Во всех детских садах Южноуральска внедряется программа «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Елены Семеновны Бабуновой, преподавателя Магнитогорского университета. В городе проводятся конкурсы учебно-методических и дидактических пособий, на лучшее занятие по краеведению и другие. Педагоги делятся опытом на городском совете по дошкольному образованию, методических объединениях, семинарах, конференциях, творческих группах. Воспитателям детского сада №17 «Искорка» было предложено опубликовать свои статьи в сборнике: здесь наработан богатый, серьезный опыт.
– Мы идем от близкого к далекому, – говорит заведующая «Искоркой» Надежда Николаевна Копаева, – от семьи, детского сада, своего города – дальше: Москва, Россия. Представляем разную культуру Южного Урала. Учим ребенка, что вся природа создана для него, и наполняем воспитательный процесс этнокультурным содержанием.
Воспитатели ведут самые разные проекты вместе с детьми. Например, один из них посвящен только березе: все ее виды, произрастающие на Урале, для чего она служит, вплоть до веника и бани. Чтобы дети получали представление о крае, изучаются культурные растения: откуда к нам пришли картофель, хлеб, как относиться к ним. Появляются и накапливаются новые методические разработки. Работает проект «Календарные обрядовые праздники Урала». Они, эти народные праздники, проводятся вместе с детьми и для них, малыши знакомятся с блюдами, которые специально готовятся к праздникам. Получается целая кулинарная книга рецептов.
Национально-региональный компонент в «Искорке» предполагает изучение культуры Южного Урала во взаимосвязи с экономическими, природно-географическими особенностями, историческим прошлым. Обновление и совершенствование содержания дошкольного образования направлены на развитие у детей интереса к родному краю, к культурно-историческому наследию народов региона, воспитанию любви к малой родине: место, люди, достижения культуры.
Педагоги «Искорки» участвуют в проблемных семинарах, на которых проходит групповая дискуссия. Их цель – определить эффективные пути решения выявленных проблем. Затем составляются самоотчеты руководителя творческой группы по итогам реализации образовательного проекта в условиях работы над единой методической темой по краеведению. Проведение семинаров-практикумов направлено на совершенствование воспитательно-образовательного процесса в рамках работы над единой методической темой. На таких семинарах используются видеоматериалы, результаты диагностики, изучается организация воспитательно-образовательного процесса. По итогам работы семинаров-практикумов педагогами «Искорки» разработаны методические рекомендации, образовательные проекты: «Русская изба. Жилище народов Южного Урала (каменный век, бронзовый век)», «Цивилизация или история Южного Урала?», «Календарные и народные праздники», «Использование устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста», «История одежды жителей Южного Урала», «Народные игры Южного Урала», «Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи средствами устного народного творчества жителей Южного Урала», «Народная песня на Урале и в нашей семье», «Культурные растения Урала» и другие.
Несколько слов нужно сказать о проекте «Аркаим. Что есть земля наша Уральская?», который ведет воспитатель Юлия Корец. Аркаим – особое место под Магнитогорском, остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие строения, мощные стены, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций… Уникальный заповедник, в котором гармонично переплетаются история и природа, древность и современность. Это живой музей древности под открытым небом и живой музей природы во всем ее разнообразии.
Проект дает малышам из «Искорки» возможность познакомиться практически со всеми формами человеческих цивилизаций. Это и стоянка каменного века, и поселение эпохи бронзы, раннего железного века. В Аркаиме и его окрестностях на каждом шагу могильники и курганы. Можно задать вопрос: что есть земля наша? Это память наших предков. И вот сегодня можно услышать, что Южный Урал – прародина ариев, что здесь прошли младенческие времена человечества. Логическим завершением работы стал цикл занятий под общим названием «Под небом Аркаима». Методической разработкой этих занятий явились идеи космологического устройства мира, предполагающие связь человека с живой и неживой природой, идеи воспитания «совершенного человека» – разносторонне развитой личности.
О богатом опыте «Искорки» невозможно рассказать коротко, для этого действительно потребуется книга, сборник. Немного о перспективах, которые наметил садик на будущее. Что касается воспитания, то здесь предполагается расширить знакомство с поэтическим творчеством уральских авторов, создать экспозицию для мини-музея «Фольклор – наша история», видеотеку по использованию фольклора в детском саду, разработать программу содействия семье по осуществлению речевого развития детей.
Под небом Аркаима возникла и развивается другая, особая «цивилизация» – «Искорка».
Комментарии