Упрощает ли жизнь администрации школы электронный документооборот? Ответ сначала кажется однозначным. Пакет из 56 прикладных программ, централизованно поставленных в российские школы в ходе реализации ПНПО, дал возможность создавать разнообразные электронные базы данных в образовательных учреждениях. Во многих школах давно организованы электронные базы данных по кадрам, собираются в удобную электронную «копилку» сведения для Пенсионного фонда, информация по курсам повышения квалификации или даже достижения каждого ученика по каждому предмету… Электронная система, содержащая всю отчетность по школе, безусловно, упрощает документооборот на уровне управления образовательным учреждением. Но вот что интересно: как только этот удобный способ вести дела выходит за пределы школьного здания, начинают происходить странные вещи…
Получив информацию из вышестоящих органов, школьные администраторы зачастую вынуждены распечатывать ее на бумаге, так как многие документы должны быть заверены подписью директора и печатью. Некоторые виды документов школа должна сохранять определенное количество лет в своих архивах в бумажном виде, а не в электронном – например, приказы управления образования. Часть документов директора школ обязаны делать в двойном варианте, бумажном и электронном: сюда входят, например, база данных по ЕГЭ, ежегодные отчеты школ, заявки на участие в конкурсах. Таким образом, выйдя за порог школы, электронный документооборот из преимущества превращается почти в обузу, не только не облегчая – зачастую усложняя жизнь директоров. Надоевший всем поток документации не уменьшается – он увеличивается!
Как же все-таки остановить огромный, теперь уже бумажно-электронный вал? В чем корень проблемы? На эти сложные вопросы отвечают представители систем образования двух регионов России.
Ирина АВЕРИНА, начальник Управления образования Харовского района Вологодской области:
– Я считаю, что мы представляем в вышестоящие инстанции очень много приблизительно одинаковой информации, только в разных формах. Есть данные, которые запрашивают очень часто – например, по кадрам, по материально-технической базе образовательных учреждений. Я считаю, необходимо создать на федеральном уровне обобщенную базу данных, это уменьшило бы количество бумаг. Если бы существовали электронные банки данных, то организация, которой требовалась бы определенная информация, сама работала бы с этой базой, а нашей задачей было бы только обновление информации при необходимости.
Владимир МИГУНОВ, начальник Управления образования Приморского района Архангельской области:
– Федеральная, региональная и муниципальная власть – в законах четко прописано, кто за что отвечает, кто что финансирует. Вот в рамках этих полномочий и надо работать.
Мы все должны осознать – время изменилось! У каждой ступени власти есть свои полномочия. И все должны следовать этим правилам. Возьмем наболевший вопрос лицензирования и аккредитации. У нас сейчас управленцы практически не занимаются тем, чем они должны заниматься, – управлять образовательным учреждением. Они бьются с документами, которые необходимы для лицензирования. Ужесточились требования противопожарной безопасности, требования Роспотребнадзора. Это все на благо детей, но если согласно бюджетным нормативам установлен график выполнения тех или иных требований, то надо по этим правилам и играть. Изменились требования – значит, государство должно вкладывать дополнительные деньги в школы, строить по новым проектам.
Вышло новое положение об аттестации педагогических и руководящих кадров. Но у нас почему-то в нормативных документах зачастую есть моменты, которые можно читать двояко. Как понять слова «регион с участием муниципалитета»? У кого какие полномочия? Начинаются противоречия. У нас длится сейчас переходный период, когда мы пользуемся старым положением об аттестации. Мы, муниципалы, выполняем совершенно несвойственную нам функцию – по аккредитации ОУ.
Если мы четко уясним, кто за что отвечает, и не будем друг другу посылать дополнительные бумаги, у нас сразу документооборот резко сократится. Какой смысл собирать ворох отчетной документации по тем вещам, за которые отвечает лично муниципалитет? Вот сейчас большая проблема возникла с дошкольным образованием. За дошкольное образование отвечает муниципалитет. Федеральная власть хотя бы рубль выделила на строительство детского сада в Приморском районе? Нет.
Я выезжал в Швецию, Норвегию, Финляндию. У них там совершенно другой порядок. Четко распределено, кто за что отвечает. Там, например, только муниципалитеты решают вопросы реорганизации сети образовательных учреждений: какие школы оставить, какие модернизировать, какие ликвидировать, где предложить детям ездить на школьном автобусе. Там не запрашивают «сверху», какой у вас процент охвата горячим питанием школьников, там просто кормят. Я посмотрел – бумажного потока у них там гораздо меньше…
Любопытно, что у нас в России, в Мурманской области, начата реализация российско-финского проекта по совершенствованию системы информатизации управления образованием. Региональная база данных уже включает ряд модулей, таких как «Кадры», «Обучающиеся», «Образовательные учреждения», «Библиотечный фонд». Разработан модуль «Комплексная безопасность образовательного учреждения». Школа, по паролю обратившись к региональному серверу, дважды в год заполняет паспорт безопасности, муниципальные органы образования и Министерство образования могут посмотреть эту информацию. Бумажных отчетов школе посылать уже не нужно.
Комментарии