Как лучше изучить свой город? Как ознакомиться с другим городом и сделать так, чтобы он перестал быть чужим? Как пойти в музей и не устать в первом же зале? Как найти и сохранить интерес в таком процессе, как знакомство с богатствами мировой культуры? Есть особый подход к решению этих непростых, но крайне важных вопросов – метод образовательного путешествия.
Важнейшая методическая задача образовательного путешествия – приобретение школьниками умения считывать (получать) информацию с того культурного объекта, во взаимодействие с которым они вступают. Был создан комплекс интерактивных маршрутов, в процессе прохождения которых ребенок сам мог добыть информацию, делать свои предположения, работать с разными текстами (письменными, скульптурой, живописью, архитектурой), стараться прочесть их. Маршрутная деятельность осуществлялась чаще всего во внеурочном пространстве – во второй половине дня или в выходные, когда дети никуда не торопятся и мы можем получать удовольствие от совместных походов. Иногда давались задания для самостоятельных поездок детей с родителями. Однако занятия в Московском институте открытого образования на кафедре эстетического образования и культурологии привели к пониманию того, что при создании маршрутов надо обратить большее внимание на восприятие культурной среды с точки зрения мировой художественной культуры, переключиться со знаниевого аспекта на образный, более чувственный, личностно ориентированный подход.В результате была создана культурно-образовательная программа «Подари себе город» – цикл маршрутов по Москве, представляющих разносторонний образ города.Москва историческая: маршруты по Кремлю, по Китай-городу.Москва музейная: маршруты по Музею археологии на Манежной площади, по Музею истории Москвы, по Палатам бояр Романовых, по Музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, по Музею Востока (Индия, Китай).Москва усадебная: маршрут по Кускову.Москва литературная (пушкинская): маршруты по Тверскому бульвару, по Тверскому бульвару и Арбату, по улице Пречистенке, по улицам Басманной и Покровке.Отличительной особенностью созданной нами программы является то, что во главу угла мы поставили ценность личностного восприятия городского и музейного пространств. Во время включения ребенка в процесс их освоения происходит становление определенных личностных качеств и ценностных установок. Так, в частности, в системе ценностей появляется понятие «малая родина», рождается диалог поколений, происходит соотнесение своих ценностей с ценностями прошлых лет. Надо сказать, что эти результаты вполне согласуются со стандартами второго поколения, в которых отмечается важность личностного роста и развития ребенка. Реализация данного принципа начинается с оформления маршрутного листа. Маршрутные листы образовательных путешествий выполнены в виде рабочих тетрадок (книжек-раскладушек) в формате А5, наиболее удобных для работы в городском пространстве. Каждый лист имеет собственное художественное решение, отражающее тему занятия. Так, тема путешествия напечатана определенным шрифтом, соответствующим либо историческому времени, либо образу маршрута. Каждый маршрут обогащен иллюстрациями, подходящими по смыслу и духу теме путешествия и создающими образы тех мест, которые предлагается посетить путешественнику. Таким образом, предполагается, что, пройдя маршруты, ребенок сможет сложить свой образ уголка Москвы, причем его образ будет очень личный, ибо практически все маршруты включают в себя задания на субъективное восприятие действительности, личный опыт и представления каждого ребенка в отдельности. Этим требованиям отвечают задания, направленные на формирование образа, связанные с актуализацией представлений о запахах, звуках, красках, которые дофантазируются ребенком в конкретном пространстве города или музея. Задания такого плана можно найти в работах А.А.Мелик-Пашаева и З.Н.Новлянской. Задания, направленные на становление ценностных позиций детей, помогают задуматься над вопросами, которые не так часто поднимаются в повседневной жизни (о счастье, о внутренней тайне, о словах, которые хотел бы сказать всему человечеству).Задания, в которых ученикам необходимо назвать слова-ассоциации, связанные с местом, маршрутом, героем путешествия, эпохой, направлены на развитие образного мышления и умение делать обобщения. В тетрадях путешествий есть задания, нацеленные на формирование умения использовать произведения искусства (скульптура, архитектура, городское и музейное пространства) в качестве текста, поиск доказательств, которые предлагается найти в процессе изучения и исследования самого произведения искусства, а не из искусствоведческих описаний. Таким образом, ребенок ставится в активно-деятельностную позицию, знания не пассивно воспринимаются им, а самостоятельно добываются путем внимательного рассматривания, сопоставления, изучения. Практически в каждом маршруте есть задания, связанные с созданием зарисовок того, что ребенок видит (или восстанавливает по описанию), а также с придумыванием и созданием эскизов своего памятника или образа. Еще один тип заданий связан со сравнительным анализом и предполагает сопоставление разных произведений, выявление их отличительных и общих черт и характеристик, например стилевых особенностей. Когда перед глазами находятся произведения искусства разных эпох, ребенок имеет возможность сравнивать их и тренировать глаз на обобщение и выявление характерных черт. Если в дальнейшем происходит узнавание в новом объекте того, что уже знакомо, это вызывает у ребенка большую радость, интерес и даже гордость. Важную часть в маршрутных листах составляют задания на ориентацию по карте, которая прилагается к каждому маршруту (проследи и отметь маршрут по карте, отметь остановки, сделанные по пути следования, предложи свой маршрут). Другая отличительная черта программы заключается в тесной интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников, которая осуществляется посредством выстраивания системы связей: информационных, вещественных, личностных. Проанализируем, каким образом выстраиваются эти связи в рамках программы «Подари себе город».Во-первых, всю информацию учащиеся собирают сами, используя окружающую среду как «тексты культуры». Приобретаемая в ходе путешествия информация дополняется той, что содержится в маршрутных листах, а также изучается на предваряющем городской выход занятии. Важно, что участники путешествия могут обмениваться информацией друг с другом.Во-вторых, темы образовательных путешествий перекликаются с темами урочных занятий по истории и мировой художественной культуре. Например, говоря о художественной культуре средневековой Западной Европы и Древней Руси, можно выйти в городское пространство по маршрутам в Кремль, Китай-город, музеи археологии Москвы и истории Москвы, Палаты бояр Романовых. При изучении художественной культуры XVIII века (после уроков по парковому искусству) хорошо бы пойти в усадьбу Кусково по соответствующему маршруту. Изучая художественную культуру первой половины – середины XIX века, можно включить маршруты по пушкинской Москве. А изучая художественную культуру Востока и Античности, не обойтись без посещения музеев Востока и изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.В-третьих, во время образовательных путешествий обязательно затрагивается личность ребенка – его восприятие культурной среды, воспитание вкуса, эмоциональное развитие, проявление и формирование ценностных ориентиров. На это направлены специальные задания, например связанные с развитием воображения: представь, какие звуки, запахи, цвета были в ту или иную эпоху, как мог двигаться тот или иной человек, о чем мог размышлять, чем был занят его день, какие ценности для него были важны. Очевидно, что при выполнении подобного задания идет подспудное сравнение ценностных ориентиров героев прошлого и настоящего, самого ребенка.Отдельно стоит обратить внимание на то, как может строиться работа с подобным циклом занятий. Поскольку мы говорим о внеурочной деятельности детей, то занятия могут проходить во второй половине дня. Существенно то, что каждое занятие имеет трехчастную форму: подготовительная часть, непосредственный выход в город, заключение.В подготовительной части рекомендуется обсудить тему будущего путешествия, собрать некоторые представления детей о теме и предполагаемом месте посещения, разъяснить некоторые слова, термины, без которых, возможно, не обойтись на маршруте, выяснить по карте наиболее оптимальный способ передвижения по маршруту.При непосредственном выходе в городское или музейное пространство надо закладывать время, необходимое на прохождение самого маршрута (от полутора до двух часов), а также время, потраченное на дорогу, причем надо помнить, что не все маршруты начинаются и заканчиваются в одной и той же точке.В заключительной части можно обратиться к обсуждению этапов маршрута, выполненных творческих заданий, уточнить моменты, которые не совсем были поняты во время прохождения маршрута, углубить знания, уточнить понятия, обратиться к литературе по теме путешествия и т. д.Работая по таким маршрутным листам уже не один год, мы заметили, что дети с большим интересом отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания, содержащиеся в маршрутных листах. Причем можно работать как индивидуально, в парах, так и в командах (не более 3-4 человек). Тогда дети учатся прислушиваться друг к другу, отстаивать свою позицию, приходить к общему мнению. Дети, которых особенно затрагивает такая форма работы, готовы сами придумывать маршруты и проводить товарищей по ним. Так родились два проекта, которые были осуществлены и представлены на Всероссийском конкурсе проектов «Город в подарок», организованном Санкт-Петербургским центром культурно-образовательных инициатив «Среда» в 2010 году. Оба проекта были награждены дипломами. «Дворцово-парковые ансамбли. Кусково» – за лучшее воплощение идеи образовательного путешествия и альбом впечатлений «На память о нашем крае» – за образное воплощение темы конкурса. Евгения СОЛОВЕЙ, учитель центра образования №734 «Школа самоопределения» Москвы, сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования
Комментарии