Как известно, сама идея тестирования для России не нова, точно так же, как и совмещенные экзамены, которые проводили школьные и вузовские преподаватели. Поэтому в 2000 году, когда готовилась концепция модернизации российского образования, было принято решение вести целенаправленную работу по переходу на ЕГЭ. И цель была ясна с самого начала – сделать так, чтобы отметка, выставляемая ученику на экзаменах, имела одинаковую ценность и не зависела от того, где он учится – в Калининграде или на Сахалине, в продвинутой гимназии или в обычной сельской школе.
Досье «УГ»Виктор Александрович БОЛОТОВ, родился в 1952 году в Улан-Удэ в семье военнослужащего. Закончил мехмат Красноярского государственного университета. Работал в Красноярском государственном университете ассистентом, доцентом, зав. кафедрой, деканом. С аспирантских времен преподавал математику в школе для одаренных детей. Защитил кандидатскую диссертацию по комплексному анализу. Во времена перестройки занялся социальными проблемами преподавания. В 1990 году при Красноярском государственном университете создал психолого-педагогический факультет. С 1992 года – заместитель министра образования России. С марта 2004 года – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
В мире есть две формы решения этой задачи. Первая – когда хорошо тренированные инспектора, работающие по одинаковым правилам, ездят в школы и принимают экзамены по единым требованиям. Эта форма приемлема для небольшой страны или для небольшой группы учеников. Вторая форма -технология централизованного тестирования, которая развивается в мире уже более 200 лет.
Опросы учителей, родителей и учеников, проведенные в 2000 году, показывали, что все они недовольны существующей системой аттестации школьников по окончании обучения, девальвацией золотой медали, когда лишь 30% подтверждали право сдачи одного профильного экзамена при поступлении в вузы.
Насколько изменилась ситуация в регионах с введением ЕГЭ? Фонд общественного мнения проводил опрос по расходам семьи первокурсников. По их данным, расходы на взятки в России упали в полтора раза, снизились затраты на репетиторов и повысились цены на подготовительные курсы в высшие учебные заведения. А ведь совершенно очевидно, что расходы на подготовительные курсы явно ниже, чем на репетиторов, не говоря уже о размерах взяток при поступлении. Опрос показал, что больше детей стало поступать из сельской местности, и это отмечают все регионы. Также увеличилась межрегиональная мобильность, когда в вуз одной области стали поступать дети из других мест. Это подтвердилось экспериментом четырех лет.
Но почему же все-таки, несмотря на успехи, единый государственный экзамен существует все еще в рамках эксперимента? Дело в том, что ряд серьезных вопросов еще не отработан. В отдельных регионах приходится возить двоих-троих детей на вертолетах сдавать экзамен. И обходится это в фантастическую сумму, которую себе могут позволить далеко не все. А если какие-то регионы отказываются вводить ЕГЭ именно из-за экономических соображений, значит, они ставят своих детей в неравное положение по сравнению с другими, лишая их определенных возможностей, предоставляемых госэкзаменом.
Выход из положения в регионах находят по-разному. В Республике Саха (Якутия) начали использовать практику вывоза учащихся 11-го класса на всю последнюю четверть в школу-интернат (что является неким аналогом подготовительных курсов для сдачи экзамена в течение четверти). Эту же идею обсуждают в Тверской области. На самом деле школу-интернат гораздо проще обеспечить квалифицированными преподавателями. А в Ханты-Мансийске мы обсуждали возможности использования новейших информационных технологий – интернета и спутниковой связи. Было отработано 4 модели проведения ЕГЭ, использование которых зависит от массы факторов. Одно дело – приполярный улус, другое – Норильск. Поэтому мы отрабатывали новые варианты. Через полгода посмотрим, сравним результаты и сделаем выводы, что лучше, что хуже и в каких условиях.
Огромные трудности возникают с детьми-инвалидами и учениками, страдающими различными заболеваниями. Многие из них просто физически не могут работать с бланочной продукцией. Пока они вынуждены сдавать выпускные экзамены в традиционной форме, но чтобы уравнять их в правах по отношению со всеми, нужно искать выход из ситуации. Казалось бы, можно выйти из положения, в частности, создавая экзаменационные бланки, написанные по методу Брайля, но это очень дорого, при этом ряд вопросов остается нерешенным. Например, как поступать с заданиями, включающими в себя иллюстративный ряд – картинки, карты, схемы? Другими словами, дешевых решений нет.
Еще одна проблема ЕГЭ связана с детьми, живущими не на территории России. У нас очень много учеников, которые получили образование на постсоветском пространстве, но хотели бы поступить в российские вузы. И мы уже начали такие переговоры с Казахстаном.
