search
main
0

Под натиском коммерческой волны. Будут ли наказаны виновники трагедии на Птичьем острове?

Трагическая история, случившаяся 7 июля в Ейске и унесшая жизнь шести детей и учителя физкультуры Виталия Морозова, получает новое развитие. Юго-Западное окружное управление образования и Департамент образования Москвы направили в арбитражный суд столицы иск о признании факта нарушения условий трехстороннего договора об организации отдыха учеников московской школы №1065 на базе отдыха «Азов». Система столичного образования выдвигает свою версию происшедшего, которая возникла в ходе служебной проверки. Об этом шел разговор на пресс-конференции в Интерфаксе, в которой приняли участие исполняющая обязанности руководителя МДО Лариса Курнешова, начальник Юго-Западного окружного управления образования Нина Яковлева, ее заместитель Александр Новиков и генеральный директор Московского центра детского, семейного отдыха и оздоровления Александр Гладких.

Комментарий «УГ»Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы:Когда речь идет о жизни детей, мелочей не бываетПараллельно со следственной группой по приказу Департамента образования о проведении служебного расследования случившегося в Ейске была создана специальная комиссия для проведения расследования. В рамках расследования установлены нарушения, допущенные непосредственно педагогическими работниками школы №1065, приняты меры к тем, кто не смог справиться со своей профессиональной деятельностью. Когда речь идет о жизни и здоровье детей, мелочей не бывает.В этой истории в рамках заключенного трехстороннего договора каждое юридическое лицо несло свою степень ответственности за проведение отдыха детей. Мы очень подробно проанализировали все те грубые нарушения, которые были допущены непосредственно школой №1065, они зафиксированы и отражены в приказах по увольнению директора школы и четверых педагогов. Меня удивляет, что следственные органы, которые ведут расследование случившегося, фактически не обращают внимания на то, что договор был трехсторонним и что большая степень ответственности за безопасность, жизнь и здоровье детей была возложена на руководство базы «Азов». В договоре было прописано, что база организует программы культурного, досугового, спортивного профиля, что она обеспечивает общественный порядок и безопасность детей при приезде их на место отдыха и обратно, а также в период пребывания отдыхающих в оздоровительном учреждении. В этом же договоре было прописано, что база обязана разместить детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обеспечить организованное купание детей в сопровождении спасательной группы. Как показывает наше служебное расследование, все эти пункты практически не были выполнены, по всем этим фактам школа №1065 как самостоятельное юридическое лицо и подала заявление в арбитражный суд. Но возникают и другие вопросы. Например, купание на территории Москвы организовано так, что каждая районная управа досконально исследует и докладывает первому заместителю мэра столицы Петру Бирюкову, какие мероприятия ими проведены при подготовке к купальному сезону для того, чтобы оградить купающихся от различных опасностей. К сожалению, на том острове, куда выехали наши дети, острове массового экскурсионного посещения (как организованного, так и неорганизованного), никаких условий не было создано, и местные власти прекрасно об этом знают. При этом на самом острове не было никаких опознавательных знаков о том, что купание запрещено.По договору специалисты базы «Азов» должны были провести инструктаж воспитателей, приехавших из Москвы, о правилах безопасности и указать все те места, которые опасны для пребывания детей. Такого инструктажа не было, и информацию относительно того, какие нестандартные ситуации могут возникнуть во время пребывания детей в лагере и на острове, педагогам не сообщили.Нина ЯКОВЛЕВА, начальник Юго-Западного окружного управления образования Москвы:Были ли инструкции, которым должны следовать педагоги?Инструкции были, они есть всегда – в 2007 году Департамент образования Москвы утвердил свои инструкции о поведении педагогов на отдыхе с детьми. Но бывают случаи, когда, несмотря на все инструкции, случается беда. Такая страшная беда случилась с детьми из нашего округа. Детей не вернешь, но нужно сделать все, чтобы беда не повторилась. Ведь на Птичьем острове сильнейшие подводные течения и сильные волны, но не оказалось ни спасателей, ни вышки, ни буйков. Связаться с МЧС на месте было также невозможно.Предостерегал ли кто-то педагогов от посещения острова? Нет. Могу сказать, что, когда мой ребенок был еще маленьким, мы отдыхали в Ейске и тоже плавали на этот остров. Все местные знают, что это место опасно для купания, но отдыхающим об этом никто не сообщает. Вероятно, потому, что город живет за счет туристов и вредить туризму местные жители не хотят.Сделаны ли выводы из происшедшего в Ейске? Судя по всему, не всеми и не все. Например, в местных СМИ появилась такая информация: «В День рыбака (11 июля, через четыре дня после трагедии) было выдано штормовое предупреждение, ветер дул со скоростью 20 метров в секунду, выходить в море маломерным судам и прогулочным катерам было строго-настрого запрещено, между тем нашлись смельчаки, которые рисковали и чужими жизнями.Трагедия, в результате которой могли погибнуть люди, могла разыграться в любой момент. С острова забирали отдыхающих, которых туда на катерах доставили еще до шторма»… То есть как плавали частные суда на Птичий остров, так и плавают, даже тогда, когда этого делать нельзя.

