search
main
0

Под напряжением. Трагедий на занятиях физкультурой можно избежать. Если…

Сентябрь, Белгород: двенадцатилетняя девочка умерла во время сдачи зачета по бегу на уроке физкультуры. Сентябрь, Ачинск: после урока физкультуры умер тринадцатилетний школьник. Октябрь, Красноярск: десятилетнему ученику во время бега на уроке физкультуры стало плохо. Обморок, смерть. Октябрь, Грозный: во время занятий на ученика 6‑го класса упали ворота. Черепно-мозговая травма, смерть. И так далее… По словам главы Минобрнауки России Ольги Васильевой, в прошлом году на уроках физкультуры в целом по стране погибли 211 детей. Сколько трагедий случится до конца этого года, еще неизвестно. В чем же причины того, что учебная дисциплина, призванная сделать школьников крепкими, сильными и здоровыми, становится для многих из них смертельно опасной? Об этом шла речь на пресс-конференции «Физкультура: урок со смертельным исходом?», которая прошла в информационном агентстве «Национальная Служба Новостей».

– Министр образования и науки затронула крайне болезненную и очень важную тему, – сказала председатель Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля города Москвы заслуженный учитель Российской Федерации Наталья Назарова. – У меня за плечами 47 лет педагогического стажа, и я знаю немало примеров подобных трагедий, которые случались в том числе и с моими коллегами. Безусловно, зачастую педагоги не обращают должного внимания на физическое состояние ребенка, имеющего или перенесшего то или иное заболевание, нагружая его по полной. С другой стороны, многие из учителей вообще не в курсе того, какие недуги есть у их учеников. На сегодняшний момент родители должны предъявить в школу справку о наличии конкретных болезней своих детей, но они далеко не всегда это делают, почему-то считая, что учителя и так должны все знать, по умолчанию. А потом предъявляют претензии, дескать, не уберегли, сгубили.Также, по словам Натальи Назаровой, играет роль и тот факт, что с введением третьего урока физкультуры в школах не прибавилось пространства, на котором можно было бы проводить занятия. И в ряде случаев возросшая нагрузка легла на плечи одних и тех же учителей, которые вынуждены проводить занятия с двумя и даже с тремя классами одновременно. Проследить за самочувствием каждого отдельного школьника в таких условиях нереально. Вот если бы классы, наоборот, делились на группы, как на уроках иностранных языков, было бы совсем другое дело. Но тогда пришлось бы значительно увеличить штат физруков.Впрочем, «физрук» – это слово, с которым у нас возникают далеко не самые лучшие ассоциации, напоминает Назарова. Почему-то принимают как должное, что учителями физической культуры становятся те, у кого «сила есть – ума не надо». Между тем это в корне неверный и очень опасный стереотип! Преподаватель данной дисциплины должен быть и педагогом, и психологом, и спортсменом, и тренером, и медиком. Увы, в действительности это не всегда так.- Забота о подрастающем поколении, защита личности и сохранение персональных данных наших детей привели к тому, что сегодня сведения о состоянии здоровья школьников есть только у медиков, причем в закодированном варианте, – рассказывает уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – К счастью, уже принято решение, что с января 2018 года Минздрав будет делиться информацией с Минобрнауки, то есть школы будут получать всю информацию о физическом состоянии своих учащихся непосредственно от сотрудников медицинских учреждений. И это правильно, потому что невозможно грамотно организовать работу с разными категориями детей, если мы знаем о том, «у кого чего болит», лишь в общих чертах. А ведь каждое заболевание требует особой реабилитационной программы – в одном случае можно давать незначительные нагрузки, в другом они категорически противопоказаны, в третьем, наоборот, способствуют выздоровлению.При этом, напоминает Ксения Мишонова, не стоит забывать, что причины смерти на уроках физкультуры далеко не всегда сводятся к плохому состоянию здоровья и неадекватным требованиям педагогов. Например, из года в год СМИ регулярно сообщают о гибели детей в результате падения на них футбольных ворот, но ситуация не меняется, и как раз это ужасно! Большое количество школьников гибнут, получают травмы и становятся инвалидами вследствие занятий с устаревшим, некачественным или неисправным спортивным инвентарем.- А главное – надо помнить о том, что наши дети сегодня испытывают дикие и запредельные нагрузки, причем и физические, и психологические, – убеждена правозащитница. – Каждый день у них уроки со всевозможными контрольными, письменными, проверочными и пр., колоссальный объем домашних заданий, занятия с репетиторами, секции, кружки. Ребенок получает хронический стресс, который затем выливается в депрессию или неадекватное поведение. Плюс ко всему хроническая усталость чревата падением внимания, что повышает риск травматизма на всех уроках, в том числе на физкультуре.