search
main
0

Под грифом МГУ Замечания по Проекту Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

Представленный для общественного обсуждения Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования требует существенной доработки, а по ряду дисциплин – коренной переработки декларируемых положений и образовательных программ, и в существующем виде не может быть рекомендован в качестве Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Такой вердикт после детального изучения и обсуждения вынесли Проекту эксперты учебно-методических секций (отделений) Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, курируемых Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова.
Подробные рекомендации специалистов можно прочитать в недавно выпущенном сборнике “Замечания и предложения по Проекту Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования”. Он подготовлен Управлением образовательных стандартов и программ МГУ им. Лономосова.
Сегодня мы публикуем отрывки из этого сборника.

Иностранные языки

По нашему мнению, представленный рабочий вариант образовательного стандарта должен быть значительно переработан. Следует устранить обобщенные и неточные формулировки, расширить иллюстративный материал, определить конкретный набор текстов, количество знаков текста, время звучания аудиоматериалов, уточнить типы грамматических и интонационных моделей по этапам, идиоматических выражений, профильно ориентированных регистров речи, ввести требования по знанию фонологической транскрипции, по пользованию лексикографическими источниками по “домашнему чтению” и вообще по источникам фоновых знаний.
Необходимо сделать текст доступным для понимания учителей-практиков, изъяв сомнительные термины и неточные ориентиры.

Искусство

Проект образовательных стандартов по искусству в целом соответствует основным концептуальным задачам модернизации российской общеобразовательной школы – повышению качества и эффективности общего среднего образования.
В стандарте четко определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ и сформулированы требования к уровню подготовки выпускников.
При этом следует отметить ряд существенных замечаний к Проекту:
– К сожалению, внимание авторов стандарта обращено лишь к музыкальному и изобразительному искусству, в то время как, например, уроки хореографии и/или истории хореографического искусства были бы полезны в плане эстетического и пластического воспитания учащихся.
– Объем содержания курса дисциплин по искусству во всех классах не соответствует объемным показателям.
– Странным представляется резкое сокращение количества часов, отводимых на изучение искусства в старшей школе.
– При общем объеме часов, отведенном на изучение искусства во всех классах, ни о каком “предпрофессиональном уровне”, как он обозначен в стандарте, говорить нельзя.

История

Предложенный для обсуждения Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта по разделу “История” не отвечает в полной мере задачам повышения качества и эффективности школьного исторического образования и требует основательной, содержательной доработки.

Математика

Вывод комиссии механико-математического факультета – предлагаемый стандарт математического образования не может быть принят даже за основу для обсуждения и дальнейшей доработки и должен быть существенно изменен как по форме, так и по содержанию. Так, например, необходимо предусмотреть существование общеобразовательной непрофильной старшей школы и выработать соответствующие образовательные стандарты по каждому из предметов, уровень которых был бы средним между базовым и профильным уровнями.
Заключение экспертов факультета ВМиК еще более категоричное:
“Читая представленные документы, нельзя не испытывать страха за будущее нашей школы. Складывается впечатление, что люди выполняют чей-то социальный заказ по уничтожению нашего образования”.

Информатика и информационные технологии

Оба стандарта многословны.
Всякий стандарт предполагает, что выполнение его требований может быть точно проверено. Большинство формулировок носит расплывчатый характер, который не позволяет проверить, выполнен или не выполнен стандарт.
Ряд терминов и выражений требует разъяснений. Например: согласно стандарту учащийся должен “уметь выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека в профильных дисциплинах” (стр. 261), но это под силу только специалистам высокого класса. И т.п.
Стандарт перегружен перечислениями тех знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся, нуждается в переработке в направлении однозначности понимания, краткости изложения и тщательного отбора сведений, которыми должен овладеть учащийся средней школы.
Необходимо дополнить стандарт требованиями к аппаратуре и программному обеспечению, минимально необходимыми для организации учебного процесса в общеобразовательных и профилированных школах.

