Итак, когда буря возмущения позицией депутатов немного улеглась, пришло время подумать, какой кодекс педагогической чести могла бы я предложить для обсуждения в своей любимой школе.
Первое и главное, о чем должен помнить учитель, как и врач: НЕ НАВРЕДИ! Не навреди ребенку, не разрушай его природу, усмотри в нем личность, которую надо уважать, обучать и воспитывать. Не надо бороться против него, надо вести его за собой. Каждый учитель обязан быть педагогом! Кто забыл значение этого слова, пусть заглянет в словарь.
Дальше. БУДЬ ЧЕСТЕН. Честен в отношении к делу. В нем нет места небрежности, плохим урокам, непроверенным тетрадям, несправедливым оценкам. Учитель – высокое звание. Твоя честь – это знание и мастерство, справедливость и ответственность.
Все перечисленное выше будет неживым и формальным, без наивысшего педагогического требования: НЕ ЖАЛЕЙ ЛЮБВИ! Наполни любовью свое сердце и душу, широко раздаривай эту любовь тем, с кем связала тебя жизнь и кому ты посвящаешь всего себя, – своим ученикам. Иначе зачем ходить в школу взрослым людям? Все, что делается в школе, делается под управлением любви. Без нее ни на что не хватит ни сил, ни здоровья, ни времени. Она всегда подскажет, как правильно поступить в трудной ситуации, наполнит смыслом и радостью общение. Не любя своих учеников, ничему научить их нельзя. Не получится! Можно натаскивать. Но натаскивать и учить – это вещи разные.
НЕ УРОНИ СЕБЯ, БУДЬ НА ВЫСОТЕ. Не задирай нос, но и не теряй высоты. Очень важно, как относятся к учителю в обществе. Но свою высоту ты определяешь сам. Она должна быть достойной, но досягаемой. В противном случае не произойдет чудо педагогического труда – ученик не сможет подняться на высоту учителя. А ведь, по сути, мы стремимся именно к этому: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться».
ПОМНИ: ТЫ НЕ ОДИН. Наша школа – место коллективного труда и персональной ответственности за результаты своего труда. Только вместе с коллегами при единых педагогических требованиях можно добиться желаемого результата. Самый талантливый учитель останется одиноким или вовсе не останется с нами, если он не умеет работать вместе с коллегами, такими же талантливыми учителями. Ощущать плечо и локоть того, кто идет рядом с тобой, всячески поддерживать авторитет идущего рядом, помогать тем, кому нужна твоя помощь, – вот счастливый удел счастливых учителей. Успех – дело коллективное. Вместе к общему успеху – единственный продуктивный путь. Мы должны учить этому наших воспитанников. Мы должны учиться этому сами. Какая великая сила кроется в слове!
В УЧИТЕЛЬСКОМ СЛОВЕ – многократная сила. Следи за своей речью. Грамотная, эмоциональная, яркая речь – путь к сердцу и душе ученика. Учительское слово должно вдохновлять, зажигать, заинтересовывать и никогда не оскорблять. Бойся словесных ярлыков, упреков, унижений. Дети этого не прощают. Коллеги – тоже.
Неси ученикам ВЫСОКОЕ СЛОВО. Учись так говорить и так думать. А для этого учитель должен быть ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Интересным в своем предмете, в своих увлечениях, занятиях, в жизни. Не останавливайся. Читай, смотри, думай и делись всем самым важным для тебя со своими учениками и коллегами. Не ссылайся на нехватку времени, на житейские заботы. «Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится». Открывай новое, увлекайся. Будешь интересным человеком – никогда не состаришься. Профессионально выгорают лишь те, кто замыкается в своем предмете, не замечая вокруг ничего нового, свежего, увлекательного. Самое надежное богатство учителя – его ученики.
И накапливается такое богатство парадоксальным образом: ЧЕМ БОЛЬШЕ ОТДАШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОЛУЧИШЬ. Чем ты щедрее, тем богаче. Вот только было бы что отдавать! Не только знания, но часть своей души, человеческое тепло и участие, внимание и заботу, свое время и жизненный опыт – учитель призван делиться всем, что имеет сам. Возвратится все сторицей! Знаю это из личного опыта. Поверьте! А что касается дресс-кода – я за красивые платья и костюмы, нарядные галстуки, модные цвета, умелый макияж. Я – за красивого, ухоженного и любящего себя учителя, за интеллигентного и элегантного человека.
Комментарии