Новый год
Под знаком Стрельца
Действующие лица: царь, царевна, Федот, Баба-яга, посол, Дед Мороз, Снегурочка, ведущий.
ВЕДУЩИЙ: В некотором царстве,
В некотором государстве
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко
Жил-был царь,
Стороны той государь.
Звучит музыка, выходит царь, за ним бежит царевна, в окружении свиты входит посол, кланяется, усаживается рядом с царем.
ЦАРЬ: Добрый день! Веселый час
Рады видеть вас у нас,
Вери гуд, салам алейкум.
Бона сэра, вас из дас.
ЦАРЕВНА (кокетливо): Кто вы родом?
Сколь вам лет?
Вы женаты али нет?
ЦАРЬ: Цыц, дуреха, замолчи –
Тесту место у печи.
Ну-ка марш к себе в светлицу
И сольфеджию учи!
ВЕДУЩИЙ: Царь с послом сидят за столом,
При всякой снеди ведут беседы.
ЦАРЬ: Вызывает антирес
Ваш питательный процесс:
Как у вас там в магазинах
Сникерс с марсом али без?
ПОСОЛ: Йес!
ЦАРЬ: Вызывает антирес
И такой ишо разрез,
Как у вас танцуют пляску
Под музыку али без?
ПОСОЛ: Йес!
ЦАРЕВНА: Маэстро, музыку!
Ведущий приглашает детей в круг исполнить знакомую пляску или хоровод.
ЦАРЕВНА: Вот заладил, йес да йес
Иностранный мракобес.
(Обращается к царю)
Чем его бы удивить,
Мож, Федота пригласить?
ЦАРЬ: Позвать Федота-стрельца,
Удалого молодца.
Звучит веселая русская народная мелодия.
Входит Федот.
ФЕДОТ: Здравствуй, царь мой дорогой,
Как живешь ты, не хворой?
ЦАРЬ (раздумывая): Раздобудь к утру ковер,
Шитый золотом узор.
Государственное дело –
Расшибись, а будь добер.
ВЕДУЩИЙ: Пошел Федот домой
От горя немой,
Не идет на ум еда –
Царь мотует, вот беда.
Пусть Федот ковер найдет,
А мы станцуем хоровод.
Все встают вокруг елки в хоровод, по окончании его входит Федот.
ФЕДОТ: Ты вчерась просил ковер,
Ну так я его припер.
Все согласно договору –
И рисунок, и колер!
Посол рассматривает ковер, морщится.
ПОСОЛ: Ноу, ноу гутен так,
Все не этак, все не так.
ФЕДОТ: А-а! Ковер не тешит взор?
Аль не тот в ковре узор?
Ну так я его под мышку,
Да и кончен разговор!
Царь сердится на посла
Мне б тебя огреть плетьми,
Четырьмя али пятьми,
Чтобы ты не изголялся
Над серьезными людьми.
ПОСОЛ (улыбается): Йес, йес!
ЦАРЕВНА: Люди, люди помогите!
И посла вы удивите!
Здесь можно включить оригинальную пляску.
Посол ходит вокруг них недовольный.
ВЕДУЩИЙ: Зовет царь стрельца,
Удалого молодца!
ЦАРЬ: Ну-ка сбрось хандру и лень
И в дорогу сей же день,
Государственное дело –
Позарез нужен олень.
Федот уходит и тут же входит с оленем.
ФЕДОТ: Чай заждался!
Добрый день
Глянь в окно, коли не лень.
Ты заказывал оленя?
Ну дак вот тебе олень!
Исполняется танец оленя.
Посол опять недоволен.
Царь разьярен.
ЦАРЬ: Ну даешь, ядрена вошь,
И олень тебе не гож?
ЦАРЕВНА: А вчерась мытарил душу –
Вынь оленя да полож!
ФЕДОТ (негромко): Мы и этак,
Мы и так,
Может, он тово…
Дурак?
