search
main
0

Девятый Форум «Под крылом Пеликана»: в ожидании юбилейного

Говорят, что чужие дети быстро растут… Соглашусь, пожалуй, но отнесу эту поговорку не только к детям, но и ко всему, что мы творим и созидаем. Очень часто за видимой легкостью виртуозного исполнения музыкальной пьесы или лихого танца, например, мы не видим ежедневного труда, приложенного для достижения такого уровня мастерства. Вот и кажется нам, что из нескладного начинающего артиста, художника, писателя как-то быстро и незаметно получился настоящий мастер…

Фото предоставлено автором

Настоящими мастерами бывают, впрочем, не только люди искусства или спорта. Педагогика – это та сфера человеческой деятельности, в которой мастерство бывает не так публично выражено и выставлено напоказ в галерее, а является результатом ежедневного труда в первую очередь над собой, а уж дальность действия настоящих мастеров педагогики превосходит порой не одну человеческую жизнь. Судите сами – педагогические идеи Ушинского, Сухомлинского, Макаренко и других гениев отечественной педагогики влияют на деятельность тысяч учителей нашей страны, пережив самих авторов не десятки лет…

Кстати, Константин Дмитриевич Ушинский наверняка и предположить не мог, что его образ будет вдохновлять учителей и спустя без малого два столетия в том городе, где он начинал свою педагогическую деятельность – в Гатчине. Именно здесь, с 4 по 7 декабря 2025 года более пяти сотен учителей несколько дней творили и созидали, учились и делились опытом на IX Межрегиональном образовательном педагогическом форуме «Под крылом пеликана» под пристальным взглядом с портрета великого педагога и наставника, красующегося повсюду – Константин Дмитриевич стал настоящим символом этого события.

Чужие дети и впрямь быстро растут – кажется, только вчера я с коллегами-пеликанами из моей школы принимала участие в шестом форуме в 2022 году, а уже прошло три года, за которые форум весьма заметно вырос! Из вполне себе камерного события, проходившего тогда на единственной площадке центра для одаренных детей «Интеллект», он превратился в масштабное действо, развернувшееся в нескольких локациях!

Считайте сами: во-первых, ДООЦ «Маяк», гостеприимно распахнувший двери своих корпусов для всех участников Форума, во-вторых, Гатчинский центр образования «Высший пилотаж», где прошло открытие и панельные дискуссии, в-третьих, МОУ «Новосельская школа», где прошли уроки, мастер-классы, тренинговые площадки и закрытие. Надо сказать, что обе замечательные школы открылись недавно: Новосельская в 2020 году и успела снискать звание лучшего социального объекта Ленинградской области, а «Высший пилотаж» начал набор высоты только 1 сентября 2025 года. Безусловно, все мы понимаем, что школа – это далеко не только стены, пусть даже самые новые и современные, напичканные оборудованием и разнообразными учебными ресурсами. Школа – это прежде всего люди, а когда отличный коллектив живет и работает на благо образования в новейшем здании, то, конечно, эффективность обучения и воспитания должна увеличиться просто многократно. Думаю, что как раз это и можно сказать про школы, принявшие наш Форум – синергетический эффект уже налицо!

Разумеется, выросла и сама команда организаторов – от сообщества молодых учителей до признанной на самом высоком уровне Ассоциации педагогов Ленинградской области под руководством Ивана Ивановича Хеорхе: он сменил на этом посту легендарного Дениса Игоревича Рочева, который, впрочем, никуда не делся из самого сообщества. Оставаясь активистом и отцом-основателем, он возглавил уникальную школу № 636, и теперь большая часть времени принадлежит этому поистине историческому центру изучения иностранных языков.

Увеличилось и количество друзей Форума – традиционно его поддерживают на самом высоком уровне Комитет образования Ленинградской области, Общественная палата Ленинградской области, Администрация Гатчинского округа, ГАОУ ДПО «ЛОИРО», Профсоюз образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также «Учительская газета», сотня экземпляров которой мгновенно разошлась среди участников – учителя очень соскучились по печатному виду любимой газеты! А еще партнерами этого масштабного события являются известный всем учителям и школьникам «Фоксфорд», предоставивший участникам возможность прохождения бесплатных курсов; Сбербанк, подарки от которого мы разыгрывали на закрытии по публикациям в соцсетях (попутно убедившись в правоте теории вероятности – чем больше постов, тем выше вероятность выигрыша – моя коллега по Всероссийскому экспертному педагогическому совету Наталья Лебошина могла бы реально собрать большинство призов со своими десятками постов, если бы не разумные ограничения розыгрыша); ну и, конечно – Российское общество «Знание»!

Надо сказать, что многие из спикеров Форума, в том числе и я, являются верифицированными лекторами «Знания», так что наши выступления прошли положенную верификацию и были одобрены экспертами общества. Но гвоздем программы стал ТОП-лектор от РОЗ, личность которого мы угадывали в телеграм-канале Форума по подсказкам организаторов, настоящая звезда, украсившая наше событие – актер, режиссер, соучредитель благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть!» Егор Вадимович Бероев! Это был настоящий рояль в кустах, туз в рукаве и кот в мешке, которого, кстати, даже угадали по наводящим вопросам! Человек, создавший множество неповторимых образов на экране, лично для меня останется лучшим Фандориным всех времен и народов – на премьеру «Турецкого гамбита» в свое время мы ездили со старшим сыном, тогда совсем малышом, и до сих пор очень любим пересматривать этот фильм именно из-за главного героя. На площадке Форума Егор Вадимович долго и живо говорил с участниками на тему «Талант и труд: секрет успеха в кино и в жизни», немного приоткрыв завесу тайны над своими секретами мастерства, а заодно узнал и кое-какие наши, педагогические секретики!

Фото предоставлено автором

Кстати, свои секретики раскрывали не только наши педагоги – около 500 человек из 40 регионов России – в Форуме, который по праву можно считать международным, приняли участие и наши белорусские коллеги, лучшие из лучших учителей братского нам государства. Во многом система образования у нас похожа, даже конкурсы профессионального мастерства у них проводят, только у нас символом «Учителя года» является пеликан, а у них – журавль!

Фото предоставлено автором

Обычно статус подобных образовательных событий негласно измеряется количеством абсолютных победителей конкурса «Учитель года», так вот под крыло форума слетелись целых четыре «больших» пеликана – Дмитрий Владимирович Лутовинов, поделившийся своими секретами создания воспитательного события на примере своего уже легендарного «похода» в художественную галерею, не выходя из стен класса; Лариса Гивиевна Арачашвили – она рассказала о пути героя – простого учителя; Михаил Николаевич Гуров приоткрыл завесу в психологии непонимания и показал можно учить, чтобы дети действительно понимали учителя; Екатерина Сергеевна Костылева делилась своими секретами преподавания такой актуальной сейчас физики, кстати – совместно с победителем первого сезона «Классной темы» Асланом Зарифовичем Кашежевым. А пятым абсолютным победителем-спикером Форума стал наш белорусский коллега Сергей Михайлович Шаминский, учитель ИЗО, развернувший для нас прямо на сцене настоящий урок рисования! Надо сказать, такой формат выступления в последнее время очень редко практикуется – уж очень энергозатратно вести урок на целый актовый зал, да еще показывая на взрослых коллегах, но – наш коллега-«журавль» справился блестяще, безусловно, заронив в умы многих идею об использовании такого вида презентации своего опыта.

Фото предоставлено автором

Кстати про уроки – они тоже не так часто проводятся на образовательных событиях, оставаясь именно конкурсной вотчиной, и совершенно напрасно – ведь именно урок показывает настоящее мастерство педагога. Конечно, для организаторов такой трек бывает попросту неподъемным, ведь участие детей всегда накладывает дополнительные условия на площадку и участников, но, не убоявшись трудностей, можно получить то, что получили мы – настоящий фейерверк из восьми самых разных уроков, в том числе и бинарных, посетить которые можно было по собственному выбору и вкусу.

