Мы уже писали о конференции «Информационные технологии в образовании», которая состоялась в Московском инженерно-физическом институте в ноябре прошлого года*. В рамках этого мероприятия прошел целый ряд семинаров и «круглых столов». Один из них был посвящен проблемам организации работы школьных сайтов, а также техническим вопросам, связанным с защитой контента и оказанием помощи администраторам локальных сетей.
Главный специалист проекта ИСО Алексей МУРАНОВ считает, что все проблемы, связанные с работой школьного сайта, можно разделить на несколько частей:
техническая – как сделать, чтобы все это работало;
организационно-управленческая – кто и за какие деньги должен вести это, и почему школа вообще должна этим делом заниматься;
юридическая – что можно вообще разместить на этом сайте. Ведь когда школы размещают в Сети фотографии, возникает вопрос, а на основании чего они там появились, была ли взята с каждого человека подписка, что он не возражает против размещения его изображения в Сети, и так далее.
Но в процессе работы «круглого стола» стало ясно, что далеко не все направления волнуют присутствующих здесь людей в одинаковой мере.
Начинаем не с нуля
Директор по развитию компании «1С-Битрикс» Алексей СИДОРЕНКО рассказал о способах решения технических вопросов школьного сайта, которые разрабатывает их коллектив:
– Системе «1С-Битрикс: Управление сайтом» уже более 5 лет. У последней версии уже 8000 внедрений, это самая распространенная коммерческая система управления сайтом в России. У нас накоплен большой опыт использования программы и учета пожеланий потребителей. Благодаря широкому спектру решаемых задач мы уверены, что в качестве технологической платформы для создания школьного сайта она вполне подходит.
Из большого списка заложенных в программу модулей могу назвать некоторые наиболее интересные для использования в рамках создания школьного сайта.
Главный модуль – Управление. Он дает возможность редактировать страницы, управлять правами, разрешать или запрещать кому-либо вносить правки в страницы, создавать новые разделы и так далее. Причем делать это может любой человек, даже не обладающий специальными техническими знаниями.
Модуль Обучение и тестирование позволяет создавать учебные курсы, аналогичные главе книги, включать проверочные вопросы и тесты, экзамены. Также весьма востребованы модули Блоги, Форум, Рассылки, Опросы – словом, тут есть все коммуникационные сервисы.
Для того чтобы понять, как этот продукт можно применить в школе, нужно просто вспомнить те требования, которые обычно предъявляют к школьному сайту – для кого он создается, кто туда будет приходить, какая у него структура, какая информация заложена и так далее. В программе заложена сама модель требований, исходя из которых каждая школа уже может видоизменять их по собственному желанию.
Большое внимание мы уделяем дизайну. Тут есть набор шаблонов и стандартных интерфейсов, из которых каждый может выбрать свое. Используя технологию «Мастер создания сайта», мы довольно легко можем сделать свою страницу. За основу взят некий демонстрационный сайт. Меняя в нем тот или иной элемент, мы создаем то, что нам нужно.
Итак, мы создали свой сайт. Но когда каждая школа имеет свой сайт, созданный по разным технологиям, это не совсем то, что нужно, ведь получается, что существует много платформ, нет унификации и каждая школа теряет на решении одних и тех же технических проблем время – проблемы с хостингом, администрирование и так далее. Это сулит огромные потери в масштабах страны. Поэтому нами разработана и вторая технология, которая называется «Контроллер сайтов». Она основана на существовании центрального сервера, который управляет частично всеми сайтами школ.
Мы раздаем в каждую школу полнофункциональные системы «1С-Битрикс: Управление сайтом» и подключаем их к контроллеру, который позволяет частично руководить работой сайтов на местах. То есть можно разрешить школам заводить и редактировать страницы, но запретить вставлять туда свои программные модули. Это позволяет защитить от типичных ошибок. Мы можем централизованно распространять через контроллер программное обеспечение и обновления, можем рассылать новые данные, модули, менять дизайн и так далее. При этом доступ регулируется индивидуально. К примеру, если в школе хороший администратор, ему даем больше прав, если начинающий – меньше.
По какому сценарию развивается сотрудничество между нами и школой? Сначала школьный администратор получает письмо с предложением подключиться к системе. Тут же прилагаются имя, пароль для входа. Он входит на центральный сервер, вводит код доступа, после чего ему предлагают пройти краткий обучающий курс с помощью специального модуля. После того как он сдаст экзамен, ему дают доступ к «Мастеру создания сайтов» и разрешают создать свой сайт. Фактически ему предложен уже работающий сайт стандартной конфигурации, куда он должен внести свои собственные изменения и развивать. После этого он получает право создавать свой собственный сайт со своими подразделами, вплоть до изменения дизайна и всего остального.
Согласитесь, всегда гораздо проще отталкиваться от чего-то уже созданного кем-то, чем начинать все с нуля. При этом, что немаловажно, для работы со школьным сайтом в нашем случае вполне достаточно квалификации школьного секретаря.
