Недавно по разным городам России прокатилась волна молодежных протестов. В Петербурге по школам были даже разосланы памятки для родителей с просьбой помочь своим несовершеннолетним детям разобраться в правовых аспектах участия в несогласованных протестных мероприятиях. Как видим, это мало помогло. Молодежь вышла и, судя по всему, будет впредь выходить на улицы. А вот почему это происходит, мы попросили поразмышлять тех, кто имеет непосредственное отношение к молодежи, кто общается с ней иногда даже больше родителей, а именно учителей. По понятным причинам обозначим наших экспертов лишь условными именами.
Итак, что движет детьми? Как считает учитель истории и обществознания Игорь Х., на самом деле вряд ли у всех митингующих молодых людей есть единый мотив. У кого-то это может быть просто интерес, у кого-то – просто подражание тому, что делают остальные. Мы часто ориентируемся на ярких людей, а соцсети предоставляют для таких людей большие возможности. Но, конечно, согласен Игорь Х., есть и политически ангажированные люди, которые в свои 15-16 лет уже начинают интересоваться политикой и делают это с искренней страстью.
Почему так рано? Да потому что есть доступ к информации уже с младенческих лет. Правда, молодости свойственны радикализм и революционность. Ведь если посмотреть в глубь истории, то те же революционеры, социал-демократы, народники, – это все молодые люди, а не старцы, убеленные сединами. Молодость хочет бунтовать, и это вечный закон. Того, что взрослые принимают за норму (возможность купить жилье, еду, съездить в отпуск), детям мало, им хочется большего, и они уверены, что за это нужно бороться, в том числе радикальными способами. Каждому поколению свойственны свои нормы и желания, и то, что взрослым кажется приемлемым, кому-то может не нравиться. Плюс у молодежи нет социальных обязательств, им еще нечего терять, но есть к чему стремиться.
По мнению другого учителя математики, Виктора М., действительно, сегодня у ребят много источников информации. Можно узнавать мнения разных людей из разных стран, видеть, как те живут, сравнивать, и это только усиливает у молодежи желание сделать мир лучше. По словам Виктора М., учителя сами призывают учеников к активной гражданской позиции, к неравнодушию, так стоит ли удивляться, когда это иногда получается?
Молодежная политактивность вполне обоснованна, считает педагог. Государство сейчас совершает такие действия, которые не могут быть не замеченными молодежью. Например, запрещает аниме, в которых ребята не находят ничего, требующего запрета и осуждения, стремится цензурировать Интернет, отслеживает трафик и т. д. Но главное, о чем сегодня говорят молодые люди и подростки, – у них нет возможности повлиять на ситуацию другими способами. Никакие письма наверх ситуацию не изменят, подписание петиций тоже имеет весьма ограниченный эффект. Что могут дети? Избраться в депутатский корпус сами? Но одних система госуправления поглощает, а других, несогласных, отвергает, не допуская к распределению ресурсов. Молодежь, по сути, становится заложником в стране, где все ресурсы, рычаги и полномочия в руках старшего поколения. Почему ребятам так близок Интернет? Да потому что там есть обратная связь, есть возможность участия. Все это говорит о большом поколенческом разломе, который пока не видно, как устранить цивилизованным путем.
Какие проблемы волнуют подростков и молодежь? Многие из них, например, видят имущественное неравенство, неравенство возможностей. Они правы, когда говорят, что, в то время когда мир занят проблемами экологии, мы ввозим в страну ядерные отходы, на словах боремся с коррупцией, заводим абсурдные уголовные дела на людей, которые не так выразились на просторах Ютьюба, и т. д. На взгляд молодежи, появилось много механизмов ограничения свободы слова, и это не может нравиться тем, кто привык не ограничивать себя в Интернете.
Кроме того, практически все существующие молодежные общественные объединения – мертворожденные проекты. Они задумывались как идеологический барьер, который позволит удерживать молодежь в определенных рамках, но это не работает. Ребятам неинтересно делать то, что инициируется сверху. А инициатива снизу часто не востребована или поддержана, но формально. И дети это прекрасно чувствуют. Поэтому пытаются выразить свое мнение в протестах.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург – Ленинградская область
Комментарии