15 июля в Государственном музее Востока, в самом сердце российской столицы, открылась персональная выставка работ народного художника Туркменистана скульптора Бабасары Аннамурадова, которая продлится до 27 августа.
Это первая персональная выставка художника в Москве, хотя его произведения знакомы столичному зрителю. В экспозиции представлено более сорока скульптурных и графических работ, по которым можно составить представление об особенностях творчества мастера, а через них понять душу народа, населяющего солнечную Туркмению.
Созданные Бабасары Аннамурадовым монументальные композиции органично вошли в облик современного Ашхабада. Он также мастер станковых произведений. Главное качество творчества Бабасары – близость к художественным и нравственным аспектам народного мировосприятия, но идейное содержание произведений скульптора легко становится понятным и близким не только туркменскому зрителю.
С первых шагов своей деятельности после окончания в 1970 году Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н.Островского Аннамурадов стал постоянным участником всех республиканских и всесоюзных выставок, международных скульптурных симпозиумов, проходивших в разных уголках страны. Художник достойно представлял туркменскую пластику за рубежом – в Польше, Швеции, Аргентине, Турции, Франции. Его станковые произведения показывают разнообразную направленность образно-стилевых поисков пластики скульптора в духе современного понимания туркменской национальной художественной традиции и мировой изобразительной культуры.
Известна история, когда в Париже Бабасары отнес свою небольшую бронзовую композицию «Мальчик на ослике» в частную художественную галерею, и зашедший туда турист-американец приобрел ее. Видимо, тронул его сердце маленький мечтатель, заглядевшийся на небо.
Наряду со скульптурами на выставке представлены и рисунки Бабасары, выполненные карандашом, пастелью или тушью, в традициях большого реалистического искусства.
Ранние работы – портреты близких, написанные без фальши в жанре набросков на основе честных наблюдений, – объединены стремлением автора раскрыть главное в интеллектуальном и душевном мире модели. Иной раз листы выполнены с применением растушевки углем или сангиной, в другом случае карандаш бережно касается шероховатой поверхности бумаги. Натура и ее изображение здесь существуют в органичной слитности, когда единство мысли и чувства с продуманным мастерством выражает многообразие человеческих переживаний, а эмоциональное состояние автора в них откровенно заметно.
Художник Аннамурадов уже немолодой, но он находится в прекрасной творческой форме, искусство этого мастера цельно и проникнуто полнотой неугасающего жизнеутверждения и свежестью чувств. Ему интересны разнообразные и сложные оттенки человеческих характеров, изучение исторической судьбы народа Туркменистана, которому он отдал свой яркий талант, сумев показать его силу и красоту в монументе или в небольшой станковой композиции. Не будет преувеличением сказать, что работы Аннамурадова – это такая же визитная карточка страны, как туркменский ковер или звуки дутара.
Огулабат МУХАТОВА, искусствовед
Комментарии