Предлагаем вашему вниманию описание очередной модели ученического самоуправления, представленной учителем средней школы №162 Кировского района г. Самары
Раздел 1. Краткая характеристика образовательного учреждения
Наша школа была открыта 42 года назад. В ней 1261 ученик, педагогический коллектив состоит из 70 человек с профессиональными разрядами по 12-14-й. Есть четыре профильных класса: 10-й «А», 10-й «Б», 11-й «Б» – по специальностям «стилист, рекламный агент», 11-й «А» – по специальности техническое черчение.
Наш адрес: 443077, г. Самара, ул. Елизарова, дом 28-а, телефон (8462) 968104.
Раздел 2. Краткая характеристика функционирующий модели самоуправления
Вот уже шесть лет у нас действует орган самоуправления – дума. Состав ее избирается путем голосования. В 1997 году было принято «Положение о думе». Все депутаты избираются сроком на два года. От учащихся 5-11-х классов выдвигаются кандидаты, по одному представителю от класса. Кандидат имеет свою предвыборную программу.
Учащиеся с большим энтузиазмом относятся к выборам. Их поддерживают родители и учителя, а также администрация школы.
Наша модель самоуправления содействует саморазвитию личности. Решает проблему формирования свободного человека. Происходит передача опыта ответственности от старших к младшим. Ответственность за собственное поведение, за последствия своих действий, за свои поступки перед окружающими. Возникает понимание, что «я не один, что я живу среди себе подобных, что мое поведение определенным образом влияет на окружающих».
Самоуправление неминуемо возникает в воспитательной системе, где обеспечивается единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимодействии, взаимосвязи и развитии.
(См. схему и таблицу)
За время существования самоуправления школьная дума справилась с поставленной задачей. Произошло сплочение детского коллектива как в школе, так и внутри классов. Повысилась успеваемость, учащиеся стали правдивее, внимательнее, милосерднее. Они помнят и чтят историю своей страны, уважают старших, смелы и свободолюбивы.
Возлагаемые функции самоуправления реализовались в виде сочетания коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей. Определились перспективы на основе диагностики. Произошло сферное объединение культурных норм различных наук, обеспечение личности некоторой гармонии, взаимоотношений в коллективе, а самое главное – школьники учатся жить в будущем.
В школе установились определенные традиции. Отмечаются дни рождения школы праздничными концертами.
В школе модель самоуправления существует уже давно, появился опыт работы. Есть методические разработки, например «Положение о школьной думе». Там есть такие разделы, как «Выборы в думу», «Избирательная комиссия», «Принципы работы членов школьной думы».
Для активистов школьного самоуправления (школьников) есть методические разработки, например, одна из них – «Советы кандидатам в думу».
Подготовлены педагоги, организаторы, воспитатели, прошедшие курсы по вопросам самоуправления в школе.
Специальной материально-технической базы нет, кроме помещения для проведения совещаний и сборов органов самоуправления.
Реальный интерес к организации самоуправления проявляют несколько десятков школьников, они готовы принять активное участие в органах самоуправления, а также некоторые родители.
Подготовка активистов всех категорий идет через наглядную агитацию, лекции, курсы, беседы.
Персональный состав штаба по организации выборов в думу: председатель, заместитель, секретарь, четыре наблюдателя, избирком, три человека.
Ведущими специалистами и игротехниками в школе являются М. Лешкина – завуч по воспитательной работе, Е. Тищенко – организатор.
Сроки проведения и содержание основных этапов:
с 1 по 25 сентября – организация предвыборной кампании;
29.09 – выборы в школьную думу в 14.00 в актовом зале;
с 30.09 – организация деятельности думы, кабинет организатора.
Все органы самоуправления никем не финансируются, работают на общественных началах при попечительской поддержке родителей. Выпускаются стенгазеты и листовки, в которых освещается функционирование самоуправления.
Гимн школы
Тебе, родная школа, мы клянемся!
Наставникам своим, учителям,
Что будем каждым школьником гордиться,
И этот гимн мы посвящаем вам!
Пусть будет много в школе света!
Источник знаний и добра!
Где парта будет пьедесталом
Порядочности, чести и ума!
Так здравствуй, здравствуй,
школа дорогая!
Как много поколений здесь пройдет!
Тебе, родная школа, каждый школьник
Присягу верности и чести отдает!
Путь будет школа мирным домом!
Не будет расовых различий в нем,
Где будет уважение религий.
Мечта детей о доме – о таком!
Да здравствуй, родная школа!
Священный храм науки и добра!
Под мирным небом и под теплым солнцем
Живи и процветай на все века!
Е. ТЕПЛОВА,
учитель
Комментарий
Этот материал очень лаконичный, поэтому он требует некоторых комментариев.
1. Из предложенной схемы не ясно, каким образом объединяются все указанные центры. Если они входят в состав думы, как можно понять по схеме, то так не должно быть. В думе могут быть комиссии и комитеты, которые готовят законопроекты. Если эти центры объединяет какое-то другое название, его нужно дать. По крайней мере, здесь есть основание полагать, что дума занимается законотворчеством, тем более что перечень законов приведен, а центры выполняют непосредственно функции исполнительной власти, то есть организуют жизнь школьников в соответствии со своим профилем.
2. Стоит воспользоваться идеей написания конкретных советов депутатам думы и продолжить – такие же практические советы министрам, предпринимателям, простым гражданам. Это можно будет сделать, когда появится больше опыта и будет видна перспектива данной модели самоуправления.
3. Большой плюс – в школе есть своя атрибутика и приводится гимн школы. Всем остальным школам остается только пожелать написать свой гимн и, главное, использовать его как одну из основ государственности, воспитания уважения к своей школе.
Еще раз приглашаем всех читателей присылать свои модели или просто описание опыта работы в сфере самоуправления. Как видно из данного материала, это не так уж и сложно. Просто описать свой опыт, который есть в вашей школе.
Схема самоуправления
Комментарии