search
main
0

Подайте кто может. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о бюджете

С января нынешнего года Министерство финансов РФ занято серьезной работой – оно формирует бюджет. И не на будущий год, как бывало ранее, а сразу на три – 2006, 2007 и 2008 годы. И систему образования волнует один вопрос: не забудут ли финансисты за громадьем бюджетных планов о бюджете образования, не уменьшат ли его, как это уже было в 2005 году, предусмотрят ли повышение зарплаты?

Понятие «субъект бюджетного планирования» – новое, и введено оно в 2005 году. В нашем случае таким субъектом стало Министерство образования и науки РФ, имеющее под своим крылом 17 главных распорядителей бюджетных средств, в том числе и Федеральное агентство по образованию (Рособразование).

Появилось еще одно новое определение – «база действующих обязательств», которое означает, что для 2006 года базой определения будущих расходов станут расходы 2005-го с учетом анализа тех изменений структуры расходов, которые по предложениям главных распорядителей осуществлялись в текущем году. В свое время базовые показатели на 2005 год были скорректированы на суммы расходов по содержанию учреждений НПО и СПО, в том числе и переданных на уровень субъектов РФ. То есть произошло уменьшение бюджета системы образования на 20 с лишним млрд. рублей. Но в бюджете на 2006 год произойдет увеличение расходов в связи с повышением стипендии студентам на 100 рублей с 1 апреля и индексацией зарплат работникам образования на 11% с 1 сентября 2005 года. Кроме того, по мере роста инфляции планируется индексация расходов по статье «Приобретение услуг» в 2006 году на 7%, в 2007-м – на 6%, в 2008-м – на 4% на услуги связи, транспортные и коммунальные, арендную плату за пользование имуществом и услуг по содержанию имущества.

В бюджетных проектировках не учтены выделенные на 2005 год дополнительные средства на капитальный ремонт и приобретение оборудования, хотя и они, по идее, должны были войти в базу действующих обязательств. Специалисты предполагают, что объемы средств на эти цели станут предметом дальнейшего рассмотрения в ходе работы над проектом Федерального бюджета на 2006-2008 годы.

Изменится в будущем и методика отношений Минфина и Рособразования. Если раньше возникали какие-то несогласуемые вопросы, то Министерство образования и науки РФ могло убедить финансистов, что ему нужно выделить деньги на то или иное приоритетное направление. Таким образом в 2004 году было получено дополнительно на капитальный ремонт и оборудование 5 млрд. рублей, а в 2005-м – 2 млрд. рублей. Такие диалоги, видимо, будут и по поводу выделения дополнительных средств на 2006-й и последующие годы, но диалог будет вести уже не распорядитель средств – Рособразование, а исключительно Минобрнауки РФ. Полученные деньги будут потом вычитаться из бюджета следующего года, в отличие от прошлых лет – такой порядок предусмотрен в Методических рекомендациях Минфина РФ.

Возникает вопрос: а как будут обстоять дела с федеральными целевыми программами, не отменят ли в будущие три года их финансирование? Специалисты Рособразования считают, что появятся три новые аналитические ведомственные целевые программы. Одна из них – «Развитие материально-технического оснащения учреждений» – будет рассчитана на три года и получит 1,2 миллиарда рублей в 2006 году, 1,284 миллиарда – в 2007 году и 1,374 миллиарда – в 2008-м. На вторую программу – «Капитальный ремонт учреждений Рособразования» – планируется 3,2 млрд. рублей в 2006 году, 3,8 миллиарда – в 2007-м и 4,6 – в 2008 году.

Кроме того, будут еще три трехлетние ведомственные программы. На программу «Система содействия трудоустройству обучающихся» выделят 83,8 миллиона рублей в 2006 году, 83 миллиона – в 2007-м и 60 миллионов – в 2008 году; программа «Студенчество России» получит соответственно 328 миллионов рублей, 371 и 420 млн. рублей; программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций» – соответственно 100, 110 и 120 миллионов рублей.

Самое главное новшество, которое ждет систему образования, это вступление с 2006 года налогового законодательства в части налогов на имущество и на землю. Налоги в разных регионах будут разными. Только по учреждениям федерального уровня они составят ориентировочно 160 млрд. рублей в год. Налоги придется платить, но вопрос, в какой мере бюджет сможет компенсировать эти выплаты, иначе системе образования грозит неминуемое банкротство. Непонятно, что же будет с учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях.

Каковы будут основные приоритеты, которые, по мнению Минобрнауки и Рособразования, нужно отстаивать при формировании бюджетов на следующие годы? Как говорит заместитель начальника Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию Елена Гончарова, одним из приоритетных направлений будет стипендия студентов техникумов и профтехучилищ, а также стипендия аспирантам и докторантам, которая не индексировалась. Возрастет и объем финансирования оздоровительных мероприятий. В 2005 году и в проекте бюджета 2006 года эта индексация предусмотрена.

Следующее приоритетное направление – расходы на оплату проезда учащимся и студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цена вопроса – 340 млн. рублей.

Как известно, системе образования необходимы федеральные средства на строительство учебных корпусов и общежитий. Однако есть статья Закона «О федеральном бюджете», которая запрещает увеличение численности бюджетных сотрудников и их содержание. Минфин РФ очень строго отслеживает статью «Оплата труда», и Минобрнауки еще ни разу не удалось увеличить объем заработной платы на ввод в эксплуатацию учебных объектов по инвестиционным программам. В этот раз Минобрнауки и Рособразование попытались отстоять выполнение инвестиционных программ как одно из приоритетных направлений, потому что прекрасно понимают: государство дает средства на строительство учебных лабораторий и общежитий, которые влекут за собой увеличение и численности работников, и роста фондов оплаты труда, а также затрат на содержание зданий и коммунальные услуги.

Приоритетными должны стать также расходы на пособия для детей-сирот. Статистика показывает, что за последние годы их число резко возросло. К сожалению, бюджет этого не предусматривает. В результате Рособразованию и Минобрнауки РФ приходилось перераспределять средства между статьями расходов, чтобы выполнить обязательства перед детьми-сиротами. В этом году руководители отрасли пытаются получить на эти цели дополнительный фонд – около 400 млн. рублей.

Еще один приоритет – повышение квалификации преподавателей и специалистов подведомственных Рособразованию учреждений. В 2005 году на эти цели удалось получить дополнительно 125 млн. рублей. В период с 2006 по 2008 год Минобрнауки и Рособразование рассчитывают на дополнительные 250 млн. рублей ежегодно. Не секрет, что повышение квалификации преподаватели проходят и в пределах тех средств, которые имеет вуз, причем чаще всего это внебюджетные средства. Деньги на повышение квалификации предусматривались в малых объемах, потому что федеральный бюджет не мог выделять больше.

Остается еще одно приоритетное направление – пополнение библиотечного фонда. В 2005 году у системы образования есть на эти цели 1 млрд. 200 миллионов рублей. Возможно увеличение фонда в 2006 году на 672 млн. рублей, в 2007-м – на 664 миллиона и в 2008-м – также на 664 млн. рублей. По расчетам специалистов, для того чтобы обновить и пополнить библиотечный фонд, необходимо около 3,5 млрд. рублей.

Увы, какие бы приоритеты ни выдвигали Минобрнауки РФ и Рособразование, о повышении каких бы расходов ни хлопотали, Федеральный бюджет вряд ли сможет выделить системе образования столько средств, сколько требуется. По информации специалистов Рособразования, выделяется лишь 40 процентов средств от потребности по всем статьям бюджетной классификации Рособразования. Насколько «щедрым» окажется планируемый бюджет – покажет время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте