

– Прежде всего коснемся такого явления, как компьютерофобия, – говорит Людмила Александровна.

– А что это такое? Как она проявляется?

– Это связанное с компьютером состояние неуверенности, нерешительности, раздражительности, страха. Ребенок боится, что не сумеет справиться с требованиями компьютера. Он может испытывать боязнь, сам не зная чего, какой-то чуждой силы. Усугубляется общее состояние тревожности.

– Это с одной стороны. Другая состоит в том, что дети чрезмерно увлечены компьютером. Мне кажется, это происходит гораздо чаще.

– Дело в том, что компьютерный мир, в который погружается ребенок, настолько красочен и динамичен, что со временем начинает восприниматься как действительный. Дети ведь очень эмоциональны, впечатлительны и в отличие от взрослых не столь четко различают искусственный мир и реальный.

– Значит, ребенок с компьютером на ты, то есть никаких страхов не испытывает.

– Однако, с другой стороны, чем сильнее юный пользователь пленяется своей машиной, тем затруднительнее для него становится переход от компьютерных к реальным вещам. А это, в свою очередь, может вызвать такие отклонения в развитии личности, как уход в себя – аутизм. У других детей могут обостриться невротические черты личности и даже болезненные состояния. Психологи установили самые разные варианты изменений в психическом развитии подростков. У одних происходило повышение уровня интеллекта, у других, наоборот, снижение.

– Как странно это слышать. И почему же так происходит?

– Постоянное и длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребенка, приучая его действовать по определенному образцу, алгоритму и закрепляя шаблонность мышления.

– Все так плохо?

– Разумеется, нет! К положительным результатам можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического мышления, умения прогнозировать. Развиваются художественно-конструкторские способности и пространственные представления. Ребенок может создавать не только цвета, но и тончайшие оттенки цветов. А главное – экспериментировать можно бесконечно!

Программы обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное, логическое мышление. Помогают формировать такие качества, как аккуратность, точность, организованность.

– Честно говоря, запутаться можно: компьютер – это хорошо или плохо? Многие родители приходят в школу, чтобы задать учителям элементарный вопрос, стоит ли покупать машину домой.

– Здесь уместна поговорка: «Все хорошо в меру». А родителям педагоги могут посоветовать с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Опасны игры «активных действий», всякого рода «бегалки и стрелялки».

– Почему?

– Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты: через два года увлечения такими играми ребята не могли связать несколько слов даже по поводу любимой игры, ограничиваясь возгласами: «бац-бац!», «ты-ды-да!» У детей вырабатывается быстрота реакции, но теряется способность к сосредоточенности.

Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от природы, сверстников, самих родителей. Он считает, что их вполне может заменить компьютер. И в-третьих, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков, мастерством нанесения ударов, подобные игры формируют враждебность и безжалостность с «чужим», стимулируя агрессивную направленность развития личности.

– Насколько я понимаю, все это, так сказать, психологические аспекты проблемы взаимоотношений компьютера и ребенка. А каковы педагогические факторы воздействия машины на организм детей?

– Прежде всего это излучение. Далее – изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер. Это особенность условий зрительной работы. И, наконец, длительность и сложность различных видов работы. Электромагнитные излучения от новейших компьютеров соответствуют нормативам. Однако от боковых и задних стенок старых моделей уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. Физические характеристики воздуха в помещении с работающим компьютером изменяются: температура может повыситься до 27 градусов, относительная влажность снизиться до 40 процентов (а норма 60). Воздух ионизируется. Ионы, осаждаясь на пылинках, попадают в дыхательные пути. У некоторых детей першит в горле, появляются сухость, покашливание. При работе на компьютере приходится сильнее напрягать глаза. Статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса. Причем гораздо большую, чем при обычных учебных занятиях.

– А как долго ребенку можно работать на компьютере?

– Если говорить о детях младшего школьного возраста, то наши наблюдения за здоровыми ребятами показали, что работа в течение 30 минут для них – слишком большая нагрузка. В состоянии утомления после общения с ПЭВМ находились 53% детей. В процессе наблюдения мы выяснили, что признаки утомления (а это, повторяю, двигательное беспокойство, отвлечение и даже отказ от работы) начали проявляться у детей уже с 14-й минуты, а с 20-й эти случаи резко возросли. Функциональные возможности центральной нервной и зрительной систем у маленьких детей позволяют им без ущерба для здоровья работать на компьютере не более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по зрению (скажем, оба родителя близоруки), эту длительность следует сократить до 10 минут.

– А если ребенок протестует, говорит, что не устал, что ему интересно?

– Не следует обращать внимание на эти протесты и уверения. Субъективные оценки и объективные результаты состояния организма при работе на ПЭВМ чаще всего не совпадают даже у взрослых школьников. Что уж тут говорить о младших ребятах!

– Пожалуйста, дайте несколько советов, следуя которым реально сохранить здоровье ребенка, сидящего за компьютером?

– Мой первый совет родителям: если решились на покупку, не экономьте на здоровье своего ребенка – компьютер и видеотерминал должны быть хорошего качества.

– А где его следует поставить?

– На столе в углу комнаты, задней частью – к стене.

– Как правильно организовать рабочее место?

– Мебель должна соответствовать росту. Сидеть он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.

– Что это значит: мебель по росту?

– Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 сантиметров рекомендуется высота стола 54 сантиметра, а высота сиденья стула – 32 см. Для детей выше 130 сантиметров – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть рекомендуется на расстоянии не менее 50-70 см от дисплея, но чем дальше, тем лучше. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть, опираясь на две трети или три четверти длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо соблюдать пространство не менее 5 сантиметров.

Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

– Я слышала, что кактусы поглощают вредные излучения.

– Это верно. Поставьте недалеко от компьютера эти растения.

– А надо ли протирать машину?

– Обязательно. Причем и до, и после работы. И неизменно чистой тряпочкой или губкой. В помещении следует ежедневно делать влажную уборку. И почаще проветривать комнату. Чтобы увеличить влажность, хорошо поставить аквариум.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте