С 30 июня по 16 июля в Горнозаводском районе Пермского края прошла I Всероссийская экспедиционная школа учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации». Организаторами стали «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Министерство образования и науки Пермского края. В работе экспедиционной школы приняли участие более 300 человек в составе делегаций из 25 регионов Российской Федерации и Республики Болгария.
I Всероссийская экспедиционная летняя школа учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» объединила:- участников XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции школьников России и Республики Болгария под руководством лауреата конкурса «Учитель года города Москвы-1997», учителя химии средней школы №1259 Москвы Владимира Нодаровича Головнера;- педагогов Пермского края – слушателей курсов повышения квалификации «Проектная и исследовательская деятельность в условиях летней экспедиционной школы педагогов и учащихся «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» под руководством заместителя директора Института развития образования Пермского края Альфии Фаритовны Фаязовой;- педагогов и учащихся самой многочисленной делегации из Республики Саха (Якутия) – участников республиканского проекта «Учитель – ученик» под руководством специалиста Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II Республики Саха (Якутия) Антонины Иннокентьевны Новгородовой;- участников краевого профильного лагеря «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» – учащихся 2-11-х классов различных образовательных организаций Пермского края под руководством заместителя директора Пермского центра «Муравейник» Екатерины Сергеевны Митиной.Надежда Князева, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска, фото автораМы едем в поезде домой в Красноярск. Милана, Даша и Катя делят шляпу, которую носил Паша Галанин, звезда Межрегиональной экологической экспедиции школьников России. Решили так: в поезде каждая сидит в шляпе по часу, а потом целый год самая везучая ее бережет, чтобы привезти в следующую экспедицию. Уже сейчас они планируют будущую поездку, им даже не важно, где пройдет экспедиция в 2016 году. Что же там происходит? Почему дети и взрослые пренебрегают отпуском, семьей, жаркими днями ради очередной двухнедельной встречи друзей и соратников, возглавляемой учителем химии из Москвы Владимиром Нодаровичем Головнером? Чтобы это понять, надо побывать в экспедиции самому. Урал. В этом году экспедиция прошла в Пермском крае, в лагере под Горнозаводском. Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Ирина Александровна Баскевич и ее команда постарались показать нам все красоты и богатства Урала. В перерывах между мастерскими учителя с детьми ездили на поиски золота, горного хрусталя, кремния, уваровита. Со своей добычей я могу теперь создать музей Урала в классе. А реки Урала очень напомнили мне наши красноярские реки Ману и Базаиху – протекая между гор, покрытых хвойными лесами, манят красотой скальных образований сплавщиков на всевозможных плавсредствах: плотах, катамаранах, лодках. Наши учителя под предводительством батарейки экспедиции, Андрея Ивановича Семке, учителя года Кубани, тоже освоили такой экстремальный отдых, не говоря уже о сборе огромных белых грибов и подосиновиков. Все подоконники в корпусах были заняты сушеными грибами, и дух стоял такой, как от Доширака с грибным вкусом. Доширак. Дети всех регионов поклоняются этому виду еды и слагают о нем стихи и песни. И даже костюм на экоконкурс «Garbage Fashion» слепили из брикетов пресловутой лапши. Почему-то рыбные котлеты из лагерной столовой такой популярностью не пользуются.Конкурсы. Каждый вечер в экспедиции не проходит даром: в актовом зале нас ждут конкурс, концерт, конференция или еще что-нибудь фееричное. И все это мы успеваем приготовить в течение дня. Вспомните, сколько времени мы готовимся к научным конференциям дома в тепличных условиях? А здесь царит такая творческая атмосфера, что идеи носятся в воздухе – только поймай, как воздушный шарик, полный воды, в игре «Капитошка». Эту игру организовал повелитель морских узлов Дмитрий Михайлович Филатов, учитель года Амурской области. Были и другие игры из разных регионов. Спартакиада народов экспедиции объединяет разные делегации ничуть не хуже, чем лапша быстрого приготовления. Игра «Хвостики» от Краснодарского края проста и безыскусна: оторви веревочный хвостик у противника – и ты победил, но азартная 12-я группа (самая младшая в экспедиции) рвет хвостики у старших с таким треском, что те согласны на ничью. «Камушки» от Светланы Викторовны Малькевич из Азова Ростовской области не должны упасть на землю из-за столкновения с противником. А «Комибол» – подобие ручного мяча – так увлекает команду учителей, что жарко на поле, несмотря на моросящий дождь. Дождь. Все дни шел дождь. Постепенно экспедиторы к нему привыкли и стали находить свои прелести: умываться можно прямо под дождем, оказывается. Ведь настоящие экспедиторы живут в палатках и пренебрегают благами цивилизации в виде душа, теплого умывальника и прочего.