С коллегой полностью согласен ведущий научный сотрудник Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана, президент Ассоциации спортивных и практикующих психологов Юрий Оболонский. Безусловно, необходимо ввести самую серьезную ответственность для тех руководителей образовательных организаций, у которых на спортивных площадках до сих пор стоят незакрепленные ворота. Но одними карательными мерами все же не обойтись, необходимы профилактика, система мер по предупреждению травмоопасных ситуаций, комплексная работа всех педагогов школы – и физруков, и биологов, и физиков и т. д.- Абсолютно каждый учитель должен пройти соответствующие курсы и уметь оказать первую доврачебную помощь как своим ученикам, так и коллегам, – говорит Юрий Оболонский. – Ужасно, когда дети или взрослые умирают просто потому, что «скорая помощь» не успела доехать, а люди вокруг стоят и ничего не делают либо их действия лишь усугубляют ситуацию. С другой стороны, мне кажется, совершенно непонятно, почему у нас школы сливают в комплексы, где учатся по нескольку тысяч человек, но при этом из образовательных организаций исчезли ставки врачей. Медики теперь приходят в школу лишь на пару часов. А если что-либо произойдет за период их отсутствия? Уверен, нам необходимо требовать от властей срочного исправления этой ситуации! Нельзя экономить на здоровье наших детей! В каждой школе в обязательном порядке должны быть и психологи, и врачи.Помимо этого, Оболонский привел в пример как образец организации правильной системы спортивной деятельности и профилактики заболеваний университет, в котором он работает. При МГТУ имени Н.Э.Баумана есть не только школы и ссузы, но и учреждения дошкольного и дополнительного образования. С детьми здесь с самого начала очень плотно занимаются специалисты Центра здоровьесберегающих технологий, которые сопровождают каждого ребенка, помогая выстроить индивидуальную систему физических упражнений в зависимости от особенностей его организма и личных предпочтений. Этот опыт необходимо транслировать и перенимать в том числе потому, что он ориентирован не только на детей, но и на взрослых, то есть на родителей. Как известно, в вопросах организации здорового образа жизни очень многое зависит от того, как к этой проблеме относятся в семье. Поэтому сотрудники Бауманки делают все для популяризации активного отдыха и налаживания контактов между взрослыми и детьми. По словам Оболонского, одна из таких инициатив называется «10000 шагов». Суть ее очень проста: пап и мам вместе с их чадами в выходные дни приглашают просто прогуляться по территории ВДНХ. Прогулки сопровождаются общением, которого так не хватает и одним, и другим. А на пути следования (конкретный маршрут значения не имеет) встречается немало интересного, что порождает массу вопросов и ответов. Это развивает познавательный интерес и повышает авторитет взрослых в глазах детей.Участники пресс-конференции сходятся в том, что простые призывы укреплять собственное здоровье и быть активным было бы неплохо поддержать вполне конкретными предложениями. Людям нужно показать реальные примеры подобных активностей, и не по телевизору, а в реальности. А для этого надо не просто предложить им на выбор любой из существующих видов спорта, обеспечить качественным инвентарем и спортплощадками, но и привлечь спортсменов-профессионалов, которые стали бы помощниками для каждого, кто решил заняться плаванием, волейболом, теннисом или бегом.И, конечно же, нужно повышать уровень квалификации наших педагогов. В первую очередь преподавателей физической культуры, хотя не только. Каждый из директоров школы должен понимать: после того как в его образовательную организацию начнет поступать информация о состоянии здоровья учащихся, потребуется не просто физрук, но профессионал высшей пробы, готовый работать со всеми категориями детей и способный разработать систему упражнений для укрепления здоровья каждого из детей.А также очень важно понимать, что реально изменить ситуацию можно лишь при условии полного взаимопонимания и открытости всех заинтересованных сторон – и представителей власти (как федеральной и региональной, так и муниципальной), и администрации школы, и рядовых учителей, и учеников, и их родителей. Попытки игнорировать проблему и сваливать все на кого-то одного ни к чему хорошему не приведут. И печальная статистика смертей тому доказательство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте