search
main
0

Под личную ответственность. Азбука информатизации по-воронежски

Перед встречей с руководителем Управления образования администрации городского округа город Воронеж кандидатом педагогических наук, доцентом Константином Георгиевичем ВИКТОРОВЫМ читаю его доклад «Информатизация образования в городском округе город Воронеж: некоторые итоги и перспективы». Все по существу: плотно сбитые фразы, бесспорные аргументы, убедительные факты. Он и в жизни такой – уравновешенный, решительный, со своей твердой позицией по любому вопросу и… ярко выраженным стремлением быть предельно кратким. Для руководителя качество идеальное. Для меня – почти провал. Ситуацию спас журнал «Образование Воронежа», поразивший смелым дизайном, содержательными текстами, интересными графиками, прекрасными фотографиями. Слово за слово, и я увидела перед собой другого Викторова. За броней профессионального управленца бьется сердце человека, бесконечно преданного своему делу, умеющего правильно расставить приоритеты, понимающего и принимающего на себя проблемы образования и умеющего находить их решения.Вот теперь можно включать диктофон…

– Константин Георгиевич, фраза «Информатизация управления муниципальной системы образования» еще недавно казалась космически далекой от реальной жизни, а сегодня это объективный процесс, от которого решающим образом зависит качество работы управленцев, директоров, учителей.- Зависит, и еще как! Использование компьютерных технологий и автоматизированных информационных систем позволяет унифицировать отчeтность, исключить ошибки, а значит, сокращает временные и трудовые затраты на еe обеспечение. К тому же появляется возможность оперативного решения административных вопросов, так как информационные потоки становятся более управляемыми. Для нашего миллионного города, на территории которого функционируют 316 образовательных учреждений, это весьма актуально.Когда желания совпадают с возможностями- Совсем недавно вы получили благодарственное письмо «За особые заслуги в информатизации образования» от ведущего производителя программных продуктов для системы образования – компании АВЕРС.- Да, это приятное событие произошло на традиционной осенней Научно-практической школе-семинаре «Информационные технологии в управлении образованием-2013».- Расскажите, пожалуйста, об этих особых заслугах…- Истории этой уже больше 10 лет. Пришли два бывших директора школы в управление образования, поработав до этого и учителями, и завучами, не понаслышке зная самые острые проблемы школы, и первое, с чем столкнулись, – плохая оперативность работы. У нас свыше 120 школ и еще больше детских садов. И ситуация, когда надо просто передать сообщение и получить подтверждение, вызывала полный паралич всего управления, а у нас – острое желание исправить положение.- И с чего вы начали?- С компьютера. Надо сказать, что я два года работал программистом и только потом пришел в школу, поэтому решение пришло сразу: надо запустить электронную почту. Мы закупили на каждую школу по компьютеру и обеспечили единой программой (операционная система плюс почтовая программа). В 2002 году вопрос о коммуникациях уже не стоял! Теперь нам необходим был файлообменник. И тогда в нашей жизни появилась Группа компаний АВЕРС.Административный ресурс – в дело!- По какому принципу вы выбирали компанию-партнера?- Посмотрел, какие существуют системы, ходил на выставки, изучал предложения. Пакет АВЕРСа показался наиболее интересным.- То есть если бы в Воронеже не было такого Викторова, то ничего могло бы и не случиться?- Как начальник управления образования я имел такую возможность и не упустил ее. Впрочем, не я, так кто-то другой пришел бы к такому решению. Мне помогло и то, что я знал проблемы школы изнутри, и то, что разбирался в технологиях, и то, что собственная научная база позволила просчитать административные ходы на перспективу. Теперь убеждаюсь, что мы сделали все очень вовремя. Когда поступило распоряжение о подготовке отчетности в электронном виде, у нас все уже было отработано.- Какие программы АВЕРСа были внедрены в Воронеже в первую очередь?- Сначала «Электронный дневник» и «Директор школы». Потом «РОНО», благодаря которой в каждом районе данные обрабатываются и передаются к нам в управление. Таким образом, мы имеем единую информационную базу, позволившую существенно повысить качество управленческих решений.Мотивация, мотивация и еще раз мотивация…- То есть вы уже преодолели «ученический период» в освоении новых технологий?- Конечно, нет. Новые технологии приживаются неодинаково, неравномерно. Есть и такая точка зрения: а зачем это надо? Я сорок лет учу детей по своей методике, они участвуют в олимпиадах и получают высокие баллы по ЕГЭ, поступают в МГИМО и в МГУ, в МФТИ и в иняз, а мне для этого нужны только доска, мел и глаза детей.Но жизнь наша изменилась. Современный учитель должен готовить детей к адаптации в современном технологичном мире, где одних только знаний предмета недостаточно.- Инерция людей – самый главный тормоз?- Да, пожалуй, и это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Главный двигатель любого прогресса – мотивация. На этом понятии мы строим цепочку: управление образования – директор – педагог – ученик.