search
main
0

Под мирным небом. Акция «УГ» к 70-летию Победы

«Я еще мало живу на этом свете. Но точно уверена, жизнь прекрасна и удивительна. Всегда жду лета. Хочется покупаться, сходить в лес, нарвать ромашек и подарить маме. Много еще чего удивительного происходит летом под голубым мирным небом. А, собственно, что такое мирное небо? Я долгое время не могла до конца понять это выражение. Объяснил его мне папа, рассказав о моем прадеде Николае Петровиче Бунтине. Тот совсем юным в сорок первом ушел на фронт».

Эти строки пятиклассницы Валерии Бунтиной из  Ермоловской школы, что в Пензенской области, очень точно выражают настроение  всех юных участников нашей акции «Имя на обелиске». Что знают о войне нынешние дети? Сегодня  мало осталось фронтовиков,  живых свидетелей  грозных лет. К тому же переоценке подверглись  многие события и герои войны.  Все это мы учитывали, когда  в первом    январском номере «УГ»  объявляли акцию «Имя на обелиске».  Первое, что  порадовало, – активность читателей.  Письма с пометкой «Акция «УГ»  к 70-летию  Победы» поступали в редакцию практически каждый день  из разных уголков России. Второе открытие –  адресаты чаще всего  героями своих текстов выбирали  близких людей. Такие письма составили  значительную часть  почты, а всего в  акции с января по май приняли участие около  трехсот человек.   Третий приятный вывод –   авторы писем не скрывали своих высоких чувств.     «Есть и в нашем роду герои, я горжусь, что  ношу эту фамилию», –  признавался   восьмиклассник Борис Черняев из села Емельяново, что в Красноярском крае.  Пятиклассница из села Троицкое Моздокского района Любовь Кохан сообщала: «Когда я прихожу к памятнику, где высечены имена прадедов,   то долго стою здесь и, уходя, обещаю быть достойной их памяти».   Сегодня военные  треугольники, награды,  фотографии, справки из госпиталей  – бесценные семейные реликвии. Они дают возможность  прикоснуться к  истории, ощутить ее дыхание.   Так, дневник прабабушки  для Алексея Удовика из поселка Суходол Самарской области стал настоящим  откровением.  В гимназии №139 города Казани  рассказы детей  о семейных военных раритетах были оформлены в  книгу  «Орден в твоем доме».   Очень хорошо написала в предисловии директор – заслуженный учитель Республики Татарстан Татьяна Борер: «Память – это преодоление времени, преодоление смерти. И в этом ее величайшее нравственное значение».  У коллективных  работ особое звучание,  особый воспитательный эффект.    Так, учитель Тульской коррекционной школы Ольга Руфовна Пронина рассказала всем  своим подопечным об акции, а те обратились к семейным архивам (см. «УГ» №7 от 17 февраля).  …Мне довелось  9 Мая  у Белорусского вокзала видеть  колонны Бессмертного полка.  Лица   фронтовиков,  пожилых и совсем юных, представителей разных национальностей, плывущие над  толпами людей в голубом небе,  невозможно забыть. Подумалось тогда,   наша акция – это  тоже страница в летописи о войне, пусть и маленькая. Память, она  материальна. Об этом написал Ислам Дудов, девятиклассник из поселка Майского, что в Карачаево-Черкесии.  Его мужественный   дед Солтан  оставил о себе долгую добрую память. А вот как закончила свой рассказ о фронтовике Леониде Яковлевиче Асякине  Катя Сысоева, ученица 4-го класса орловской школы №12:  «Моя семья гордится прадедушкой, награжденным орденами Красной Звезды, Отечественной войны, многими медалями. Знаю, что  прадедушка часто вспоминал о победном салюте, о грозном русском оружии «катюша», которое сокрушило врага, о песне. Мне очень нравится мое имя. Спасибо тебе, мой дорогой и любимый прадедушка Леня». Второе место по количеству занимают рассказы о героях-фронтовиках, о знаменитых земляках, сведения о которых есть в музеях. Основательных, серьезных работ поступило немало. Как правило, это подробные и большие по объему исследования. Хочется отметить труд Эржены Дашиевой, члена кружка «Истоки» Можайской школы из Республики Бурятия, об учителе-фронтовике, писателе,  авторе учебника по бурятскому языку Герое Социалистического Труда Цокто Номтоевиче Номтоеве. Заслуживают особого внимания  работы, присланные питомцами педагога дополнительного  образования ДЮЦ города Мценска Ольги Васильевны Худокормовой.  Рассказ Алены Алехичевой о непростой судьбе земляка, дважды похороненного солдата,   признанного через многие годы героем, как и рассказ ее тезки о сыне полка (он напечатан в этом номере), содержит немало эпизодов, очень красочно отражающих атмосферу военного времени.          В рядах участников акции немало  учителей,   директоров школ.    Преподаватель  истории из города Грязи Серафим Иванович Соколиков сорок лет занимается краеведческой работой. Руководитель музея «Грязинцы – Великой Победе» и историко-краеведческого клуба «Поиск» знает   о каждом земляке-фронтовике. В этом убеждают его работы.  Добротные очерки о фронтовиках прислали  Галина Вячеславовна Зотова, учитель Штанашской школы из  Чувашии, Марина Васильевна Сорокина, директор Андреевской школы, что в  Оренбургской области, Василий Савельевич Подерягин, директор Шелаевской школы Белгородской области, Любовь Васильевна Остроумова, зам. директора Великоустюгской детской школы искусств, и многие другие. Рассказы эти можно издавать отдельной книгой.  Благодарим  всех участников акции. Специальными  призами – сувенирами «УГ» за выразительность, лаконичность и эмоциональность повествования отмечены работы Алексея Удовика «Дневник моей прабабушки» («УГ» №5 от 3 февраля),  Анастасии Бобрецовой «Чудом выживший» («УГ» №11 от 17 марта) и Ислама Дудова «Деда не будет на празднике» («УГ» №12 от 24 марта). За активное  коллективное участие в акции особая благодарность и подарки от «УГ»  тульской учительнице   Ольге Руфовне Прониной и  мценскому педагогу дополнительного образования Ольге Васильевне Худокормовой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте