Она пока не посчитала, сколько в ее роду учителей, но, когда это произойдет, учительских лет педагогической династии Слоховых наверняка наберется более сотни. Ведь только мама победительницы регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021 – учителя английского языка школы №38 (многопрофильной) имени В.М.Дегоева, г. Владикавказа Розы Казбековны Слоховой – проработала в детском саду более 40 лет! Что уж говорить о многочисленных родственных линиях. И при этом Роза Казбековна поначалу даже не помышляла продолжить педагогическую линию семьи. Но верно говорят: от предназначения не убежишь.
Роза Казбековна окончила Северо-Осетинской государственный педагогический институт и, хотя согласно диплому могла стать учителем английского языка, своей профессиональной деятельностью выбрала языковой перевод. В течение нескольких лет она трудилась в крупных частных компаниях, занимаясь переводом деловой переписки с английского языка на русский язык и наоборот: документы, письма, статьи… А вот когда наступил тот момент, который ясно показал, что ей не близка работа с бумагами, Роза Казбековна не помнит. Зато хорошо помнит ощущение невероятной тоски, все чаще накатывающей при воспоминании о том, что опять нужно погружаться в сухие и безжизненные тексты. Возможно, так продолжалось бы и дальше, не напомни мама дочери о том, что та дипломированный педагог. Родительница мудро и ненавязчиво порекомендовала попробовать поработать в школе, взяв хотя бы несколько часов. И Роза Казбековна после недолгих раздумий последовала совету близкого человека. В итоге оказалась в одной из лучших школ региона и работает в ней вот уже более 11 лет.
Почему ей самой раньше не приходило в голову устроиться на работу в школу? Роза Казбековна знает ответ на этот вопрос, и теперь, конечно, он ей кажется странным: убеждение в том, что учительство – это не про нее, придавало… страха.
Самого настоящего страха перед детьми. Ей казалось, что они не будут слушаться, что им будет скучно, что она не сможет установить с ними контакт, что ей самой будет неинтересно. Но, как показали первые же дни работы в школе, нет ничего увлекательнее, чем работа с детьми. Ведь они все разные. Особенно ей нравится работать с младшеклассниками. Как уверяет Роза Казбековна, малыши иногда выдают такие потрясающие вещи, что просто диву даешься. А главное – дети постоянно чему-то учат. Это состояние неутомимой деятельности ей очень близко. Роза Казбековна причисляет себя к категории людей неугомонных, которым непременно нужно развиваться, к чему-то стремиться, что-то постигать.
– Вы заметили, что младшеклассники постоянно вас чему-то учат? – спрашивает она.
– Чему, например?
– Учат доброму отношению друг к другу. Когда я общаюсь с детьми, они всякий раз напоминают мне о том, что главные ценности в мире – любовь, дружба, семья. Это невозможно описать словами, это нужно почувствовать. Я ни в коем случае не сравниваю себя с учителем начальных классов, который с детьми в режиме 24/7, но, когда ко мне на урок приходят ребята, а их глаза смотрят на меня с таким чудесным ожиданием, это удивительное ощущение. Хочется горы свернуть! В том числе открывая ученикам мир языка.
Роза Казбековна считает, что чем больше языков знает ребенок, тем лучше. К примеру, в республике практически все дети – билингвы, потому что говорят на русском и осетинском, а еще изучают английский. Сама Роза Казбековна также свободно говорит на родном языке, читает и пишет на нем. Есть любопытная деталь, которая, к слову, помогает детворе в изучении английского языка. Дело в том, что, как выяснили лингвисты, осетинский и английский немного похожи. Есть несколько грамматических схем, которые совпадают в обоих языках. Между прочим, Роза Казбековна поняла это еще в школе, когда сама изучала иностранный язык.
Она также отметила еще одну интересную деталь: изучение иностранного языка пробуждает интерес к родному краю. Во всяком случае у нее именно так и было. Ей всегда хотелось поехать куда-то и рассказать незнакомым людям на их языке о культуре и традициях своего народа. Словно в подтверждение теории Розы Казбековны, в последние годы в Республике Северная Осетия – Алания активно развивается туризм. Так что потребность рассказать на иностранном языке о своих культуре и народе, о национальных традициях и природных достопримечательностях возрастает, только теперь это можно реализовать на родной земле. К слову, Роза Казбековна занимается этим с большим удовольствием. У нее есть несколько друзей, живущих за границей, и когда те приезжают, Роза Казбековна выступает у них гидом.
Что она в первую очередь рассказывает о своей республике? Во-первых, напоминает, что осетины – потомки великих аланов, сарматов, скифов, народом накоплена богатейшая культура, о которой можно говорить часами. На территории региона находятся древнейшие памятники истории, которым уже тысячи лет и которые сохранились почти в первозданном виде: Дзивгисская скальная крепость, Даргавский некрополь, древние святилища, горные селения Цамад, Цымити, Лац и др.
Рассказывает Роза Казбековна и о Владикавказе, ведь в его старой части бывали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Антон Чехов, Лев Толстой, Михаил Булгаков. Каждый из них оставил интересные воспоминания о посещении Кавказа.