- Мотивация бывает двух видов – материальная и жизненно необходимая…- Программы АВЕРС в нескольких школах Воронежа были запущены 10 лет назад. Безусловно, работал механизм материальной заинтересованности, но он сам по себе не столь эффективен. Важнее то, что для директоров это было потребностью. Руководители, которые хорошо знали компьютер, были не просто готовы, они ждали эти программы. «АВЕРС: Директор школы» отвечал их запросам на 100% и качественно изменил жизнь всей школы. А некоторые руководители, не желающие понять и пользоваться огромным диапазоном возможностей, которые дают им программные продукты, продолжают считать в столбик и рисовать графики карандашом по линейке – для отчета.- Как работает «Директор школы»?- Во всех 119 школах Воронежа появился замечательный инструмент, позволяющий проводить рейтингование. Сегодня директору даны полномочия финансово поощрять педагогов за их работу, учитывая все составляющие – от успеваемости до социальной активности класса, и эти цифры – единственный объективный критерий. Динамика успеваемости в течение года даже отстающего класса – тоже важнейший критерий. В программе можно увидеть, что учитель взял класс со стартовым показателем в 2,8 балла и к концу учебного года довел его до 3,5 балла. Да, при стандартной норме 4 балла его достижения скромны, но по динамике более чем достойны поощрения. Доказательства налицо.Мы для них или они для нас?- Какова роль начальника управления образования в процессе внедрения информатизации?- Я считаю, что управление образованием – это обслуживающий персонал для учебных заведений. Равно как администрация школы, детского сада – обслуживающий персонал для учителей и воспитателей. Мы обязаны создавать им комфортные условия для учебной и воспитательной работы с детьми. И обязаны воздавать им должное за их труд.- Очень смелое и неожиданное утверждение. Неужели у вас в Воронеже преодолели наконец генетическую зависимость от указаний сверху и афоризм Козьмы Пруткова «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти» потерял актуальность?- Я сформулировал свою конечную идеологию. Но в реальной жизни часто превалирует иждивенческая позиция: вы нам дайте образец, а мы посмотрим, перерисуем и сдадим. И мы воспитываем в людях инициативность – стараемся создавать ситуации, когда директора сами поймут необходимость каких-то действий и придут за поддержкой. Вы упомянули афоризм Козьмы Пруткова? Ну так у него есть и такой: «У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами». На том и стоим.Приоритеты, возведенные в степень- Много разговоров сегодня о неоднозначной ситуации с электронным журналом.- Его повсеместное внедрение идет с одобрения на государственном уровне. Но ведь бумажный никто не отменял. Прошитый, скрепленный печатью со сроком хранения – вдумайтесь! – 75 лет. Однако возможности, которые дает эта программа, настолько убедительно доказывают ее приоритет, что директора готовы вести два журнала… до особого распоряжения. Так же волевым решением мы ввели электронный дневник: все будут работать на единой платформе АВЕРС.- Почему АВЕРС? Есть еще 1С, Дневник.ru…- На самом деле информационное наполнение программ в принципе одинаковое. Программные оболочки также очень сходны. Огромное преимущество АВЕРСа, которое я отмечаю на сегодня, это система сопровождения. Вот этого нет ни у кого. Во всех других случаях работает индифферентная формула «покупатель – продавец».- Вы хотите сказать, что новоиспеченный обладатель продукта компании АВЕРС может хоть каждый день обращаться за консультацией и ему вежливо не посоветуют почитать инструкцию?- Да! Наше партнерство длится уже более 10 лет, поэтому я отвечаю за то, что говорю. Отмечу, что финансовая политика компании абсолютно демократична и конкурентоспособна, а самое главное – никакими деньгами не измерить понятие «сервис от АВЕРСа»: это поддержка не только в течение гарантийного срока – она действует на весь период работы программы….Константин Георгиевич взглянул на часы и изумленно поднял брови: «Не может быть! Два часа проговорили!» А мне показалось, он может рассказывать о своих коллегах, учителях, директорах, о некоторых итогах и больших планах по всеобщей информатизации образования в любимом Воронеже бесконечно…АВЕРС: «Управление образовательным учреждением» (КРМ «Директор») Программа  предназначена для унификации делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса, создания электронной базы данных. Позволяет освободить администрацию школы от рутинного труда по составлению отчетов, осуществлять планирование учебного процесса и создать объективную систему мониторинга.АВЕРС: «Управление образованием» и «Регион»Программы  позволяют на уровне муниципалитетов формировать личные дела сотрудников и учащихся, проводить мониторинг; решать задачи управления аттестацией; планировать потребности в педагогических и административных кадрах и др.АВЕРС: «Электронный классный журнал»Система позволяет обеспечить прозрачность хода образовательного процесса для учащихся, родителей и администрации школы; повысить объективность выставления промежуточных и итоговых отметок; экономит время учителя в процессе обработки информации о текущей успеваемости, посещаемости, выставления итоговых отметок, построения отчетов по итогам учебных периодов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте