14‑16 октября в Москве прошел третий Всероссийский форум «Сквозные образовательные траектории»-2023. На дистанционном этапе форума было принято свыше 1300 заявок со всей страны, а в финал были приглашены 72 финалиста из 40 регионов нашей страны – от Калининграда до Камчатки.
Организаторы форума – социально ориентированная некоммерческая организация «Союз участников отношений в сфере образования» (Обрсоюз) при поддержке региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», компания «1Т», ВК, образовательная платформа «Сферум», издательство «Просвещение», ДПО «Образование – Русское слово». Целью форума «СОТ»-2023 являлось создание единого информационного пространства и условий для выявления и распространения успешных практик, направленных на устойчивое развитие и повышение качества общего образования. Надо отметить, что очной части форума предшествовали курсы повышения квалификации «Метапредметные компетенции педагога» в формате микрообучения при помощи телеграм-бота. Регулярно в течение четырех недель участникам в Телеграм приходили короткие задания с видео, кейсами, тестами и иными интерактивными формами от спикеров, экспертов и звездных гостей проекта СОТ, что позволяло знакомиться с материалами и отвечать боту в любое удобное время, не отрываясь от рабочего процесса.
Итак, очная часть форума включала три дня. В первый день участников и экспертов ожидало интерактивное открытие в формате «СтартЛаб», уже полюбившемся по проектам «1Т». Согласно легенде учителям было необходимо раздобыть мифический тессеракт (четырехмерный гиперкуб), похищенный коварным искусственным интеллектом. Педагоги активно включились в игру: проходили квиз, генерировали изображения с помощью нейросети, принимали участие в квесте. В итоге тессеракт был найден и отдан на сохранение голубоглазому автоботу-трансформеру Бамблби, знакомому аудитории по фильму «Трансформеры». К слову, педагоги активно фотографировались с голубоглазым трансформером. Вы спросите, почему знакомство с педагогами открыли искусственный интеллект, трансформеры и нейросеть? Дело в том, что все СОТ (грантовые направления) этого года («Воспитание и социализация», «Особые образовательные потребности», «Непрерывное образование», «Эффективное управление», «Игровые формы и методы обучения», «Искусственный интеллект») были объединены темой искусственного интеллекта как способа успешного тиражирования проекта.
Второй день форума был непосредственно конкурсным и подразумевал насыщенную программу. Утро началось с мастер-классов от победителей форума «СОТ»-2022. Участники минувшего года, успешно реализовавшие свои проекты, рассказали об уже воплощенных в жизнь проектах, продемонстрировав новичкам креативные индустрии в образовании, специфику игры в боччу, потенциал педагогического интереса для развития образовательной организации, возможности образовательной урбанистики и образовательного туризма, особенности бизнес-кейсов как инструмента профориентации для школьников и студентов. Участники могли выбрать мастерскую под собственные интересы и принять в ней участие.
Первым конкурсным испытанием для 72 финалистов стал гайд-парк. Во время гайд-парка участники в блицрежиме презентовали свои проекты профессиональному экспертному сообществу. Надо отметить, что такая форма представления проектов превратила залы в настоящие экспозиции по каждой из 6 СОТ: была возможность задать интересующие вопросы авторам проектов и протестировать продукты вживую. У самих участников тоже была возможность пройти процедуру взаимооценки и отметить понравившиеся проекты. Поражало тематическое разнообразие проектов: робототехника, «умная школа», нейрокураторы и нейропомощники, книжные и киноклубы, телестудии, автоматизированные информационные системы, мобильные приложения, языковые лаборатории, боты-мультипликаторы и многое другое.
Второе конкурсное испытание носило интеллектуальный характер. Участники были разделены на шесть команд, каждой из которых предлагался кейс, посвященный реальной проблеме какого-либо образовательного учреждения. За 40 минут требовалось суметь объединиться в команду, найти решение предлагаемой проблемы, выработать единый подход, устраивающий всех членов, презентовать его экспертам с помощью удобного инструмента визуализации. По итогам этих двух испытаний были отобраны 18 финалистов, которых ожидала пресс-конференция в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив с представителями СМИ и экспертным сообществом. Надо сказать, что это испытание было новым по сравнению с состязаниями минувших лет, поэтому победители очень волновались, отвечая на вопросы высокопоставленных лиц сферы образования. Еще одной особенностью этого года стало проведение круглого стола «Диалоги о главном», где представители властных структур сферы образования осветили проблемные стороны образовательной политики текущего момента. Иными словами, педагоги из первых уст могли услышать ответы на интересующие их вопросы. Образовательную программу в «Точке кипения» венчала интерактивная сессия «IТ-клуб как средство достижения целей проекта», где выступили победители минувшего года, которым была оказана информационно-техническая поддержка при реализации проектов (участниками были созданы сайты, где были размещены видеоконтент и иные материалы проектов). Также образовательная программа форума включала работу театральной мастерской, на которой участники форума готовили финальное представление, сотового кинофестиваля (конкурс кинофильмов, созданных образовательными учреждениями) и киноклуба, на котором по традиции показываются отечественные короткометражные картины.
Утро третьего дня началось с уютной встречи клуба «СОТ», в рамках которой участники и эксперты обсудили новые номинации уже для следующего года. Также состоялся традиционный обмен пчелками-сотами, которые являются символами форума. Напомним, что они вяжутся по специальной схеме и участники обмениваются ими, «связывая» образовательное пространство друг друга. Также день для участников был ознаменован сменой локации и поездкой в Совет Федерации, где состоялась панельная дискуссия «Нормативное регулирование и меры государственной поддержки обучения цифровым компетенциям от школьника до специалиста». В рамках дискуссии прошли обсуждение и выработка предложений по развитию цифровых компетенций всех категорий граждан с учетом новых векторов цифровизации и нормативного регулирования.
На закрытии форума помимо награждения абсолютных победителей и призеров конкурса, а также отличившихся в специальных номинациях от партнеров проекта состоялся показ театрального представления, которое участники готовили вечерами на мастерских. По сюжету было показано символическое зарождение педагогического знания и вдохновения, которому нет и не может быть препятствий.
Проведение Всероссийского форума «Сквозные образовательные траектории» стало доброй традицией в области образования нашей страны, надеемся, что следующая осень вновь пройдет под знаком СОТ.
Екатерина МОРОЗОВА, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», кандидат педагогических наук
Комментарии