Когда по ТВ начали рассказывать о трагедии в Ейске, постоянно возникало ощущение, что всей правды нам не говорят. Появлялось множество вопросов. Зачем нужно было педагогам срывать с места почти семьдесят ребят и везти на какой-то остров, где никаких достопримечательностей нет? Почему детей пустили в море без соблюдения правил? Кто проводил эту экскурсию, ведь катер не попутная машина, которую ловят по дороге, вероятно, была какая-то организация, которая взяла на себя заботу о проведении прогулки? Какова роль во всей этой истории начальника базы «Азов», отвечавшего за жизнь детей? На все эти вопросы ответов не было. Виновными, как следует из информации СКП РФ, названы два педагога школы №1065 – Ирина Рябова и Алексей Багрянцев, которым ныне грозят солидные тюремные сроки. Подали заявления и уволены четверо педагогов, работавших в лагере, – учитель химии Наталья Канева, учитель физкультуры Анжела Алексеева, учитель английского языка Светлана Юсина и учитель начальных классов Наталья Скороход.

Чего только мы не услышали и не прочитали о педагогах, сопровождавших детей на экскурсии, – и напились, и отвлеклись, и вообще не настоящие педагоги. Не исключаю, что вся эта информация была запущена теми, кто был на самом деле виновен, наказания боялся, а потому поспешил перевалить всю вину на московских педагогов, которые по неизвестно кем сформированному мнению поехали в Ейск не работать, а отдыхать… Сразу скажу, что учителя поехали с детьми не отдыхать, а работать. База «Азов» предоставляла только жилье, территорию и питание, все остальное должны были организовывать для детей сами педагоги.

Надо сказать, что нынче появилось много фирм, которые предлагают организовать отдых, так сказать, на выезде, расписывая прелести пребывания у моря. В крупных городах России есть фирмы, представляющие интересы различных баз отдыха, пансионатов и лагерей, например, в Москве есть представительство города Ейска, что на Азовском море. Как известно, Азовское море самое мелкое и соответственно самое теплое, именно такое, какое необходимо для детского отдыха. Поэтому педагоги школы №1065 и нацелились на базу, принадлежащую ООО «Малахит» и расположенную на Должанской косе, уходящей клином в море на 10 километров. Протяженность ракушечно-песчаной пляжной полосы составляет около 20 километров. Цена этих километров сыграла существенную роль в происшедшей 7 июля трагедии. Местные бизнесмены, взявшие в аренду пляжи, установили шлагбаумы, оградили веревками свою территорию и выставили крепких ребят-охранников, чтоб не пускали чужих. Своего пляжа у базы «Азов» нет: много лет назад он был разрушен сильнейшим штормом. Бросать доходное дело руководители лагеря не собирались, и детей стали водить на ближайший дикий пляж – полоску песка длиной около двух километров и шириной от 15 до 30 метров, отделяющую море от грязевого озера.

Перед купанием лагерный спасатель отмечает акваторию оранжевыми буйками, после чего детишек запускают в море. Дно илистое, вперемешку с песком, поэтому вода становится мутной сразу, как в нее заходят. Желание купаться в ней быстро пропадает… Несмотря на это, у владельцев базы не возникло желания возить детей на чистый пляж и платить за это деньги. Вот тут и надо сказать об изначальных ошибках московских педагогов.