Скорее мертв, чем жив
В отличие от крупных городов центральной России жители ее окраин сталкиваются с иными проблемами. Об этом, в частности, поведал собравшимся Антон ХМЕЛЬНИКОВ из Южно-Сахалинска:
– Поскольку у нас появился хороший выход в Интернет, мы планируем отказаться от хостинга и использовать для этих целей наш собственный сервер. Есть ряд находок, включающих в себя как Интернет, так и Итранет-решения. Плюс ко всему это делается для удобства реализации некоторых внутришкольных идей.
Любой сайт должен быть востребован. И школе он нужен не для отчета, а для того чтобы размещать нужную информацию, которую пользователи могут легче всего найти именно там. К примеру, у нас был проект реализации связи с родителями посредством сайта. Но Южно-Сахалинск – небольшой город, поэтому родителям проще приехать в школу из любой точки города, и все вопросы решить непосредственно с учителем или директором с глазу на глаз. Как говорится, чем писать, иногда проще «из окна докричаться». А делать интернет-модуль, которым будут пользоваться два-три родителя, – пустая трата времени и сил. Посмотреть расписание из дома – тоже особого смысла нет, дети практически все время в школе. Остаются школьные новости, фотогалерея (вопрос законности которой не решен), доска объявлений.
Поэтому наш сайт сейчас практически мертв. И мы в корне переосмысливаем его концепцию. Повторяю, для любой школы крупного города собственный сайт, конечно, необходим, но для мелких он должен нести совершенно иные цели, функции и содержание. В столице сайт призван представить школу, привлечь в нее как можно больше людей. У нас же ситуация обратная: когда набирают классы, народу столько, что трудно отбиться.
«Свой» – «чужой»
По мнению присутствующих, концепция сайта должна предусматривать и некие общие для всех моменты. В частности, сайт – своеобразная выставка достижений школы. Здесь могут быть детские работы, проекты, библиотека детского творчества, библиотека методических разработок учителей, элементы дистанционного обучения – задания по предметам, которые дети могут делать дома, причем не к конкретной дате, а на перспективу, вопросы для подготовки к экзаменам, зачетам, олимпиадам. Сайт в этом случае становится точкой входа в информационное пространство как для учеников, так и для учителей и родителей. Поэтому тут можно разместить массу полезных ссылок. Наконец, помимо новостей школы здесь должна быть представлена история, летопись школы. А в архиве можно легко найти записи, документы и фотографии многолетней давности. То есть сайт становится неким зеркалом, в которое школа может смотреться сама.
Своими соображениями относительно решения проблем, связанных с использованием школьного сайта в управлении школой, поделился сотрудник регионального Центра оценки качества образования и информационных технологий Юрий ЭЭЛЬМАА из Санкт-Петербурга:
– Мы уже три года организуем семинары, куда приезжают заместители директоров не только по ИКТ, но и по УВР. В итоге могу с уверенностью сказать, что всех пользователей можно разделить на пять групп, каждая из которых делится на субгруппы.
1. Ученики. При этом те, кто поступает в школу, скорее всего, относятся к группе родителей, а сюда следует отнести ребят, которые на старшей ступени ищут школу самостоятельно. Это так называемые внешние. А есть и внутренние, из своей же школы. Их следует разграничивать, так как информационные запросы у них разные.
2. Учителя. Здесь точно так же нужно отделить «внешних», которые рассматривают эту школу как место своей будущей работы, от «внутренних», которые уже работают здесь. Качество работы «своего» учителя вполне можно представить набором материалов, которые можно выложить на сайт. К сожалению, у нас считается нескромно выставлять свои достижения. Но это неверно, и подобный стереотип следует ломать.
3. Родители. Опять же родители учеников, которые уже учатся в школе, довольно сильно отличаются от тех, кто хотел бы отдать сюда своего ребенка.
4. Администраторы. В принципе можно было бы также поделить ее на подгруппы: «директор», «заместители директора», «работники роно» и так далее. Но эта схема не работает, так как администрация использует свои собственные информационные каналы, и им сайт не нужен. Поэтому в первую очередь здесь упор сделан на администраторов других школ и преследует цель обмена управленческим опытом. На сайте могут быть выложены какие-то интересные локально-нормативные акты, которые имеет смысл продемонстрировать другим как образец. Надо сказать, что многие посетители сайтов ходят сюда именно за этим.
5. Партнеры, спонсоры (как коммерческие, так и образовательные). Сейчас школу в качестве партнера рассматривают достаточно большой спектр организаций. И проблема здесь в том, чтобы помочь им максимально доступно донести информацию до конечного пользователя, а самим школам – до представителей этой группы.
Сразу скажу, что может сложиться иллюзия, будто разделение пользователей на «внешних» и «внутренних» здесь несколько неравнозначное, и «внешние» почему-то представляются более важными. Так вот, они отнюдь не важнее, а просто другие. Работая на представителей этих субгрупп, нужно оперировать разным набором информации, говорить разным языком, использовать разные подходы и преследовать разные цели. Люди, создающие сайт, должны это четко понимать и отражать.
Поле для сотрудничества
– Мы воспользовались Конструктором сайтов примерно полтора года назад, когда остро встал вопрос предоставить в короткие сроки готовый сайт и срочно выложить его в Сети, – говорит учитель ИКТ московской школы №706 Татьяна ПРУДНИКОВА. – Продукт работает хорошо, достаточно удобен в обращении. Раньше я сама занималась сайтом, теперь же это делают ученики 10-11-х классов. Они самостоятельно вводят в него изменения. Как известно, в школе нет специальных ставок для человека, который вел бы сайт. Поэтому технология должна быть такой простой, чтобы ею могла овладеть секретарша. Именно она должна вывешивать самые свежие новости, сообщения, распоряжения, документы. Хотя за те деньги, которые получает секретарь, вряд ли она согласится еще и сайт вести.
Конечно, если предоставить все это ученикам, есть опасность того, что они там такого наворотят. Да, мы много говорим о командной деятельности учителя и ученика. Но не стоит рассказывать мифы о том, что дети будут сами вести сайт. А вот то, что школьный сайт – великолепная основа, поле для взаимодействия педагога и ученика, это однозначно. Это тот самый образовательный проект, которым ребята должны заниматься под руководством взрослых.
У нас есть система дополнительного образования, и если школа видит в сайте смысл и ценность, то его нужно использовать на полную. Помнится, раньше говорили, что школьный театр способен организовать всю школьную жизнь. Так вот, точно так же это способен сделать и школьный сайт. Причем обслуживать его могут руководители детских объединений вместе со своими воспитанниками.
Есть только одно но – важна финансово-юридическая основа этой деятельности. Конечно, сейчас немало энтузиастов, которые ведут сайты, не спрашивая, сколько это стоит. Но пока все это не будет каким-то образом прописано и отражено в локально-нормативных актах, пока не будет создана законодательная база, мало что изменится глобально.
Без ответа
Выступающие поделились мнениями относительно конкретных впечатлений о работе тех или иных официальных сайтов, а также о качестве предоставляемых ими услуг. В частности, отмечалось, что сейчас на многих школьных сайтах есть обратная связь в виде форумов. Однако практического смысла в этом довольно мало.
– Я пыталась заходить на огромное количество школьных сайтов, связываться по форуму с разными людьми, – жалуется Татьяна, представитель одной из коммерческих структур, которая тесно сотрудничает с образовательными учреждениями. – Так вот, ни один директор не ответил мне. Конечно, напиши я главному редактору крупной газеты, вряд ли бы я добилась ответа лично от него. Но суть в другом: мы-то делали рассылку по адресам директоров, взятых из официальных источников. И ни одного ответа не было. Возможно, это связано не только с культурой ведения отношений и не завязано напрямую с сайтом.
Другая проблема связана с отношением людей, организующих работу школьного сайта, ко всему тому, что происходит при его последующей эксплуатации. Нередко бывает так: сайт создан, на нем вывешена действительно нужная и полезная информация, открыты многие сервисы, но весьма слабо представляют себе, как все это используется посетителями.
– Мы сделали сайт, который рассчитан на детей 9-14 лет, – рассказывает Елизавета, директор одной фирмы. – Он имеет опосредованное отношение к школьному сайту, так как является развлекательно-познавательным. Это та ниша, которая сейчас отсутствует в любом виде. Сайт представляет собой журнал, который выходит по четвергам. Разрабатывали мы его как коммерческий проект, полгода до этого изучали рынок, поэтому в курсе проблем школьных сайтов. Так вот, не могу понять, почему школьные сайты почти не используются для общения между самими школьниками? У нас есть форум на сайте, по которому можно судить о том, что дети остро нуждаются в этом. Их, кстати, совсем не смущает, что вся переписка нами премодерируется, и мы стараемся отсечь как личную информацию, так и всякие оскорбления, а также отлавливаем взрослых, которые пытаются проникнуть сюда под детскими именами.
Мне кажется, взрослые просто обязаны прививать детям элементарную культуру общения в Интернете, пусть даже и насильственно. Это касается, в частности, обычного приветствия по формуле «Доброго времени суток!». Ведь среди наших посетителей есть дети из самых разных регионов – от Калининграда до Камчатки. И мы упорно пытаемся внушить им, что далеко не у всех пользователей сейчас тоже день, как и у вас. Поэтому дети-европейцы нередко обижаются на своих дальневосточных друзей, которые почему-то не пишут им, когда они только пришли из школы и хотят общаться. Им крайне трудно понять, что в Петропавловске-Камчатском сейчас не 15.00, а полночь.
Интернет требует совершенно иной культуры. И прививать ее должны не только модераторы, но и учителя в процессе совместного общения. Но они этого не делают. Мы же пытаемся не просто дать детям возможность общения между собой, но и некоторым образом направляем это общение в то или иное русло, попутно изучая проблемы ребят.
К примеру, выяснилось, что многие ребята выходят в он-лайн с чужих компьютеров – это видно по доменным адресам. Но когда мы спрашиваем, есть ли у них такая же возможность в школе, выясняется, что они даже не в курсе, можно ли использовать школьный сайт для того, чтобы завести себе ящик и переписываться с другими.
Все эти проблемы нуждаются в тщательном осмыслении, а для их решения необходимо привлекать не только средства, но и более грамотно использовать уже имеющиеся у нас возможности.
Комментарии