На Крайнем Севере немало коренных, испокон веков живущих на родной земле народов. Но есть и «понаехавшие», те из них, которые прибыли ненадолго, но полюбили этот край и остались здесь навсегда. Среди таких поселенцев Анна КУЦИК, учительница начальных классов, ныне директор начальной школы поселка Харп Ямало-Ненецкого национального округа.
Анна Куцик выбрала Заполярье в 1980 году, когда окончила Ивано-Франковский педагогический институт. Многие ее однокурсники старались остаться в родном городе или по соседству с ним. А Анна по собственному желанию захотела поехать за тысячи километров от родного дома, из романтических побуждений. Поработать, узнать поближе этот «край земли», о котором знала только из книг. Думала, что года через три-четыре вернется на родину. Но ей так понравилось Заполярье с его дивной природой, завораживающим северным сиянием, хорошим и добрым народом, что осталась здесь навсегда. И ни разу не пожалела.
Устроилась работать в поселке Харп, что в переводе с ненецкого – «Северное сияние». Влюбилась в природу необыкновенной красоты, в горную речку Собь в отрогах Полярного Урала. Покорили традиции здешних жителей, их гостеприимство, искренность.
Молодая учительница, почувствовав, что она здесь нужна, работала с большим желанием, влилась в коллектив, быстро нашла взаимопонимание с коллегами. Они ценили в ней открытость, постоянное желание учиться у старших, заниматься самообразованием, умение брать на себя ответственность, творческое отношение к урокам. Она охотно включилась в общественную работу, и это было оценено. Жители поселка ее уважали и несколько раз избирали депутатом Думы Приуральского района. Сегодня она тоже работает депутатом, уже четвертого созыва, Приуральской районной Думы.
В девяностых годах перегруженная школа поселка, работавшая в две смены, разделилась на среднюю и начальную. Среднюю школу перевели в новое большое здание. Обжитое уютное здание оставили начальной. Теперь здесь стало просторно. Анна Куцик давно этого хотела: ведь младшие школьники – это особый мир, требующий других психологических условий, другого отношения к каждому ребенку. Вскоре Анну Дмитриевну назначили директором начальной школы.
Она была уже опытным педагогом и лидером коллектива, что очень важно для руководителя. Коллектив учителей со временем обновляется, ветераны уходят, им на смену приходит молодежь. Анна Дмитриевна многих подбирала сама. Для нее самое важное – высокий профессионализм, единомыслие и взаимопонимание опытных и молодых педагогов. С годами в начальной школе сложился дружный ансамбль учителей, все имеют высшее образование. По убеждению Анны Дмитриевны, с детьми должны работать прирожденные учителя начальных классов, каждый должен быть одновременно воспитателем, педагогом и психологом. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, необходимо постоянно взаимодействовать с родителями учеников. Педагоги помогают детям и родителям в преодолении самых разных трудностей. Даже в благополучной семье у детей могут быть проблемы, и надо помочь ребенку с ними справиться, отнестись к младшему школьнику как к формирующейся личности, чтобы он мог окрепнуть и быть готовым к дальнейшей учебе. Современные дети не похожи на прежних, их мир быстро меняется, возникают новые условия. Подготовиться к ним ребенку помогают его первые учителя, создающие ему основу для будущих преодолений и успехов.
Работа учителя, в особенности в начальной школе, не ограничивается рамками уроков. Все это требует времени, труда и терпения. Такое невозможно без любви к своей профессии, а для учителя это означает любовь к детям. Только искренне любя детей, можно стать настоящим учителем начальных классов. Учитель начальных классов любит учеников, как своих детей, его любовь сродни материнской. Видимо, поэтому в начальной школе работают почти только одни женщины.
Школа постоянно обновляется, совершенствуется. За 30 лет существования начальная школа поселка Харп приобрела заслуженную славу как неоднократный лауреат конкурса «Лучшая школа России», Всероссийского смотра-конкурса «Школа года», региональных конкурсов. Сегодня здесь обучаются 247 учеников – 12 классов-комплектов, в каждом классе не более 24-25 детей. По субботам работают группы развития «Дошкольник». Созданы все условия для дополнительного образования и внеурочной деятельности, интеллектуального развития, художественно-эстетических занятий, укрепления здоровья и спорта, поддерживаются партнерские отношения с другими школами и учреждениями дополнительного образования.
Педагоги осваивают новые формы работы, инновационные методики, стремятся сделать жизнь учеников яркой и интересной. Ребята не только учатся читать, считать и писать, правильно и свободно говорить, дружить и общаться, но также приучаются к самостоятельности на днях самоуправления. А в День учителя хозяевами школы становятся четвероклассники – управляют школой, заменяют на уроках учителей. Для них это игра, но так они постепенно развиваются, осваивают будущие роли в обществе.
Ежегодно на природе с весельем и пользой проводится традиционный день здоровья, праздники, среди которых самые любимые – День семьи, Международный день отца. Во всех школьных делах активно участвуют родители.
– Педагоги работают в тесном контакте с родителями, и это стало одним из условий успешной работы школы, – говорит Анна Дмитриевна. – Во-первых, мы партнеры в воспитании детей, здесь взаимодействие необходимо в интересах ребенка. Во-вторых, школа нуждается в помощи родителей в управленческих вопросах.
Родители благодарны учителям за их терпение, трепетное отношение к делу, индивидуальный подход к каждому ученику. Главное, что они отмечают, – любовь детей к своим первым учителям, которую они будут испытывать всю жизнь.
Комментарии