ВЕДУЩИЙ: И тут они вспомнили на досуге
О старой своей подруге!
Звучит музыка, появляется Баба-яга, кружится вокруг елки и останавливается возле царя.
БАБА-ЯГА: Ты чавой-то сам не свой,
Не румяной, не живой –
Али швед под Петербургом,
Али турок под Москвой?
ЦАРЬ: Полно, бабка, я не хвор,
Видишь – аглицкий посол.
Я не знаю, как мне быть,
Чем его мне удивить?
БАБА-ЯГА: Ты чавой-то не в себе,
Вон – и прыщик на губе!
Ох, растратишь ты здоровье
В политической борьбе.
ФЕДОТ: Ты тут, бабка, не крути,
Ты изыскивай пути,
Как нам этого балбеса
Удивить и провести.
БАБА-ЯГА: Вообче-то, я хитра
В смысле подлости нутра,
Но чавой-то мне сегодня
Не колдуется с утра.
Все и колет, и болит,
И в груди огнем палит.
Я давно подозреваю
У себя энцефалит!
ЦАРЬ: Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги.
Ты свои все пять извилин
На работу напряги.
Баба-яга колдует.
БАБА-ЯГА: О! Нашла я вам ответ:
Обыщи весь белый свет –
Таковых в природе нет.
Это я тебе, голуба,
Говорю как краевед.
ЦАРЬ: Говори же, не томи.
баба-яга (показывает на детей).
Как народу много в зале,
Славный праздник будет тут;
Снег идет, снег идет –
Значит, праздник –
Дети (хором): Новый год!
ЦАРЬ: Ну и бабка, спору нет,
Наконец нашла ответ!
ЦАРЕВНА: Ну а вы, друзья, вставайте,
Хороводы начинайте,
Прячьте уши, прячьте нос,
К нам идет сам –
ВСЕ: Дед Мороз!
Звенят колокольчики, звучит музыка,
Входит Дед Мороз.
ДЕД МОРОЗ: Здравствуйте, дети!
С Новым годом! С новым счастьем!
Шел по лесу много дней,
Видел разных я зверей.
Вот добрался и до вас.
А Снегурка не у вас?
ДЕТИ: Нет!
ДЕД МОРОЗ: Что же делать, вот беда –
Ведь без Снегурки-никуда!
ЦАРЬ: Есть у нас Федот-стрелец,
На все руки молодец
(зовет) – Федот!
Входит Федот.
ЦАРЬ: Снаряжайся, братец, в путь
И Снегурку нам добудь.
ФЕДОТ: Получается – на мне
Вся политика в стране.
Не добуду им Снегурку –
Беспременно быть войне.
ЦАРЕВНА: Не твори, Федот, разбой,
А возьми меня с собой.
Федот и царевна уходят.
ДЕД МОРОЗ: Новый год! Новый год,
Возле елки хоровод!
Все встают в хоровод, по окончании входят Федот с царевной, которая нарядилась Снегурочкой.
ЦАРЕВНА: Что молчишь, мой друг Федот,
Как воды набрамши в рот,
Аль не тот на мне кокошник?
Аль наряд на мне не тот?
ФЕДОТ: На тебя, моя душа,
Век глядел бы не дыша.
Только стать тебе Снегуркой
Ну не светит ни шиша!
Дед мо╡оз (ничего не подозревает):
Ох, заждался я тебя,
Посмотри-ка на ребят,
Веселиться все хотят!
Обходит царевну, разглядывает.
ДЕД МОРОЗ: Что-то, что-то тут не так,
Ты Снегурка али как?
Царевна молчит.
Дед Мороз обращается к детям.
Дети, как вы думаете, это
настоящая Снегурочка?
ДЕТИ: Нет!
ЦАРЬ: Обманул меня Федот,
Непутевый стал народ.
Федот обиделся, опустя голову.
ЦАРЬ: Ну-ка, неча губы дуть,
А давай скорее в путь.
Государственное дело –
Нам Снегурку раздобудь!
Федот уходит.
ДЕД МОРОЗ (к царю): Что-то духом ты упал
Али корью захворал?
ЦАРЬ: К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол.
Вот не знаю, как мне быть,
Чем его бы удивить.
Вон стоит, совсем зачах,
Силы нет совсем в ногах.
ДЕД МОРОЗ: Встанем дружно в хоровод,
Встретим пляской Новый год!
Все встают в хоровод. Посол начинает немного веселиться.
После чего входит Федот с настоящей Снегурочкой.
ФЕДОТ (радостный): Вот я, здесь я, сам иду
И Снегурочку веду.
СНЕГУРОЧКА: Здравствуйте, дети!
Здравствуй, дедушка!
Как, ребята, к вам спешила,
Но немного заблудилась,
Веселятся все вокруг
И везде нас в гости ждут,
С Новым годом поздравляю,
Счастья, радости желаю,
Светлой жизни – 100 годов
И здоровья – 100 пудов.
Снегурка предлагает зажечь огни на елке,
дети поют песню о елочке.
Посол веселится со всеми.
ПОСОЛ: Чтой-то весело мене,
Я как будто на коне,
Начинаю удивляться
В вашей сказочной стране.
(Рассматривает елку).
Ну и елка, что за диво –
Как стройна и как красива,
А на ней висят игрушки –
От подставки до макушки!
Что-то хочется, ребятки,
Загадать мне вам загадки.
Посол загадывает загадки.
СНЕГУРКА: Дед! Придумал бы игру
Позабавить детвору!
ДЕД МОРОЗ (хочет уйти): Ой! Чавой-то худо мне,
Слышь, как хрумкает в спине,
Словом, раз такое дело,
Я вобче – на бюллетне!
ЦАРЬ: Нет уж, нет уж, не пойдет,
Встали дети вокруг елки,
Дед Мороз играть идет!
Игры с Дедом Морозом.
СНЕГУРОЧКА: Слетайтесь, снежинки,
Скорей в хоровод,
Слетайтесь, подружки,
Снегурка зовет!
Танец снежинок.
ЦАРЕВНА: Встречают песней Новый год,
Встречают пляской Новый год,
А кто стихи про елку знает,
Сейчас нам здесь их прочитает.
Дети подходят к Деду Морозу, к Снегурочке,
к остальным героям и читают стихи.
ЦАРЬ: Старый год кончается,
Хороший, добрый год.
ФЕДОТ: Не будем мы печалиться,
Ведь новый к нам идет.
ЦАРЕВНА: Я желаю вам расти и не скучать,
Мам и бабушек не очень огорчать.
ПОСОЛ: И всегда просить прощенья
за любые огорченья.
БАБА-ЯГА: Закаляться вам желаю и умнеть
И за целый год ни разу не болеть.
СНЕГУРКА: Никогда не зазнаваться
И от лени избавляться.
ДЕД МОРОЗ: Ну а в следующем году
Я проверить вас приду.
ВСЕ: ДО СВИДАНИЯ!
Лидия ИЛЬИНА
с.Чесма,
Челябинская область
Пираты в снегах
Сценарий проведения похода
(4-7-е классы)
Продолжительность 3-4 часа.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. Учитель обьявляет классу, что предстоит пиратский поход, но для этого каждый получает секретное задание. Родители совместно с классным руководителем распределяют роли, выбирают атамана, определяют свою должность в “Школе пиратов”. Заранее прячут на поляне, где пройдет игра, клады, оборудуют корабль, устанавливают бирки с названиями конкурсов, гримируются и наряжаются (необходимы пилы, топоры, веревки).