Физика

При формулировании содержания физического образования в 7-9-х классах упускается из виду следующий важнейший момент: учащиеся этих классов (особенно 7-го) еще не подготовлены в полной мере к восприятию новых и достаточно сложных физических понятий и законов. Строгие определения и выводы могут быть даны только в минимальном количестве. Учитель не сможет дать строгое и последовательное изложение материала из-за недостатка, например, математических знаний ученика к моменту прохождения соответствующих разделов физики.
По этой причине уровень итоговых знаний, во-первых, будет существенно ниже декларируемого в стандарте. Во-вторых, базовый уровень среднего общего полного образования по физике оказывается не согласованным по требованиям ни с рассматриваемым стандартом, ни с программами вступительных экзаменов в технические и естественно-научные вузы.
Кроме того, хотелось бы отметить, что числа часов, отведенных на изучение физики в школах как базового (2 часа в неделю), так и профильного (3 часа в неделю в 10-м классе и 4 часа в неделю в 11-м классе) уровней явно недостаточно. Не определено число часов на изучение физики для классов технического и естественно-научного профилей. Из текста проекта не понятно, какому профилю соответствует базовый уровень, а в перечне профилей отсутствует упоминание о профильном физическом образовании. Отсутствует общеобразовательный профиль, в то время как 50% школ России – сельские, в которых невозможно создать профильные классы.

Литература

Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и полного общего образования по литературе и русскому языку в целом представляет собой документ, в основе которого лежит определенная концепция, базирующаяся на синтезе достижений филологических наук, методики и практики. Создание такого стандарта поможет наконец избавить современную школу от бессистемности и вкусовщины, к которым приводило в ряде случаев непрофессиональное “программное творчество” некоторых учителей.

Отрадно отметить, что проекту стандарта по литературе для средней и старшей школы свойственно единство подходов и требований, призванное создать у выпускников целостное представление об историко-литературном процессе, научить их пользоваться литературоведческим инструментарием, подготовить к чтению и осмыслению текста, познакомить как с историей русской литературы, так и с ее современным состоянием, то есть сделать их компетентными читателями, полноправными и полноценными участниками текущего литературного процесса.
К безусловным достоинствам проекта образовательного стандарта по литературе следует отнести стремление его авторов разработать высокий и в то же время взвешенный критерий оценки знаний учащихся, нацеленный на формирование образованной и духовно развитой личности. В целом образовательный стандарт по литературе содержит необходимый минимум знаний и требований к определенным навыкам выпускника школы. В нем также предусмотрено изучение основных произведений русской литературной классики, знакомство с которыми абсолютно необходимо российскому гражданину для обеспечения преемственности, культурной традиции и сохранения культурных основ национального самосознания. Помимо того что наша литература запечатлела интеллектуальный и нравственный опыт многих поколений, она также является одной из важнейших форм существования и развития русского языка, поэтому знакомство с ней не дает забыть о его богатстве и разнообразии и позволяет противостоять наблюдаемому в современной жизни его катастрофическому оскудению и засорению.
Следует подчеркнуть, что серьезность и профессионализм подхода к разработке образовательного стандарта, то есть к определению объема и итогового уровня знаний выпускников в сфере литературы, предполагает в будущем продуманность заданий и требований к итоговой аттестации. Очевидно, что навыки, которыми должен в соответствии со стандартами обладать учащийся, не могут быть выявлены только с помощью ответов на вопросы теста или же на вопросы по содержанию художественного произведения, по сути требующих лишь пересказа. Поэтому итоговая аттестация согласно предложенному стандарту должна представлять собой некий синтез заданий, позволяющих выявить уровень знаний литературных произведений и теоретического материала, а также навыки владения устной и письменной речью. Кроме того, итоговые экзамены, в какой бы форме они в дальнейшем ни проводились, должны базироваться на полном объеме списков литературы, предназначенных как для основной школы, так и для профильного этапа старшей школы. В противном случае получится, что от выпускников старшей школы не будут требовать знания основополагающих произведений русской классики, изучаемой в школе на более ранних этапах (например, комедии “Горе от ума” А.С.Грибоедова, оказавшей огромное влияние на развитие русского языка, романов “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, комедии “Ревизор” Н.В.Гоголя и т.д.).
В целом одобряя проект образовательного стандарта по литературе, нельзя не сделать ряда замечаний.
1. Не стоит забывать, что первоначальные навыки работы с текстом формируются в младшей школе. В этом плане список классических авторов, чьи тексты предложены для изучения в начальной школе, должен быть расширен.
2. Использование фольклорного материала на уроках литературы в основной школе преследует две основные цели: ознакомить учащегося с русской устной словесностью как составляющей национальной культуры и дать представление о влиянии фольклора на древнерусскую литературу и литературу нового времени. На этой позиции стоят и авторы программы, которые предлагают для обязательного изучения продуманный перечень фольклорных жанров. Тем не менее мы отметили некоторые недочеты программы и предложили свой вариант.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте