Уроки изобразительного искусства в нашей школе – это больше чем обучение техникам рисования. Это часть большой программы эстетического воспитания.
Задача кафедры эстетического образования школы №554 – через синтез искусств – музыки и изобразительного искусства – показать красоту и многообразие окружающего мира и научить ребенка замечать ее, чувствовать и отражать.«Восхищайся хрупкостью цветка, полетом многоцветной бабочки, сказочным узором на замерзшем стекле. Открой свое сердце звукам природы. Постарайся услышать пение птиц, шелест травы, всплеск воды, перезвон льдинок. Если ты научишься наблюдать, чувствовать, видеть, слышать природу, ты поймешь, что все в нашем мире существует безотрывно друг от друга: как корни и ствол, как листья и ветки. Полюби красоту мира как художник и подари ее всем, кого любишь. Через цвет в картине, через звук в песне, через жест в танце», – с таким напутствием я обратилась к победителям выставки «Молодые таланты», а это фактически манифест педагогов эстетического цикла.Идеи красоты, гармонии и целостности мира воплощаются на уроках. Я стараюсь заложить у школьников основы метапредметного мышления через интеграцию с другими учебными дисциплинами, такими как биология, география, история, литература, музыка, МХК, что расширяет картину мира ребенка и формирует у него целостность восприятия. Таким образом, учебный материал воспринимается школьником как единая картина мироздания, в которой все неразрывно связано между собой: логика и эмоции, рациональное и иррациональное. Каждый урок – это совместный проект ученика и учителя, где целью является не шаблонное повторение образца, а креативное воплощение учеником поставленной учебной задачи. Цель педагога – показать пути и направления творческой реализации, начиная с подготовки к проекту, через сбор материала, выбор необходимых инструментов к поиску выразительных композиционных решений. Логика всего учебного процесса направлена на освобождение от страха ошибки, на формирование навыков работы с информационным полем. Для меня важно научить школьников видеть красоту природы, понимать язык искусства, ориентироваться в системе символов и смыслов, слышать слова автора, выстраивать диалог с миром посредством языка музыки, поэзии, живописи, в основе которых лежат образность и ассоциативное мышление.Итогом каждого занятия являются микровыставки, задача которых стимулировать импровизационную активность ученика, помочь поверить в свои силы, повысить самооценку и укрепить желание быть успешным.В марте уроки изобразительного искусства были посвящены 55-й годовщине полета первого человека в космос.Тема космоса оказалась очень близка современным детям. Наших ребят сразу захватили романтика космических инопланетных путешествий, красота межгалактических просторов, техническое совершенство космических кораблей. Задача учителя состояла в том, чтобы направить неудержимую фантазию ребенка в продуктивное русло. Так родился дизайн-проект «Космическая экспедиция».Школьникам было предложено вместе с педагогом отправиться в увлекательное творческое путешествие-проектирование: от задумки до воплощения. Нам было важно мотивировать детей на более глубокое осмысление темы. Работа над проектом началась с того, что ученики посмотрели на удивительные космические пейзажи глазами Алексея Леонова, космонавта и художника, рассмотрели поразительной красоты фотопейзажи, сделанные из космоса, поговорили о Константине Циолковском, Сергее Королеве, о первом человеке, который полетел в космос, – Юрии Гагарине, о первой женщине-космонавте Валентине Терешковой. Постепенно тема далекого космоса становилась все ближе и понятнее. Ребята, вдохновленные рассказом педагога о таинственных планетах, загадочных мирах, метеоритных дождях, неизведанных галактиках, настолько погрузились в творчество, что, используя такой простой материал, как фломастер, смогли создать динамичные, живые, выразительные, эмоциональные и непосредственные наброски и рисунки.Когда работы были закончены и собраны вместе, всем захотелось подольше пожить в этой теме. Для того чтобы удержать интерес детей, педагог подвел их к идее создания на основе их рисунков дизайн-проекта по иллюстрациям к фантастическим рассказам Роберта Шекли и декоративным тарелкам, где изображение приобретает новое звучание.И началась увлекательная работа: школьники самостоятельно искали варианты, просматривали дополнительные фотоматериалы дома, создавали множество эскизов с поиском лучшего варианта, используя различные графические техники и приемы.На заключительном этапе работы я, как учитель, при помощи графического редактора придала работам школьников законченный профессиональный вид, превратив их эскизы в арт-объекты. Сами рисунки детей, их строй и композиция остались без изменения.В итоге проект «Космическая экспедиция» был представлен яркой галереей иллюстраций и выставкой проектов декоративных тарелок.Елена ДЕРЖАВИНА, учитель изо школы №554
Комментарии