Еще одним треком стала серия мастер-классов, которые шли одновременно на шести площадках сериями по четыре. Конечно, очень хотелось бы посетить все двадцать три выступления, тем более, что почти все спикеры – давние друзья и коллеги, опыт которых просто бесценен, но – пришлось выбрать только четыре…

Наконец – последним треком стали тренинговые площадки по различным направлениям. Социально-гуманитарный профиль модерировал Павел Сергеевич Гурьянов, буквально на днях победивший в конкурсе «Знание.Лектор», вместе с ним работали Антон Васильевич Гомозов и Михаил Юрьевич Солонников. Площадку по социальному проектированию провела Регина Львовна Притула, эксперт в области грантов. Большой интерес вызвала площадка по инклюзивному образованию под руководством Анастасии Александровны Кузьминой, совместно с Ириной Николаевной Бодровой. Естественно-научный цикл представляли мы под руководством Виктории Владиславовны Арбузовой вместе с моими дорогими коллегами и друзьями Дарьей Романовной Прядухиной и Ольгой Алексеевной Иваниловой. На метапредметной площадке под руководством Полины Игоревны Тумрук блистали настоящие звезды – Екатерина Сергеевна Костылева, Аслан Зарифович Кашежев и Виктор Леонидович Иванов. В серьезный разговор про управление образованием между солидными управленцами Андреем Андреевичем Логиновым (модератором секции), Денисом Игоревичем Рочевым внесла нотку креатива Куна Анатольевна Бетрозова. Учителя начальной школы обсудили коллективное погружение целой параллели классов в одну общую тематику с Надеждой Владимировной Жданюк, Анастасией Андреевной Канунниковой, Анастасией Алексеевной Смирновой и Анной Александровной Степановой.
Ну и с некоторой ноткой белой зависти скажу, что, пожалуй, самой топовой по посещаемости оказалась тренинговая площадка по цифровой грамотности, на которой учили работать с нейросетями Светлана Флюровна Видакас и Лариса Гивиевна Арачашвили, представлявшие, помимо целого списка их должностей и регалий, ООО «Алгоритмика» – проекта, задающего тренды в обрасти цифровизации образования!

Ну и как же без советов бывалого для молодых педагогов? Именно так назвала свое выступление народный учитель РФ, заместитель директора легендарной академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, уникальный педагог и замечательный человек, которого я имею честь считать своим наставником – Екатерина Дмитриевна Тенютина! В своем нечеловечески плотном графике она буквально выкроила время на пару часов бесценного общения с участниками Форума, причем многие из них потом назвали встречу с ней одним из самых запоминающихся моментов всех четырех дней. Теперь у большинства из участников, в том числе и у меня, есть список книг от Екатерины Дмитриевны – совсем как у учеников на лето, а у нас – на любую свободную минутку. С радостью отметила, что многое уже прочитано – значит, иду нужной для учителя дорогой! А еще у нас появился и список фильмов к скорейшему просмотру, тоже от Екатерины Дмитриевны– и этим списком можно и нужно делиться с нашими ребятами! Делиться – вообще особое качество учителя, вот и Екатерина Дмитриевна поделилась с нами еще и самым ценным для педагога – книгами, которые она специально привезла на Форум, в первую очередь для тех учителей, кто давал открытые уроки, которые для нее всегда на первом месте!

«Школа счастливых людей» Майи Пильдес. Так называется уникальная книга открытых писем, интервью и воспоминаний о директоре Академической гимназии №56 Майе Борисовне. Ее писали десятки людей, которым судьба подарила знакомство, а некоторым счастливчикам – настоящую дружбу с легендой отечественной педагогики. Есть в этой книге и пара страничек, написанных лично мной… Теперь «Школа счастливых людей», несомненно, станет настольной книгой для тех, кто получил ее в подарок от ближайшего друга и соратника Майи Борисовны, хранительницы памяти о ней Екатерины Дмитриевны Тенютиной…

Еще одним нюансом, придающим Форуму значительный вес и статусность, стало особое внимание со стороны лидеров образования Ленинградской области. Например, в панельной дискуссии на тему «Год команды Победы: школа, воспитывающая граждан», которая прошла в первый день на базе «Высшего пилотажа», приняли участие председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Ивановна Реброва, проректор ЛОИРО по научной деятельностиВладимир Владимирович Кучурин, заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Николай Николаевич Свирин, а также проректор Гомельского областного института развития образования Ольга Александровна Блажко. А на одной из площадок Форума прошло заседание Комиссии по просвещению и воспитанию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи Общественной палаты Ленинградской области, которое вел непосредственно ее председатель Иван Иванович Хеорхе, с участием Владимира Павловича Журавлева, проректора ЛГУ им.А.С.Пушкина и членом Общественной палаты РФ; Николая Николаевича Свирина, заместителя председателя Общественной палаты Ленинградской области; Николая Николаевича Манёнка, заместителя председателя указанной выше комиссии; а также Сергея Сергеевича Гомана, члена Общественной палаты РФ от Калининградской области и Антона Васильевича Гомозова, члена Общественной палаты Орловской области. Более двадцати общественных деятелей, педагогов, представителей родительского сообщества обсудили и сформулировали прямо на Форуме рекомендации для муниципальных и региональных органов власти, педагогического сообщества по очень важному в наше время вопросу – защите прав учителей перед родителями в условиях современной школы.

Знаете, в 2022 году, на шестом Форуме подобные вопросы мы обсуждали на уровне педагогических дебатов – это, безусловно, важно – обозначить их и говорить о них хотя бы в сообществе педагогов открыто. Кстати – к своему удивлению, я стала тогда одним из призеров дебатов, которые, если задуматься, здорово помогли мне в настоящих дебатах во время выборов Президента России в 2024 году – вместе с Иваном Ивановичем Хеорхе и Дмитрием Владимировичем Лутовиновым мы тогда стали доверенными лицами Владимира Владимировича Путина. И вот снова собрались теперь уже на Форуме в Гатчине, наверное – это не просто совпадение, а какой-то общий вектор движения неравнодушных педагогов, собирающихся не только поделиться опытом, но и в самом деле – поговорить о важном для нас всех. Ведь если мы сами не говорим о важном – то как говорить об этом с детьми по понедельникам, говорить честно и искренне, так, чтобы каждое наше слово воспитывало в них самые важные человеческие качества? Мне кажется, выход Форума в плоскость живого обсуждения важных для учительства вопросов – это, пожалуй, самый главный показатель его настоящей «взрослости» …А вот теплая и дружеская атмосфера вечеров Форума; полет фантазии и креативность участников развлекательных педагогических квизов; незапланированные, и от этого такие искренние музыкальные вечера, во время которых можно открыть для себя звезд педагогической сцены в новой ипостаси: в роли гитаристов, клавишников, певцов – все это показатель его «детскости» – ведь проводится он учителями и для учителей, и при всей возросшей солидности и масштабности, «Под крылом пеликана» по-прежнему просто тепло и уютно, как дома, как в детстве…

Фото предоставлено автором

Чужие дети быстро растут…В следующем году Форум будет проводиться в десятый, юбилейный раз. Для таких событий это действительно и важный рубеж, перевалив который, хочется в первую очередь бережного сохранения сложившихся за годы традиций, уникальной атмосферы настоящего дружеского и вместе с тем профессионального общения, а еще – продолжения роста по всем направлениям! Не сомневаюсь, что, еле успев утереть трудовой пот со лба после проведения события такого масштаба, команда организаторов уже начала накидывать в блокнотиках планы и заметки на следующий Форум, который однозначно состоится, ибо остановить этот разогнавшийся педагогический локомотив сообщества его участников просто невозможно!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте