Успешная карьера, солидное положение в обществе, высокий заработок. Все это гарантировано в Англии школьному руководителю. Правда, при одном условии – если он работает на высокий академический результат.
Согласно статистическим данным, за последние восемь лет, от момента прихода к власти нынешнего лейбористского правительства Тони Блэра до дня нынешнего, максимальный оклад школьного директора вырос без малого на 70 процентов. Так, если в 1997-м он составлял в школах Лондона 58 тысяч 737 фунтов стерлингов в год (около 2 млн. 945 тысяч рублей), то в сентябре 2005-го вырос до 99 тысяч 585 фунтов (5 млн. 79 тысяч рублей). В целом же по Англии и Уэльсу, где стоимость жизни чуть ниже, чем в столице, рост максимальной зарплаты школьных директоров составил за этот период 64,6 процента, увеличившись от 56 тысяч 676 фунтов стерлингов в 1997-м до 93 тысяч 297 фунтов к началу нынешнего учебного года. При этом даже по сравнению с апрелем 2005-го зарплаты школьных директоров возросли примерно на 700 фунтов стерлингов (35 тысяч 700 рублей).
Почему столь значительным образом выросли престиж, авторитет и заработок именно школьного директора? По вполне понятной причине: власть, делегированная директору здешней школы, если и не абсолютна, то исключительно велика. Под его начало попадает педагогический персонал порядка 150 человек и около тысячи учащихся (таков примерный масштаб типичной средней школы Англии и Уэльса). По сути, именно директор единолично распоряжается школьными финансами и «везет» на себе всю ношу менеджмента, максимально освобождая педколлектив от административной работы. Правда, в здешней школе есть должность казначея, однако она больше техническая, нежели менеджерская.
Между тем в компетенции директора английской школы не одно лишь латание протекающей крыши или закупка компьютерного оборудования. Прежде всего и главным образом с директора спрашивают за академические результаты. Если школа по этим показателям хромает, британские родители избегают отдавать в нее детей, устраивая чадо туда, где учат лучше. А так как финансирование школ построено в Англии на «подушевом» принципе, то есть по числу учащихся, то с убыванием последних усыхают как бюджет школы, так и директорская зарплата. Так что в конечном счете при стабильно идущих на дно показателях директора освобождают от непосильной должности, а приведенную им к академическому и финансовому банкротству школу нередко закрывают.
И тем не менее директорская позиция не становится от этого менее привлекательной. Соискатели выстраиваются в очередь, а директорская вакансия заполняется на конкурсной основе. Как же заполучить пост директора в английской школе?
Директоров школы нанимает на работу попечительский совет, осуществляющий коллективное руководство политикой школы. В попечительский совет могут входить очень важные персоны, например, мэр города, депутаты парламента, видные общественные деятели. И, конечно же, представители местных органов образования, а также родители учащихся. Подобрать для школы лучшего из лучших директора – важнейшая и ответственнейшая задача попечительского совета.
Кандидата на должность могут попросить подготовить нечто вроде реферата на заданную тему или же представить свой вариант решения некой игровой проблемной ситуации. Личное знакомство членов попечительского совета с претендентом на руководство школой имеет при этом очень серьезное значение. Под «микроскоп» попадают и манера поведения, и стиль одежды, и умение общаться с людьми, и степень личного обаяния и даже чувство юмора!
Однако решающим фактором выигрыша конкурса на директорскую должность является опыт работы. Предпочтительнее – административной (обязательно в рамках школы), например, в качестве зам. директора или главы департамента. И чем опыт солиднее – тем лучше. Кандидату важно при этом доказать, что именно под его чутким руководством в школе, где он трудился, были достигнуты большие успехи и высокие показатели. В принципе же критерии, которым должен соответствовать кандидат на директорскую должность, разработаны и утверждены министерством образования, и именно на них и ориентируются при отборе кандидата. Среди этих критериев – необходимость наличия у кандидата статуса квалифицированного учителя, физическое и психическое здоровье, отсутствие в биографии таких темных пятен, как судимость или отвод от работы с детьми и отстранение от педагогической деятельности.
Комментарии