Экспедиторы. Я обожаю экспедиторов. Ведь главная цель экспедиции – обучение школьников методике и практике естественно-научных исследований в полевых условиях. Когда к тебе на мастерскую приходят дети с горящими глазами и вместо сна, купания и всеобщего летнего безделья исследуют, записывают, ищут какие-то методы, а потом подходят и говорят: «Спасибо за познавательную мастерскую!» – понимаешь, что это дороже общепринятого летнего отдыха. Спасибо вам, Никита, Настя, Рита, Оля, Саша Алексин, Артур, Герман, Олеся, Гена, Сережа и все-все-все, за эти встречи, за блеск в глазах, за веру и надежду. После проведения фотошколы («Истории шедевров» – так называлась моя мастерская) мы с ребятами сделали фотопроект, в котором представили свои шедевры с экспедиторами в главной роли. Все получилось легко и быстро, потому что ребята в экспедиции просто чудесные. Особое спасибо Жене Захарову из Мурома, который был моим напарником, помогал вести мастерскую в качестве практикующего фотографа и создавал условия для студийной съемки. Я успела побывать на мастерской у Владимира Нодаровича Головнера, где ребята исследовали свойства местных минералов всевозможными способами – от растворения в соляной кислоте до горения на спиртовке. Для меня было удивительно, что камень можно раскрошить в ступке. На мой вопрос, как часто бьются ступки, волонтер Сеня сказал: «Никогда!» И тут же Владимир Нодарович случайно расколол ступку со словами: «Будем считать, что я совершил показательное действие». Владимир Нодарович удивительный человек. Рядом с ним кажется, что все возможно. Рядом с ним все становятся хорошими и остаются такими целых две недели и даже приезжают домой хорошими. Его обожают дети. Моя ученица Даша спит в обнимку с бейджем Головнера, который она выпросила у него на прощание. Шестилетняя Таня, внучка Светланы Владимировны Кобляковой, учителя года ХМАО, сказала: «Когда вырасту, поменяю свою фамилию на Головнер!» Еще я была на мастерской у утонченной Валерии Владимировны Балтачевой, учителя года Удмуртии. Мастерская проходила в близлежащем поселении Кусье Александровский. Просто сели на автобус, заплатили 14 рублей и приехали в деревню. А там – церковь, знаменитый сумасшедший дом, музей поселка, навесной мост, местный водопад и активное движение на улицах: козы, коровы, кони, кошки, в общем, все на ко-. Ребята составили опросник и приставали к местным жителям, чтобы узнать историю поселения. Оказывается, люди совсем не знают историю своих родных мест! Зато настойчивые экспедиторы теперь знают все об этом селении неизвестного рода Кусье.Мастерская психологов Марии Александровны Соколовой и Натальи Александровны Мясниковой из Мурома помогла разобраться со своим стрессом. Откуда он берется, что происходит в организме и как его безболезненно пережить? Между прочим, одна из самых веселых и популярных среди экспедиторов мастерских. У Максима Викторовича Иванова, учителя года Республики Карелия, я даже всплакнула на мастерской. Он проводил ее в актовом зале, потому что в основе мастерской – кинопоказ. Вообще это фишка Максима – использование кинофрагментов в обучении. На примере сцены из фильма «Стиляги» он показал противостояние «я» и «мы», индивидуальности и толпы, а социальный ролик про инвалида с искаженным лицом, которого все прохожие на улице обнимают, пока он одет в костюм медведя и пока его лицо скрыто, заставил задуматься об отношениях внутри общества. Было интересно посетить мастерскую волонтеров Маши Волковой и Васи Морозова. Они вчерашние экспедиторы, уже не дети, а студенты. Игра «Снежный ком» (повтор имени, родного города и какой-то информации о себе, например звука) напомнила мне вожатское прошлое, а открытые и закрытые вопросы были бы полезны не только экспедиторам, но и учителям. Учителя. Учителя Пермского края получили прекрасную возможность посетить мастерские учителей-экспедиторов. А еще именно в этой экспедиции учителя года из разных регионов показывали мастер-классы и лекции. