Что такое санквылтап? Чем отличается он от нарсъюха? Почему каждой молодой девушке нужно непременно сшить себе красивый тутчан? Сложно ли играть в щёл? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в Ханты-Мансийске в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» («Живой ручеек»), педагоги которого, как бесценное сокровище, хранят древние обычаи коренных северных народов ханты и манси.
Но просто хранить мало. Важно передать заветы предков по наследству, чтобы не угасли веками бытовавшие в этих землях традиции, каждая из которых – средоточие человеческой мудрости, чтобы опыт времен продолжал работать и облагораживать современную нам действительность.Сегодня «Лылынг союм» развивается в четырех направлениях. Одно из самых популярных – театральная мастерская. С мальчиками здесь разучивают традиционные народные танцы, реконструируют сцены из легендарных языческих Медвежьих игрищ. Чтобы выйти на большую сцену, нужно не только запомнить и отшлифовать цепочку сложных движений, но и самому смастерить реквизит – ритуальные маски, стрелы для лука. Но игра стоит свеч: юные артисты «Лылынг союм» – гастролеры со стажем, желанные гости всевозможных российских конкурсов и фестивалей, а несколько лет назад вошли в состав делегации, представлявшей Россию во Франции в рамках перекрестного Года культуры.Много желающих учиться и в мастерской обско-угорских наигрышей. Известно, что когда-то в арсенале хантов было 25 народных инструментов, у манси – 18. До наших дней сохранились секреты изготовления лишь пяти. В коллекции «Лылынг союм» есть четыре инструмента, на которых тут научат играть любого ребенка – педагогам очень приятно, что культура коренных народов Севера привлекает детей разных национальностей. – Вот этот инструмент называется санквылтап. В переводе – «поющее дерево», – объясняет директор центра Татьяна Савельевна Вадичупова. – А это тарысыплив – «деревянная шея журавля». Еще у нас есть нарсъюх. И бубен. Все струнные инструменты звучат по-разному: у одних более глухой звук, у других – более нежный. Мечтаем о собственной мастерской по изготовлению музыкальных инструментов, где немногие оставшиеся мастера, владеющие этими уникальными технологиями, могли бы передавать их молодым. В массовое производство запустить такие инструменты невозможно, это ручная, штучная работа.Сложно описать словами звучание нарсъюха и тарысыплива. Здесь и песнь ледяного северного ветра, и отзвуки тумана, опускающегося на безбрежную гладь Великой реки, и плач перелетных птиц, вновь и вновь отправляющихся в далекий путь на юг. – Многие наши выпускники, которые давно уже стали взрослыми, до сих пор приходят к нам, чтобы поиграть на инструментах, – говорит Татьяна Савельевна. – Вот, например, Коля служит в полиции, но музыка его не отпускает. Приходит и подолгу, задумавшись, струны перебирает…В какой-то момент в «Лылынг союм» поняли, что музыка способна дарить не только эмоциональную радость, но и врачевать физические недуги. Юные музыканты раз в две недели ездят с концертами в реабилитационный центр «Лучик», выступают там перед детьми-инвалидами. Вместе с ними занимаются лепкой, плетут из бисера. Родители маленьких пациентов обратили внимание, что после таких встреч их дети чувствуют себя куда лучше, становятся спокойнее, настроение у них улучшается. И ребятам из «Лылынг союм» эти поездки тоже очень полезны: воспитывают чувство сопричастности, умение сострадать, сопереживать. По той же причине регулярно организуются концерты инструментальной музыки и в детском противотуберкулезном диспансере. Конечно же, музыкантов с радостью ждут и в школах, и в детских садах, и в летних лагерях отдыха. От поездок в лагеря тоже двойная польза: во время этнокультурных смен городские дети погружаются в язык и народный быт. Учатся рыбачить, плести сети, разделывать рыбу, выделывать кожу щуки и налима, из которой в старину ханты и манси шили обувь.Летняя практика помогает закрепить навыки, полученные в мастерской декоративно-прикладного искусства. В центре учат не только работать с природными материалами (кожей, деревом, берестой), плести украшения из бисера, но и подробно рассказывают о том, как одевались их предки, какой глубинный сакральный смысл несут узоры на национальных костюмах, от чего и какие обереги защищают. – Ханты традиционно селились вдоль Оби. Поэтому основной цвет их одежды синий, украшения крупные – так они старались понравиться богу реки, – объясняет директор «Лылынг союм». – А манси жили ближе к горам, выбирали цвета яркие – красные, бордовые. По подолу женщины подшивали платья тяжелым бисером – это защищало от ветра. Каждая наша выпускница в качестве «дипломной работы» должна сшить себе тутчан – мешочек для приданого. Наличие тутчана в былые времена говорило о том, что девушка готова к замужеству.В центре «Лылынг союм» также работают туристско-краеведческое направление и студия раннего развития, где малышей погружают в древнюю культуру через игру. Самая популярная – щёл – тренирует мелкую моторику рук, развивает логическое мышление и память: не так-то просто запомнить хитроумный узор, составленный из коротких деревянных палочек, и в следующее мгновение понять, какой элемент из рисунка исчез.И конечно же, в центре можно учить языки коренных народов Севера. Педагоги «Лылынг союм» не только к себе учеников приглашают, но и сами идут к ним – в школы и детские сады. Так и выходит, что национальным просвещением охвачены почти 600 детей Ханты-Мансийска.Лауреат премии губернатора Ханты-Мансийского округа – Югры в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования детей», обладатель гранта главы города как лучшее инновационное учреждение, победитель конкурса «Школа – социокультурный центр» и международного конкурса «7 чудес финно-угорского мира» в номинации «Культура» – «Лылынг союм» еще и окружная стажировочная площадка. Его преподаватели постоянно ездят по сельским школам, организуют обучающие семинары для педагогов, пишут и издают пособия по языкам, национальной музыке и ремеслам. В результате этнокультурный компонент все чаще появляется в разработках учителей разных предметов: его активно внедряют преподаватели технологии, а один из педагогов по МХК, прошедший обучение в центре, составил программу, где подробно описал представления о мире древних ханты и манси и почитаемый ими пантеон языческих богов во главе с богом неба Нум-Торумом. А еще центр давно дружит с технолого-педагогическим колледжем, студенты которого в очередь выстраиваются, чтобы пройти здесь практику. Многие хотели бы остаться работать здесь, под защитой Нум-Торума…
Комментарии