Одна из острых проблем – наличие возможности репетиции единого государственного экзамена. Одну репетицию мы делаем для всех абсолютно бесплатно – в конце апреля по стране проходит пробный ЕГЭ. Для ребенка это всего лишь ознакомительная ситуация, результат его ни к чему не обязывает, а учителя отрабатывают технологию приема экзамена.
К сожалению, сейчас на прилавках книжных магазинов можно встретить очень много контрафактной и даже вредной учебной продукции, в частности и для ЕГЭ. Откуда она берется? В лучшем случае материал скачивают с нашего сайта в интернете или из наших официальных бюллетеней. Но есть и худший вариант, когда под видом пособий по ЕГЭ ученикам предлагают невесть что. Авторы считают, что создать полноценный аналог экзаменационному тесту очень легко – достаточно просто предложить вопрос и несколько вариантов ответов. На самом деле этим должны заниматься специалисты, обладающие опытом и знакомые с особыми правилами составления тестов. Тестологи считают, что сделать хороший тест с выбором ответа – очень непростая задача. И, к сожалению, большинство того, что сейчас появляется на книжных развалах, тестами можно назвать с большой натяжкой. Поэтому и страшно, когда этим занимаются непрофессионалы. Мы, с одной стороны, рассчитываем на интернет-технологии, с другой – надеемся, что крупные издательства начнут заниматься созданием этой литературы. Для этого при Федеральном институте педагогических измерений создан экспертный совет, где будут грифовать авторские тесты. То есть в будущем можно будет продавать и покупать только те пособия, которые получат соответствующий гриф. Но это, к сожалению, все в будущем. Пока же ситуацию на книжном рынке трудно держать под контролем.
На сегодняшний момент официальные тесты, по которым проводится ЕГЭ, издают 4 издательства, с которыми мы плотно работаем: Центр тестирования, Интеллект-центр, издательство «Просвещение» и фирма «1С» (компьютерная версия). Теперь за дело взялись те, кому можно доверять и кто известен на всю страну, например, та же «Дрофа».
История наших крупных учебных издательств начиналась с жесткого противостояния двух монстров: мощного, но вялого «Просвещения» и энергичной, но не имеющей в то время достаточного опыта «Дрофы». На них в основном и работали большинство всех известных авторов учебников. Поэтому в 1996 году кредит в 30 миллионов долларов Всемирного банка Министерством образования был взят именно для того, чтобы демонополизировать рынок учебной литературы, искать новых авторов и создавать условия для развития новых издательств. Недавно были подведены итоги. И теперь, сравнивая, что было и что есть, уже можно твердо сказать: в целом конкуренция растет и приобретает культурные формы. Кроме того, появилось очень много немосковских, региональных авторов, что, несомненно, является огромным плюсом. Ведь региональные авторы гораздо более динамичны, над ними не довлеют традиции в худшем понимании этого слова.
Сегодня, на мой взгляд, «Дрофа» не является монополистом на рынке учебной литературы, но она держит планку для всех остальных издательств своим качеством. Ведь попросту переиздавать пусть и хорошие, но старые учебники сегодня нельзя, не позволит конкурент – он тут же выпустит что-то более новое и современное. Очень хорошо, что современные авторы и издательства стали создавать как традиционные, бумажные, так и электронные издания. И хорошо, что в новых учебниках стали предлагать задания, связанные с ЕГЭ. Ведь представляется абсурдной ситуация, когда ученика много лет учат по старым книгам, а за последние полгода пытаются натаскать на тесты. Необходима более ранняя и широкая подготовка к данной форме экзамена. В частности, издательство «Дрофа» на протяжении ряда лет выпускает тесты, постоянно совершенствуя и перерабатывая их вместе с авторами, с тем чтобы они соответствовали всем современным требованиям итоговой аттестации. Поэтому некоторые авторы стали включать подобного рода задания в учебники.
Да, тесты – не единственная форма контроля в школе, но и к ним нужно привыкать постепенно. Кроме того, налицо очевидное удобство тестовой формы проверки, когда каждого ученика можно оценить на каждом уроке, потратив на это лишь несколько минут. Вывод: никто не обязывает автора весь учебник сводить к подготовке к ЕГЭ. Но ему настоятельно рекомендуется все-таки предоставлять в своих книгах и такой сервис.
То, что ЕГЭ будет, уже никто не сомневается. Поэтому конкуренция неминуемо сделает так, что учебники, в которых не будет предоставлено этого сервиса, станут менее востребованы на рынке. И, безусловно, издатели должны мыслить стратегически уже сейчас и работать со своими авторами по подготовке учебной литературы завтрашнего дня.
Комментарии