За девять десятилетий своего существования наше издание не раз выступало организатором различных громких акций, помогало и поддерживало инициативы педагогов. Уже в 1924 году «Учительская газета» кинула клич «Долой неграмотность!» и регулярно публиковала материалы о ходе этой борьбы, которая продолжалась ни много ни мало несколько лет.
Однако в те времена ликбезом занимались практически все, и вряд ли это можно считать чем-то оригинальным. Зато другая инициатива – гораздо более авторская. В сентябре 1929 года участники делегации Московского областного съезда просвещенцев (модное слово, которым в те времена величали педагогов) обратились к коллегам с призывом приступить к сбору средств на постройку самолета имени «Учительской газеты». С этого момента в каждом номере «УГ» регулярно публиковались отчеты о количестве денег, перечисленных рядовыми гражданами, школами, управлениями, а также о коллективах и учреждениях, подключившихся к процессу. Уже к концу года народных средств хватило, чтобы построить первый просвещенческий самолет «Боец культфронта-1». А поскольку поток добровольных пожертвований, идущих со всех концов страны, не прекратился и в 1930 году, удалось собрать целое звено «Бойцов»! К слову, еще через два года мы совместно с другими издательствами приняли участие в сборе средств и на постройку легендарного аэроплана «Максим Горький». В суровом 1942 году газета опубликовала призыв педколлектива 13-й железнодорожной школы города Куйбышева перечислись однодневный заработок на постройку танковой колонны «Народный учитель». Идею подхватили учителя из других регионов, и уже со следующего номера часть полос была отведена письмам просвещенцев, которые рапортовали о поддержке инициативы. «Внесли педагоги свои сбереженья, / Откликнулись щедро на пламенный зов, / Чтоб танки советские в грозном сраженьи / Громили и насмерть разили врагов» – эти строки из стихотворения нашего автора Семена Олендера говорят о том энтузиазме, с которым люди помогали фронту. Передача Красной армии первых танков состоялась в июле 1942 года. Машины приняло подразделение под названием «Смерть немецким оккупантам!». В дальнейшем в газету неоднократно приходили письма бойцов этого подразделения, в которых они выражали благодарность учителям за поддержку. В конце 40-х очень много внимания уделялось биологическому и сельскохозяйственному образованию. «Учительская газета» не только публиковала научные и методические материалы на эту тему, но и всячески поощряла работу юннатов, выдвинув лозунг: «Украсим Родину садами!». Пожалуй, самой значительной за всю историю нашего существования можно считать акцию, благодаря которой в СССР началась эпоха педагогики сотрудничества. В октябре 1986 года в редакции «УГ» собрались люди, чьи имена впоследствии войдут в хрестоматии и энциклопедии: Шалва Амонашвили, Владимир Караковский, Виктор Шаталов, Борис и Елена Никитины, Софья Лысенкова, Евгений Ильин, Игорь Волков, Михаил Щетинин… Принципы, на которых была выстроена их система образования, теперь известны каждому учителю: безоценочное обучение, опорные сигналы, учение без принуждения, свобода выбора, творческий производительный труд, коллективное творческое воспитание, самоуправление и так далее. В течение последующих лет газета посвятила педагогике сотрудничества множество статей, где авторы и их последователи рассказывали о своем опыте и преимуществах новых подходов. Другим весьма значительным начинанием стала акция «Я – гражданин России», которую в 1998 году наше издание провело совместно с сотрудниками Самарского регионального центра гражданского образования. В ее основе лежит синтез идей патриотизма и деятельностного подхода, благодаря чему школьники учатся любить Родину не на словах, а на вполне конкретных общественно полезных делах. С тех пор эти мероприятия проходят ежегодно практически во всех субъектах РФ. И полезных дел за этот период сделано очень много.Впрочем, были у нас и весьма необычные акции. «В 2001 году я работала в школе и из своего села ходила пешком на занятия вместе со своими подопечными, – рассказывает Файза Баймуханбетова, учитель русского языка и литературы Сибирякской школы, с. Сарт-Абдрашево Курганской области. – Ребята говорили: «Вот была бы лошадка, могли бы тогда в любую непогоду быстрее добираться до школы». И однажды я подумала, а почему бы не написать в газету о своем житье-бытье. И надо же, к нам в далекое село приехали корреспонденты «УГ» и подарили мне, учительнице, лошадь. Тогда же в нашей школьной библиотеке прибавилось более ста книг – еще один дар от любимого издания». Так что можно сказать, что мы стараемся действовать не только в глобальном, но и в очень даже локальном масштабе.
Комментарии