Дело в том, что был заключен трехсторонний договор – между школой №1065, базой «Азов» и Московским центром детского, семейного отдыха и оздоровления. В этом договоре было многое прописано, но многое не выполнено. О пляже я уже сказала, но нужно сказать еще и о том, что детей селили в номера вместе со взрослыми – бабушками и мамами, которые за свои деньги поехали отдыхать в «Азов». Но и это нарушение не главное, а главное то, что директор базы не оформил страховки на детей, хотя деньги на это входили в стоимость каждой путевки. Не знаю, проверял ли все оговоренное московский центр, но педагогам уж точно нужно было бы поинтересоваться всем этим и протестовать против нарушений, выявленных практически сразу после приезда группы в «Азов». Но они побоялись сразу портить отношения, а это, на мой взгляд, стало немаловажной причиной происшествия, стоившего жизни шести детям и учителю физкультуры. Между прочим, после трагедии в «Азове» продолжали отдыхать дети из других регионов России, и не исключено, что у них тоже была запланирована экскурсия на Птичий остров. Именно то, что экскурсия была запланирована, помогает ответить на вопрос, зачем педагоги повезли туда детей. Непонятно другое – почему директор базы Валерий Юдин спокойно отпустил туда московских школьников, ведь ему, как и всем местным жителям, прекрасно известно, что на острове практически ежегодно тонут люди. Сказать, что он не знал, куда они едут, нельзя – Юдин сам нашел для москвичей автобус, на котором они отправились в Ейск. За экскурсию платили сами москвичи, хотя за нее отвечала по условиям договора база.

Поездка должна была стать самым ярким событием для московских детей, заключительным аккордом их пребывания в Ейске. Вот что написано в рекламном проспекте о Птичьем острове: «Чтобы попасть на необитаемый остров, не надо отправляться в дальние поездки по экзотическим странам. Достаточно совершить небольшое и приятное путешествие на прекрасный Птичий остров. Белый песок пляжей, зеленая листва деревьев, тишина, нарушаемая только криками птиц: пеликанов, чаек, бакланов – единственных обитателей этого заповедного места. Вокруг голубое море, а над головой синее небо и жаркое южное солнце. Остров настоящее птичье царство – птиц здесь великое множество. В этом заповедном, не испорченном цивилизацией месте можно увидеть маленьких птенцов, смирно сидящих в гнездах, молодых чаек, делающих первые неуклюжие попытки взлететь, стремительно ныряющих в морскую глубину черных бакланов и прогуливающихся по берегу важных пеликанов. Это прекрасное место для отдыха. Здесь вы можете вволю поплавать и понырять – у берегов Птичьего острова море достаточно глубокое, чтобы вы могли в полной мере насладиться морской стихией. Несмотря на то что остров необитаем, вы совсем не почувствуете себя покинутыми Робинзонами, оторванными от благ комфорта. У вас не будет никаких проблем. Пока вы будете отдыхать, купаться и загорать, для вас будет организован чудесный пикник на природе. Помимо шашлыка вас ждет молодая картошечка с укропом, всевозможные соусы, свежая зелень и овощи, соки и, конечно, чудесные кубанские вина. А что может быть прекраснее, чем съесть вкусный, приготовленный специально для вас шашлык и выпить ароматного, прогретого солнцем вина на берегу моря? Мы сделаем все, чтобы день, который вы провели на Птичьем острове, стал для вас одним из лучших дней в вашей жизни!»

Реклама эта не подпольная, ее печатают газеты, она есть на сайтах, словом, доступна не только для простых граждан, но и для ответственных за отдых местных деятелей. Уж им-то не знать о постановлении губернатора Краснодарского края от 8 декабря 1998 года №695 «От утверждении правил безопасности населения на водоемах Краснодарского края» в редакции от 30 июня 2006 года. В постановлении сказано:

«1.2. Городские, районные и поселковые муниципальные образования в целях безопасности жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответственного города, района, поселка.

1.8. Контроль за соблюдением настоящих Правил со стороны предприятий и организаций, участвующих в обеспечении безопасности населения на водоемах, организацию их взаимодействия, анализ положения дел с безопасностью на воде и выработку предложений по его улучшению осуществляет государственная инспекция по маломерным судам, которая проводит ежегодные технические освидетельствования пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах и дает разрешение на их эксплуатацию.

2.2. На водных объектах для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на воде в период купального сезона выставляются ведомственные спасательные посты предприятий, учреждений и организаций, за которыми закреплены водные объекты.