Учитель встречается с детьми и родителями перед походом в костюме пирата. У него и родителей прикреплены визитки с псевдонимами-прозвищами: Душа нараспашку, Секир-башка, Суперзабияка, Вредина и т.д. И учитель, и родители обращаются друг к другу только по-пиратски. При подходе к месту проведения праздника родители охватывают ребят большой веревкой – берут в плен детей. Разговор между пиратами:
– Что будем с чужеземцами делать?
– Отправимся в Белое море, в бухту, где стоит наша шхуна “Восторг”, где ждет наш славный атаман – Кровавый башмак, он и решит их судьбу.
Когда все прибывают в “бухту”, один из пиратов обращается к атаману:
– Атаман наш, Кровавый башмак! Были в Желтом море мы, взяли этих людей в плен. Что будем делать с ними?
АТАМАН: Думаю, из них выйдут славные пираты. Много брату полегло на прошлой неделе на экзамене по абордажу, опустели наши ряды, надо нам этих чистоплюев проэкзаменовать и принять в пираты!
Детей строят, делят на команды, дают приготовленные заранее зачетные книжки пиратов, и они расходятся на экза╝ены.
1. Стрельба. Кегли или снежки бросают в дерево. Экзаменатор ставит в зачетки результат.
2. Морское дело. Экзамен идет в корабле. Оценка ставится каждому. Вопросы в приложении.
3. Гонки на шлюпках. На санках, лежа на животе, работая только руками, показать лучший результат на время.
4. Плавание. 2 человека спина к спине с крепко завязанным на поясе кушаком должны по снегу преодолеть расстояние на время.
5. Искусство поджога. Проводится на месте костра. Принести много дров и зажечь костер.
Когда все экзамены сданы, результаты каждого ребенка подсчитываются и вручаются соответствующие медали. За особые заслуги вручают дополнительные медали, изготовленные заранее из бумаги.
Атаман зачитывает клятву пирата, и все вновь посвященные в пираты ее повторяют.
После обеда у костра происходит поиск кладов. Каждой команде учитель дает карту, где есть отметка о спрятанном кладе, у всех разные. Сначала дети ищут разгадку, потом узнают у учителя, верно ли они определили место клада, и только потом бегут искать клад. Самая удачливая команда получает приз. Завершается поход пиратской песней, фотографированием, салютом (бенгальские огни, хлопушки).
Материал для вопросов по морскому делу.
1. Бак – носовая часть верхней палубы.
2. Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.
3. Галеон – тип большого парусного судна.
4. Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.
5. Миля морская – 1852 метра.
6. Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых, трапециевидных парусов.
7. Амбразура – отверстие в борту судна для орудий.
8. Корма – задняя часть судна.
9. Камбуз – кухня на корабле.
10. Кильватер – след от идущего корабля.
11. Перечислить виды морских кораблей – канонерка, шхуна, крейсер, фрегат, брандер, бриг, корвет, клипер, галеры и др.
12. Лот – прибор для измерения глубины воды с судна.
13. Сцепление атакующего корабля с неприятельским для захвата его в рукопашном бою – абордаж.
14. Повар на корабле – кок.
15. Мачта – вертикальная конструкция, прочно прикрепленная к корпусу корабля.
16. Мостик – открытая или закрытая огражденная площадка в верхней части надстройки корабля (судна), где расположены приборы управления судном и его корабельным оружием, а также средства связи и наблюдения.
17. Штурвал – руль корабля.
18. Какие океаны вы знаете?
19. Какие моря знаете?
20. Каких рыб вы знаете?
21. Веселый Роджер – флаг с черепом и костями.
22. Флибустьер – морской разбойник (пират).
23. Назовите фильмы про пиратов.
24. Сказочный царь морей.
25. Песни о морях.
26. Назовите морские звания – матрос, мичман, адмирал и др.
27. Где находится Бермудский треугольник?
В.СОЛОВЬЕВА,
Л. КУДРЯВЦЕВА
Гатчина,
Ленинградская область
Комментарии