search
main
0

Под парусом «Надежды»

В конце января из Владивостока вышел учебный парусник «Надежда». Впереди у него было 15 месяцев плавания – Тихий, Индийский и Атлантический океаны, Красное, Средиземное, Северное и Балтийское моря и два десятка заходов в порты разных стран мира, участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, в различных регатах и гонках.

Все это входит в план кругосветной экспедиции судна, которая посвящена 200-летнему юбилею первого кругосветного плавания кораблей русского флота.

Идея первого кругосветного путешествия возникла еще при Петре I. Но лишь при Александре I два шлюпа – «Надежда» и «Нева» 26 июля 1803 г. покинули Кронштадт и направились к берегам Бразилии. «Надеждой» командовал капитан Иван Крузенштерн (начальник экспедиции), «Невой» – капитан Юрий Лисянский. В 1806 г. парусники вернулись домой, с триумфом завершив трехлетнее плавание, которое открыло новую страницу в истории освоения мирового океана российским флотом.

В память об этом событии во Владивостоке родился план: еще раз обогнуть земной шар и тоже на «Надежде» под парусами. С этой идеей выступила инициативная группа сотрудников Общества изучения Амурского края, Морского государственного университета им. Г.И. Невельского и Дальневосточного отделения Российской академии наук. В конце декабря 2002 г. ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского Вячеслав Седых на пресс-конференции во Владивостоке представил примерный маршрут похода современной «Надежды». Первый этап продолжительностью около четырех месяцев включал порты Пусан, Сингапур, Коломбо, Аден, проход Суэцким каналом, Гибралтар и Санкт-Петербург.

Приход в северную столицу России был запланирован на май 2003 г., а на летние месяцы – парусный фестиваль «Делфсейл» в Голландии и балтийская парусная регата «Катти Сарк» по маршруту Гдыня – Турку – Рига – Травемюнде, а также ремонт рангоута и пошив парусов в Гданьске.

С конца сентября 2003 г. начнется второй этап кругосветного плавания «Надежды», рассчитанный на 5,5 месяца. Лондон – Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) – Рио-де-Жанейро – мыс Горн – Папеэте (остров Таити) – Гонконг – Владивосток. В родной порт «Надежда» должна вернуться в марте 2004 г., оставив за кормой 37590 морских миль.

Президент России Владимир Путин в августе 2002 г., побывав на борту «Надежды», одобрил идею. Необходимые средства – около двух млн. долларов – были изысканы, большую помощь в реализации проекта оказал Минтранс России.

«Надежда» – преемница череды одноименных парусных судов. Сохранение этого имени – традиция российского парусного флота.

Досье

«Надежда» – учебное парусное судно Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского.

Длина наибольшая – 109,4 м, ширина наибольшая – 14,0 м. Максимальная осадка – 7,3 м. Водоизмещение – 2984 т. Высота грот-мачты – 49,5 м. Площадь парусов – 2768 кв. м. Построено в 1991 г. Порт приписки – Владивосток.

Многомесячное кругосветное плавание – нелегкое испытание для самого парусника, его экипажа и курсантов, которые в период кругосветки будут продолжать учиться и одновременно проходить практику. Капитан Владимир Василенко рассказал, что курсанты во время рейса даже экзамены сдают на борту судна и получают всестороннюю подготовку по различным специальностям. К тому же за время похода они окрепнут морально и физически, наберутся незабываемых впечатлений, которые останутся на всю жизнь.

Кругосветная экспедиция преследует три основные цели: получение курсантами Морского университета практических навыков, комплекс научных исследований и демонстрация флага России на просторах Мирового океана. Во время экспедиции проводятся масштабные экологические исследования Мирового океана и атмосферы. Научные эксперименты – совместные проекты институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и Морского государственного университета им. Г.И. Невельского. В рейсе будет собран исторический материал о пребывании россиян за рубежом, налажены контакты с зарубежными морскими учебными заведениями, историко-географическими обществами. Во время экспедиции будет выполняться федеральная целевая программа «Дальневосточный плавучий университет». Среди 165 членов экипажа – преподаватели, инструкторы и эксперты в разных областях науки, которые обеспечивают реализацию проекта.

День отплытия «Надежды» в кругосветку стал праздником для города. Проводить ее пришли губернатор Приморского края С. Дарькин, начальник управления персонала и учебных заведений Министерства транспорта РФ В. Сарычев, глава администрации Владивостока Ю. Копылов, генеральный федеральный инспектор по Приморскому краю В. Шерстюк, командующий Тихоокеанским флотом В. Федоров, ректор Морского государственного университета В. Седых.

«Надежда», посетив с дружеским визитом порт Коломбо (Шри-Ланка), порт Аден (Йемен), пройдя Суэцкий канал и Гибралтар, побывала в Санкт-Петербурге в дни празднования 300-летия города, став украшением Невы и Северной столицы.

Швартовавшаяся у набережной лейтенанта Шмидта, а затем у Английской набережной «Надежда» привлекала многочисленных гостей, зарубежные и российские делегации. Но, как говорится, «кораблям не спится в порту, им снятся моря».

Первого июля судно, поменяв часть экипажа, покинуло родные берега и, провожаемое гудками своих собратьев, ушло в просторы Балтийского и Северного морей, чтобы через несколько суток прибыть в Голландию и участвовать в регате из более чем сотни кораблей. А затем – выход в Атлантику и «спуск» по «шарику» в южные широты, где слева Европа и Африка, а справа Канада, США, Бразилия, Аргентина, Уругвай… Где наполненные ветром упруго выгибают свою белую грудь паруса, пенится и шипит соленый океан, разрезаемый форштевнем, а след за кормой фосфорицирует, словно салютуя отважным мореходам. Где резвятся дельфины, а летучие рыбки плюхаются на палубу…

Много интересного, полезного и просто экзотики повидают курсанты, но самое главное – в тяжелой морской, мужской работе возмужают, окрепнут физически и духовно, сделают уверенные шаги к заветной цели – стать капитанами великой морской державы – России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте