Как бы страстно ни желали мы продлить очарование беззаботного лета, но 1 сентября так же неотвратимо, как понедельник после воскресенья и впрягаться в многотрудную повседневность ученикам все же придется. Другое дело, что сделать этот переход более мягким и комфортным мудрым педагогам вполне по силам. По крайней мере так считает проректор по учебно-методической работе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Татьяна СМОЛЕУСОВА.
Не стоит учителю в первую школьную неделю делать вид, что ни у детей, ни у самих педагогов не было счастливого отрезка длиной в три летних месяца, – говорит Татьяна Викторовна. – 1 сентября не до учебы – это точно. Ребенка переполняют совсем другие мысли и эмоции – это и радость от встречи с друзьями, и воспоминания о том счастливом и хорошем, что случилось во время каникул. И педагогу обязательно надо поговорить обо всем этом со своими учениками, поделиться впечатлениями, провести день как хорошим друзьям. Общение может проходить как угодно – экскурсия, поход, пикник на природе. Но никаких программных вещей, никаких уроков. Все это окажется пустой тратой времени и сил. Подарите лучше детям праздник! На курсах повышения квалификации мы обучаем педагогов начальной школы играм (американцы называют их еще «ледоколами»), которые призваны растопить лед настороженности и отчужденности. Я настоятельно рекомендую учителям проявлять фантазию и разнообразить уроки также в последующие дни нового учебного года. Это могут быть уроки-игры, уроки-экскурсии. В этом году у меня вышли два учебно-методических пособия по этой теме – «Математика вокруг нас» и «Уроки-экскурсии по математике». В форме экскурсии усвоить даже самый сложный материал намного легче, чем традиционно в классе. Причем тема может быть любой. Уроки-экскурсии актуальны в рамках любого предмета: природоведения, литературы, рисования, географии, труда. Но мне хотелось бы все-таки, чтобы это были не квази-путешествия, т.е. путешествия, не выходя из класса, когда дети испытывают ту же статическую нагрузку, а самые настоящие. Они более результативны и в плане здоровья, и в плане обучения. И сентябрь для этого самый благодатный сезон. Хотя бы одна экскурсия в день, а результаты себя ждать не заставят. К сожалению, конкретных методических разработок на эту тему в российской педагогике практически нет. Тем ценнее опыт нашего региона, но ведь его можно и перенять. Для педагогов старших классов в начале учебного года весьма полезно было бы пообщаться со своими учениками на тему «Что год грядущий нам готовит?». Но процесс этот должен быть взаимным, чтобы не только учителя озвучивали свои требования, планы, пожелания, но и сами ученики.
Что касается первой учебной недели, то, безусловно, разумнее составить расписание так, чтобы вначале шли предметы гуманитарного цикла, здесь больше возможностей для эмоционального общения ребят и учителя. А после каникул это весьма актуально. Я, например, перед изучением нового курса даю ребятам возможность высказаться самим. По географии в 7-м классе идет интереснейший материал по материкам и океанам: «А что вы знаете об этом? Какие книги читали, фильмы смотрели?» Ребята обычно наперебой выдают всю известную им информацию, а я в свою очередь интерес этот подогреваю разными увлекательными фактами, занимательными историями и пр. Сухое слово «введение» можно так обыграть, что ребенок с нетерпением будет ждать, ну когда же, наконец, обо всем этом узнаем. Разве это не хороший стимул к обучению?
Комментарии