2.5. Перед началом купального сезона дно водоемов до границы плавания должно быть обследовано водолазами ГИМС и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м при ширине полосы от берега не менее 15 м (в ред. постановления от 14.12.1999 г. №884).

2.8. Границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25-30 м один от другого и до 25 м от мест с глубиной 1,3 м.

2.9. На водном объекте отводятся участки для купания не умеющих плавать с глубинами не более 1,2 м. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или ограждаются штакетным забором.

2.10. Водные объекты оборудуются стендами с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев на воде, данными по температуре воды и воздуха, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнца.

2.14. На водных объектах в период купального сезона организуется дежурство медицинского персонала для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде.

2.16. Продажа спиртных напитков в местах массового отдыха у воды категорически запрещается…»

Спрашивается, где были санитарные врачи, спасатели, те, кто должен был запретить продажу спиртных напитков на острове, выставить запрещающие знаки и сделать все, что предписывал им губернатор? Где были проверяющие, которые, уверена, знакомы с тем, что на причале Ейска постоянно стоят суда, отвозящие желающих на Птичий остров? Как известно, на судне, на котором плыли москвичи, был всего один спасательный круг, да и с тем капитан не хотел расставаться даже тогда, когда люди тонули и он это видел. Кто проверял это судно, кто давал разрешение на его эксплуатацию? На этот и многие другие вопросы, как мне кажется, и должен дать ответы арбитражный суд, рассматривающий иск Москвы, который должен еще и зафиксировать массовое нарушение правил принимающей стороной.

Но это сейчас, а тогда расписанные красоты привлекли москвичей, и им, конечно, захотелось побывать на этом замечательном острове. Поездка на Птичий остров была названа экспедицией, и главным человеком стал ее руководитель, учитель географии Алексей Багрянцев. Возникает вопрос: как директор школы могла отпустить в жаркий Азовский край человека с замененным сердечным клапаном, которому могло стать плохо в любой момент? Первый вопрос ныне уволенному по статье 278 директору школы Марине Марченко, отличнику народного просвещения, почетному работнику образования, ветерану труда, обладателю грантов Москвы, руководителю высшей категории. (Специально говорю о том, как была отмечена деятельность директора, чтобы подчеркнуть: на ошибки у таких людей нет никакого права.) Есть и другие вопросы. Например, почему она не послала в «Азов» своего заместителя по безопасности Владимира Раичева, чтобы он ознакомился с тем, насколько безопасно это место для отдыха учеников. Кто-то скажет, что это не входит в должностные обязанности заместителя директора, что нет денег на такую командировку… Но разве зам. директора по безопасности должен отвечать исключительно за то, чтобы посторонние люди не входили в школу? На это есть охранники. Понятие безопасности должно, вне всякого сомнения, трактоваться гораздо шире. Директор не провожала детей на вокзале и поэтому не знала, что в списке значатся одни, а на самом деле в группе есть замены – дети из других московских и подмосковных школ, а это значит, что на педагогов возложена ответственность за чужих детей, о которых они толком ничего не знают. Директор не поинтересовалась (по незнанию), есть ли нотариально заверенные доверенности от родителей всех детей. За все это хороший директор хорошей школы поплатилась. К чести Марины Осьевны то, что она нашла в себе мужество и побывала во всех шести семьях, которые потеряли своих детей, честно признала свою вину в их гибели, но что стоят такие признания…

Алексей Багрянцев, вполне вероятно, поехал в лагерь по нескольким причинам. Во-первых, детей нужно было занимать, а он лауреат городского конкурса «Замечательный вожатый». Во-вторых, на отдыхе всегда должен быть мужчина-педагог, а с ними у нас в образовании огромный дефицит, вот и в этой поездке были только двое – Алексей Багрянцев и Виталий Морозов, который погиб, спасая детей, и на которого некоторые резвые клеветники нынче взваливают вину за гибель детей. О Виталии мне писать особенно трудно, так как мы были знакомы. Он выпускник Института физкультуры Московского городского педагогического университета, лауреат окружного конкурса «Педагогический дебют». С Виталием я познакомилась как член жюри конкурса и удивлялась, как певуч и коммуникабелен этот бывший футболист, как любят его ученики…

