«Я еще мало живу на этом свете. Но точно уверена, жизнь прекрасна и удивительна. Всегда жду лета. Хочется покупаться, сходить в лес, нарвать ромашек и подарить маме. Много еще чего удивительного происходит летом под голубым мирным небом. А, собственно, что такое мирное небо? Я долгое время не могла до конца понять это выражение. Объяснил его мне папа, рассказав о моем прадеде Николае Петровиче Бунтине. Тот совсем юным в сорок первом ушел на фронт».
Эти строки пятиклассницы Валерии Бунтиной из Ермоловской школы, что в Пензенской области, очень точно выражают настроение всех юных участников нашей акции «Имя на обелиске». Что знают о войне нынешние дети? Сегодня мало осталось фронтовиков, живых свидетелей грозных лет. К тому же переоценке подверглись многие события и герои войны. Все это мы учитывали, когда в первом январском номере «УГ» объявляли акцию «Имя на обелиске». Первое, что порадовало, – активность читателей. Письма с пометкой «Акция «УГ» к 70-летию Победы» поступали в редакцию практически каждый день из разных уголков России. Второе открытие – адресаты чаще всего героями своих текстов выбирали близких людей. Такие письма составили значительную часть почты, а всего в акции с января по май приняли участие около трехсот человек. Третий приятный вывод – авторы писем не скрывали своих высоких чувств. «Есть и в нашем роду герои, я горжусь, что ношу эту фамилию», – признавался восьмиклассник Борис Черняев из села Емельяново, что в Красноярском крае. Пятиклассница из села Троицкое Моздокского района Любовь Кохан сообщала: «Когда я прихожу к памятнику, где высечены имена прадедов, то долго стою здесь и, уходя, обещаю быть достойной их памяти». Сегодня военные треугольники, награды, фотографии, справки из госпиталей – бесценные семейные реликвии. Они дают возможность прикоснуться к истории, ощутить ее дыхание. Так, дневник прабабушки для Алексея Удовика из поселка Суходол Самарской области стал настоящим откровением. В гимназии №139 города Казани рассказы детей о семейных военных раритетах были оформлены в книгу «Орден в твоем доме». Очень хорошо написала в предисловии директор – заслуженный учитель Республики Татарстан Татьяна Борер: «Память – это преодоление времени, преодоление смерти. И в этом ее величайшее нравственное значение». У коллективных работ особое звучание, особый воспитательный эффект. Так, учитель Тульской коррекционной школы Ольга Руфовна Пронина рассказала всем своим подопечным об акции, а те обратились к семейным архивам (см. «УГ» №7 от 17 февраля). …Мне довелось 9 Мая у Белорусского вокзала видеть колонны Бессмертного полка. Лица фронтовиков, пожилых и совсем юных, представителей разных национальностей, плывущие над толпами людей в голубом небе, невозможно забыть. Подумалось тогда, наша акция – это тоже страница в летописи о войне, пусть и маленькая. Память, она материальна. Об этом написал Ислам Дудов, девятиклассник из поселка Майского, что в Карачаево-Черкесии. Его мужественный дед Солтан оставил о себе долгую добрую память. А вот как закончила свой рассказ о фронтовике Леониде Яковлевиче Асякине Катя Сысоева, ученица 4-го класса орловской школы №12: «Моя семья гордится прадедушкой, награжденным орденами Красной Звезды, Отечественной войны, многими медалями. Знаю, что прадедушка часто вспоминал о победном салюте, о грозном русском оружии «катюша», которое сокрушило врага, о песне. Мне очень нравится мое имя. Спасибо тебе, мой дорогой и любимый прадедушка Леня». Второе место по количеству занимают рассказы о героях-фронтовиках, о знаменитых земляках, сведения о которых есть в музеях. Основательных, серьезных работ поступило немало. Как правило, это подробные и большие по объему исследования. Хочется отметить труд Эржены Дашиевой, члена кружка «Истоки» Можайской школы из Республики Бурятия, об учителе-фронтовике, писателе, авторе учебника по бурятскому языку Герое Социалистического Труда Цокто Номтоевиче Номтоеве. Заслуживают особого внимания работы, присланные питомцами педагога дополнительного образования ДЮЦ города Мценска Ольги Васильевны Худокормовой. Рассказ Алены Алехичевой о непростой судьбе земляка, дважды похороненного солдата, признанного через многие годы героем, как и рассказ ее тезки о сыне полка (он напечатан в этом номере), содержит немало эпизодов, очень красочно отражающих атмосферу военного времени. В рядах участников акции немало учителей, директоров школ. Преподаватель истории из города Грязи Серафим Иванович Соколиков сорок лет занимается краеведческой работой. Руководитель музея «Грязинцы – Великой Победе» и историко-краеведческого клуба «Поиск» знает о каждом земляке-фронтовике. В этом убеждают его работы. Добротные очерки о фронтовиках прислали Галина Вячеславовна Зотова, учитель Штанашской школы из Чувашии, Марина Васильевна Сорокина, директор Андреевской школы, что в Оренбургской области, Василий Савельевич Подерягин, директор Шелаевской школы Белгородской области, Любовь Васильевна Остроумова, зам. директора Великоустюгской детской школы искусств, и многие другие. Рассказы эти можно издавать отдельной книгой. Благодарим всех участников акции. Специальными призами – сувенирами «УГ» за выразительность, лаконичность и эмоциональность повествования отмечены работы Алексея Удовика «Дневник моей прабабушки» («УГ» №5 от 3 февраля), Анастасии Бобрецовой «Чудом выживший» («УГ» №11 от 17 марта) и Ислама Дудова «Деда не будет на празднике» («УГ» №12 от 24 марта). За активное коллективное участие в акции особая благодарность и подарки от «УГ» тульской учительнице Ольге Руфовне Прониной и мценскому педагогу дополнительного образования Ольге Васильевне Худокормовой.
Комментарии