Горьковскую литературную премию вручали в этом году уже в 11-й раз. Несмотря на весьма солидный стаж и традиции премии, на этот раз ее учредители – журнал «Литературная учеба», Российский фонд культуры и Межрегиональный общественный фонд «Центр развития межличностных коммуникаций» – решили в корне изменить правила игры и все начать с чистого лица. Столь неожиданный «ход конем» аргументировали тем, что «новые люди, новые идеи, новое дыхание – это так по-горьковски!»
Философию премии не тронули. Она в полной мере отвечает заветам Алексея Максимовича: поддерживать авторов, верных главным ценностям классической литературы, способных хорошим русским языком описать происходящее в обществе и в стране, но при этом отчего-то остающихся за бортом массового книгоиздания. Зато изменили названия номинаций. В прошлом остались «Фома Гордеев» за лучшую художественную прозу, критические «Несвоевременные мысли», «По Руси», где отмечались историки-публицисты и исследователи-краеведы, «Мои университеты» за просветительскую научно-литературную деятельность. Вместо этого появились «Русский дом», «Русский мир», «Русская правда», «Русская лира» и «Русская жизнь», за которыми явственно проступает не нуждающаяся в лишних комментариях обновленная идеология. Перемены коснулись и святая святых – правил отбора кандидатов. Если в предыдущие годы на стол жюри ложились работы исключительно профессиональных литераторов – среди обладателей «Горьковки» – писатели Владимир Орлов и Сергей Есин, поэты Константин Ваншенкин и Игорь Меламед, критики и литературоведы Валентин Курбатов и Екатерина Варкан, – то на этот раз премия открыла дорогу к славе всем желающим. Достаточно было разместить свою работу на интернет-платформе Bookscriptor, и это уже давало право претендовать на попадание в заветный список кандидатов. Организаторы объясняют столь нарочитую демократизацию просто. Во-первых, она на руку авторам талантливым, но безвестным, отвергнутым издателями исключительно из коммерческих соображений. А во-вторых, дать шанс всем и каждому – это… так по-горьковски! Нововведение уже принесло первые плоды: четыре лауреата из пяти взошли на пьедестал через Интернет. В будущем году выбор победителя планируют сделать трехступенчатым: сначала за ту или иную книгу будут голосовать интернет-пользователи – читатели Bookscriptor, работы, набравшие больше всего голосов, попадут к экспертам, которые отсекут излишне «демократические» произведения, проще говоря – откровенную графоманию. Окончательное решение примет профессиональное жюри.На торжественной церемонии вручения премии каждый лауреат, выходивший на сцену за наградой, говорил о том влиянии, какое оказал на него Максим Горький. Так, победитель в номинации «Русский мир» за цикл критических статей о современном состоянии отечественной литературы, прозаик, поэт, историк литературы, журналист Юрий Милославский, уже сорок с лишним лет живущий в США, где защитил докторскую диссертацию «Лексико-стилистические и культурные характеристики частной переписки А.С.Пушкина», в своем видеообращении из Нью-Йорка рассказал о том, что «вышел из «Клима Самгина».«Глыбой» и «одним из величайших явлений мировой литературы XX века» назвал Горького Владимир Бондаренко, автор биографии Иосифа Бродского, изданной в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», победитель в номинации «Русский дом». Прозаик и член жюри Александр Сегень сделал Владимиру Бондаренко, пожалуй, тончайший из комплиментов, признавшись, что эта биография перевернула его представление о поэте: «Я никогда не был ярым поклонником Бродского. Он представлялся мне огромной доской, исписанной сложнейшими формулами – красивыми, стройными, но невероятно холодными. Теперь же я стал его лучше чувствовать, понял его истинные, щемящие чувства к России, трагедию непростых отношений с эмиграцией. Одним словом, биограф действительно вернул поэта на Родину».Впрочем, на похвалы в этот вечер вообще никто не скупился. Их с лихвой досталось и поэту Владимиру Семенчику из Южно-Сахалинска, чей сборник «Качает ветер лодочку» победил в номинации «Русская лира». Член жюри, писатель Роман Сенчин назвал вошедшие в него стихи «простыми, душевными и прочувствованными». Обласкали и калужанина Максима Яковлева, лучшего в номинации исторической публицистики «Русская правда». И это справедливо: его «Фрески» – сборник крошечных миниатюр, самодостаточных, емких и метафоричных – это и в самом деле явление, неизбитое, небанальное. «Мужественным литератором», «писателем-мужчиной» (и с этим не поспоришь), способным «сильно и мощно говорить о вчера, сегодня и завтра», члены жюри в едином порыве назвали Дмитрия Конаныхина, автора романа «Деды и прадеды», победившего в номинации «Русская жизнь». Разработчик наземных систем для космодрома Плесецк, Конаныхин взялся за перо 10 лет назад и за это время создал несколько десятков рассказов и четыре романа. Его любимый писатель – Михаил Шолохов, чей силуэт, безусловно, проступает сквозь неистовые строчки новоиспеченного лауреата.Как повлияет премия на творческую судьбу победителей, сказать сложно. Хорошо, если прибавит читателей, благо большинство произведений опубликовано в Сети. Еще труднее предугадать, как отразится на самой премии столь радикальная смена курса. Однако тут, видимо, особо переживать не стоит. Ведь все, что связано с именем Горького – Литературный институт, Союз писателей, ИМЛИ, а значит, и премия, – это крепко и надолго.
Комментарии