Когда дети и взрослые прибыли на остров, они практически сразу убедились, что от расписанного в рекламе и до реального дистанция огромная. Вокруг залежи мусора, сотни пустых пивных банок и много другого, природу не украшающего. Но что делать, коли приплыли, оставалось полюбоваться взмывающими в воздух птицами и заказать еду – этим и занялся Багрянцев. Второй руководитель группы – Ирина Рябова, заместитель директора школы №1065 по воспитательной работе, награжденная в прошлом году Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, – вместе с детьми и другими педагогами стояла на берегу. Возле Птичьего острова находятся два небольших островка, к которым ведет песчаная дорожка. В тот день она была почти вся покрыта водой, но видна. По этой дорожке экскурсанты и решили пройти. Они встали цепью, причем вместе с детьми были и взрослые (мамы, бабушки и учителя), и пошли по узкой песчаной полоске. С группой шли и два учителя физкультуры – Виталий Морозов и Анжела Алексеева. Ирина Рябова разрешений на купание никому не давала, ибо никакого купания не было и не предполагалось. В цепочке шли сорок человек, двадцать ребят стояли на берегу и фотографировали происходящее. Когда случилась беда, они не сразу поняли, что происходит, и продолжали фотографировать. Сегодня эти ребята – обладатели уникальных фотофактов, но, к сожалению, никто ими не интересуется, иначе все бы увидели, как все было на самом деле.

Что же случилось и каким образом попали в воду дети и взрослые? «Сорок человек друг за другом прошли вперед около ста метров, где глубина была около 30-40 сантиметров, в этот момент вдруг мощная крученая волна пришла со стороны лимана и смыла малышей. Они попали в глубокое место, где течение непрогнозируемое. Их начало уносить в море, – рассказывает Александр Новиков. – Взрослые на ногах устояли, но тут же бросились в воду спасать маленьких». Вот тут и случилась настоящая трагедия – всех стало засасывать в глубину. Большинство удалось спасти, но шестеро детей и учитель Морозов из моря не вышли.

То, что случилось, можно было бы посчитать стихийным бедствием, но не тут-то было. Все прямо или косвенно причастные к трагедии вели себя по-разному. Капитан злосчастного судна заявил, что учителя пили пиво. Очень «хорошая» версия: пьяные учителя не уследили за учениками!.. Ее выдал журналистам и Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов, ей ужаснулся и сам президент Дмитрий Медведев. Сегодня есть другая версия – трое учителей, в том числе и имеющий вставленный сердечный клапан Алексей Багрянцев, выпили сердечные лекарства, которые, как известно, на спирту. Поэтому при анализе крови выявились слабые признаки алкоголя. Во всяком случае, как рассказала на пресс-конференции первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнешова, на просьбу ознакомить с результатами этой экспертизы никто пока так и не ответил.

В этой истории главными виновниками происшедшего делают учителей. Кто спорит, доля их вины есть и немалая, но только ли они виновны в происшедшем? Если бы не аномальное природное явление – крученая волна, можно предполагать, что все кончилось бы благополучно, и так же рекламщики агитировали бы всех отдыхать на базе «Азов», которая основную свою задачу видит исключительно в продаже путевок. Так же плавали бы от Ейского причала не оборудованные спасательными средствами и не имеющие разрешения на перевозку людей суда. Так же на Птичьем острове отсутствовали бы знаки, запрещающие купание, а в самодельном киоске торговали бы пивом и вином. А при случае во всем этом безобразии, вероятно, обвинили бы птиц, которые дали название острову, ведь это они привлекают сюда экскурсантов, желающих посмотреть на живую природу.

За все время расследования этой трагической истории никто не назвал истинную причину всего этого беспредела – деньги. Желание заработать побольше любой ценой. Столкнулись две силы – педагоги, которые хотели сделать ярким и запоминающимся отдых детей (кстати, родители погибших учеников 1065-й школы претензий к педагогам не имеют – понимают, что происшедшее было трагической случайностью), и коммерсанты, думающие только о наживе. Под натиском коммерческой волны учителя, конечно, не устояли, за что теперь и расплачиваются.

P.S.

Журналисты «Учительской газеты» выражают искренние соболезнования родителям и близким погибших Дарьи Терсковой, Никиты Братцева, Георгия Бая, Лидии Ануфриевой, Егора Ущеренко, Светланы Дюсметовой и Виталия Морозова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте