Школа – это не частное предприятие, где работодатель может определять возрастную планку для сотрудников. Например, захочет, чтобы в офисе или в цеху трудился персонал не старше 35 лет, и соответственно будет набирать людей данной возрастной категории (хотя вообще-то это запрещено трудовым законодательством). В школе волен работать и стар и млад, и это совершенно естественно, потому что здесь, как в миниатюрной модели мира, поколения сменяют поколения. Школу вообще трудно представить однотонной, однобокой и одновозрастной. Другой вопрос, как уживаются «отцы и дети», как взаимодействуют дебютанты и мэтры. Сотрудничают или ссорятся, радуются успехам друг друга или завидуют? Что дает одним присутствие других и как избежать конфликта поколений? На эти и многие другие вопросы попытались ответить те, кто школьную жизнь знает как свои пять пальцев, а именно директора образовательных организаций. Предлагаем вам узнать мнение коллег из Ленинградской области и, если возникнет желание, поделиться своим.
Алексей МУХИН, директор школы-интерната №1 им. К.К.Грота, заслуженный учитель России, Санкт-Петербург: – Моя управленческая карьера и вообще вся педагогическая жизнь складывалась так, что вокруг всегда были старшие наставники, и я считаю, что это хорошо. Когда я был совсем молодым человеком, то преподавал литературу и мировую художественную культуру, и мне посчастливилось встретить уникальных педагогов в нашей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, которая в то время называлась Институтом повышения квалификации. На кафедре литературы я познакомился с Лидией Дмитриевной Фураевой. По вечерам я ходил на ее лекции, как люди ходят на спектакли. Она открывала такие зарытые до определенных времен пласты литературы, что я сидел с раскрытым ртом. Благодаря ей я узнал Осипа Мандельштама, именно она подарила мне сборник его лирики, именно она сподвигла меня провести открытый урок для учителей по лирике этого поэта. По окончании курсов мы еще долго встречались с ней и с другими замечательными педагогами. Поэтому я думаю, что это совершенно естественно для старших – отдавать, ведь, когда я сам стал опытным педагогом, время отдавать долги пришло само собой. Вообще это смысл науки под названием «педагогика». Мы всегда рады молодежи, и у нас ее много. Например, в прошлом году из РГПУ им. А.И.Герцена пришли сразу 8 человек. Студенты приходят к нам на практику и уже на этапе учебы стараются закрепиться на работе. В школе работает институт наставничества, так что конфликта поколений нет. В отличие от педагогических зубров, в чем, на мой взгляд, больше всего нуждается молодежь? Кому-то из них нужна методическая, а кому-то и психологическая помощь. Допустим, педагог знает хорошо язык, он развит и современен, но он так боится войти в класс, что впадает в какой-то аудиторнофобный ужас. От страха у него появляется маска урокодателя, он закрывается как личность и сразу выстраивает дистанцию между собой и ребенком. Он транслирует холодность, которая является его защитой, потому что боится показать детям, что боится их, хотя в жизни это нормальный, интересный человек. Мы такому учителю советуем перед уроком просто пообщаться с детьми, спросить об их настроении, о проведенных выходных. И, конечно, рядом с ним в таких случаях всегда должен находиться куратор из опытных педагогов.Галина КУДРИНА, директор Любанской школы имени А.Н.Радищева, Тосненский район, Ленинградская область:- Когда я пришла работать в школу учителем начальных классов, то меня сразу взяли под опеку. Как же обойтись без опеки, без мудрости, без опыта старших? Это невозможно. Практика жизни показала, что к этому нужно возвращаться. Чем помогает опыт старших? У них другое видение жизни, и этим видением нельзя пренебрегать. Да, молодой специалист сегодня продвинутый, но больше от этого он не знает. Его знания энциклопедичны, но они не базируются на опыте проживания, поэтому опираться на них трудно. Человек может быть семи пядей во лбу, но общаться, контактировать не умеет, а наша профессия связана с постоянным общением: с детьми, с родителями, с руководителем. Впрочем, если есть хороший наставник, то это еще можно вовремя поправить. Потому что в педагогику все-таки люди идут по призванию. Они хотят этому научиться. Ведь те, кто не по призванию, не выдерживают. Мы очень плотно работаем с молодежью: помогаем подобрать класс полегче, методически помогаем. Если человек хочет работать, это сразу видно, но есть, безусловно, и те, кто понимает, что педагогика – это не их стезя. Например, бывает так, что человек пришел с дипломом с отличием, и получается у него все поначалу, и контакт с детьми вроде устанавливается, но потом он говорит твердое «нет». Почему? Потому что ему нужен результат сразу и немедленно, ему нужно, чтобы он вкладывал-вкладывал, и дети моментально стали учиться на «4» и «5», но такого в школе не бывает. Здесь отсроченный результат, возможно, ты о нем узнаешь только через 20 лет. Молодым обидно за «2» своих учеников, и тут как раз опытный наставник может объяснить, что без двоек в школе не обойтись, они были, есть и всегда будут. Правда, наставники тоже бывают разные. Например, могут сказать: «Уходи быстрее из педагогики, пока тебя не затянуло». Так что первая задача управленца на уровне школы – прикрепить к молодому специалисту такого наставника, чтобы их «гороскопы» совпадали и чтобы старший чувствовал, какое настроение у младшего. Валентина ПАВЛОВА, заслуженный учитель РФ, директор Сельцовской школы, Тосненский район, Ленинградская область:- Я на самом деле не представляю такого, чтобы старшее и младшее поколения, приходящие в школу, не дружили. Но начнем с другого – с того, что молодежь почти не идет в школу, особенно в сельскую. Если бы власть предоставляла жилье, этот вопрос можно было бы решить, и даже на зарплату бы тогда никто не посмотрел. Люди бы приезжали в свой поселок, в свое село и приходили работать в родную школу. Что следует из того, что молодежи в школе мало? Только то, что мы ждем ее с распростертыми объятиями. Не все из наших выпускников идут в педагогические вузы, потому что видят, какая это тяжелая работа: ненормированный рабочий день, с утра до вечера забота о детях. Но та молодежь, что приходит в школу, буквально смотрит в рот старшему поколению, так они хотят всему научиться. И если мы видим, что молодой педагог талантлив, то предоставляем ему все условия для развития. Конечно, все мы обычные люди, и бывает, что у молодых тяжелый характер, но характер стопроцентно подправят дети. Они его словно шлифуют. А перед руководителем стоит задача: плохое в молодом педагоге нивелировать, а хорошему помочь проявиться. Директор школы вообще всегда берет под крыло молодежь. И нам в этом плане очень хорошо помогает администрация поселения. Благодаря ее поддержке мы уже получили две квартиры для молодых специалистов. И еще будем хлопотать за других, очень нуждающихся в жилье. Ирина ОДИНА, директор ульяновской школы №1, Тосненский район, Ленинградская область: – На мой взгляд, тема конфликтов поколений в школе не имеет острой актуальности. Ведь в России более 50% педагогов пенсионного возраста. Любой здравомыслящий человек понимает, что нужно готовить себе смену. Новая смена дает новую энергию, силу, новые идеи. У молодых глаз не замылился, они мыслят красиво. Например, у нас в школе работают 8 молодых специалистов, часть из них – наши выпускники, и это примерно одна треть коллектива. Что их привлекает? Дружный, стабильный коллектив, перспектива роста школы: сейчас у нас обучаются 450 детей, и 200 из них – ученики начальных классов. В следующем году ожидается, что детей будет еще больше. Легко ли влиться молодым в коллектив? Я бы тоже не считала это проблемой. У нас это происходит легко, потому что среди наставников много победителей профессиональных конкурсов, также работают методические и творческие объединения. При этом наставничество востребовано у педагогов, ведь те, кто курирует молодежь, имеют ежемесячное стимулирование. В сумме это от 3 до 10 тысяч рублей, что очень неплохо для личного бюджета. Радует, что наши молодые педагоги амбициозны и стремятся брать профессиональные высоты. Например, наша молодая математик, придя на работу, сразу съездила на съезд математиков и почерпнула там для себя много полезного и важного. Недавно пришедшая работать учительница начальных классов стала победителем районного конкурса и участником областного конкурса. Мы такое профессиональное рвение только поддерживаем. Учитель должен расти. Санкт-Петербург – Ленинградская область
Комментарии