Но все-таки прежде, чем постигать культурный код республики, нужно попробовать осетинские пироги и поехать в горы, считает Роза Казбековна. Что там в горах? А там завораживающие природные памятники: ущелья – Цейское, Кармадонское, Куртатинское. Ощущение близкого присутствия гор несравнимо ни с чем. Чувствуешь себя песчинкой на теле мироздания. Только в горах можно увидеть, какие величественные миры создает природа. Как говорит Роза Казбековна, особенно потрясают ночные горы, когда видишь россыпи, мириады звезд, к которым, кажется, можно прикоснуться рукой. Здесь, в горах, ощущаешь, как грандиозна и одновременно хрупка природа, а с ней и наш, человеческий, мир. Горы – это удивительная возможность переосмысления, перестройки сознания. И в это стоит погрузиться каждому. В том числе детям.
Собственно, Роза Казбековна так и делает: ездит с классом на экскурсии в горы. Да и не только туда. Часто они гуляют по городу, где можно останавливаться хоть у каждого дома и узнавать, впитывать историю жизни одного из неповторимых городов России. Между прочим, среди тех, кто прославил Владикавказ, основоположник осетинской литературы и осетинского литературного языка, поэт, писатель Коста Леванович Хетагуров. Про него часто говорят, что для Осетии он – как Шекспир для Англии, но Роза Казбековна гордится еще и тем, что знаменитый литератор приходится дальним родственником семье Слоховых.
Возможно, то, что в семье была литературная линия, повлияло на ее любовь к английскому языку. Хотя, как признается Роза Казбековна, скорее всего, главную роль сыграли потрясающие учителя, которые преподавали английский язык в школе, где она училась. Общение с ними было настолько вдохновляющим, что английский язык, русский и литература стали самыми любимыми предметами Розы Казбековны. И поэтому она в свою очередь очень хочет, чтобы дети на ее урок бежали с радостью, ждали его, готовились к нему.
Роза Казбековна убеждена, что нет детей, которым не дается иностранный язык. Просто есть чувство языка, есть те, кому оно дано, и те, кому в этом отношении сложнее, но непроходимо не понимающих язык людей нет. К тем, кому труднее, нужно применить другой подход. Например, если говорить об учениках, то в начальной школе их легко мотивировать, используя игровые методы.
Маленьким детям вообще все интересно и все нравится, особенно когда можно поиграть, попеть, потанцевать, посмотреть мультфильмы. Другое дело – старшеклассники. Те уже могут сказать: «Зачем мне английский язык, если я его не сдаю на ЕГЭ?» Но, как считает Роза Казбековна, это лишний повод найти такие приемы, которые убедят ребят в полезности изучения иностранного.
– Я хочу, чтобы у всех моих учеников была языковая база, – говорит Роза Казбековна. – Пригодится им знание иностранного языка или нет в будущем – это второй вопрос, но овладеть им хотя бы на базовом уровне нужно. Вдруг через несколько лет кому-то из моих учеников предложат работу, в рамках которой потребуется знание английского, и та школьная база, которую дети сейчас получают, сыграет свою роль. А база у нас дается хорошая. Например, мои третьеклассники уже бегло говорят на английском языке и спокойно могут вести диалог.
Сама Роза Казбековна тоже любит беседовать, причем голос у нее мелодичный, и поскольку она представительница Кавказа, вопрос напрашивается сам собой: поет ли? Нет, с некоторой печалью отвечает Роза Казбековна, в музыкальную школу не поступила из-за отсутствия слуха и голоса. Зато она оживляется, когда перечисляет, чем любит заниматься на досуге. Например, самозабвенно читает, особенно русскую классику. А еще играет в «мозгобойню» – этакий аналог «Что? Где? Когда?». Они с друзьями собираются небольшой командой и состязаются, ища ответы на всевозможные вопросы. При этом темы попадаются из разных областей – от техники до литературы – и никогда не повторяются. Состояние поиска и азарта, которое при этом охватывает игроков, Роза Казбековна обожает. Особый кураж она испытывает, когда попадаются вопросы, касающиеся литературы и живописи. Конечно, Роза Казбековна не считает себя абсолютным знатоком данных видов искусства, но ей нравится смотреть на картины, изучать их. Любимой эпохой она называет Ренессанс и убеждена, что художественные шедевры, созданные в этот период, никогда никому не удастся повторить.
Может, поэтому Роза Казбековна мечтает побывать во Флоренции и увидеть полотна великих художников и произведения великих скульпторов воочию. Да и в Лондоне ей хотелось бы погулять по узким улочкам. Она с детьми так много говорит о столице Великобритании, что, кажется, оказавшись там, без труда отыщет все знаковые места города.
Впрочем, ее желание когда-нибудь обязательно сбудется. Ведь случился же в ее жизни финал Всероссийского конкурса «Учитель года», который состоялся в городе Ростове-на-Дону. Она даже не ожидала, что будет так здорово. Столько добрых слов сказали в адрес учителей, дали почувствовать себя звездами, осыпали подарками и, главное, поделились дружбой! Как говорит Роза Казбековна, она была так вдохновлена, так заряжена конкурсными днями, что просто не могла не отдать то, что получила. Хотя так поступает, наверное, любой отзывчивый человек. Просто когда ты знаешь, что тебя поддерживают коллеги из всей республики, что за тебя болеют и переживают твои классные дети, то вырастают крылья за спиной. Но летать в одиночестве грустно. Любой отзывчивый человек позовет за собой в полет. Тем более учитель.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Республика Северная Осетия – Алания
Комментарии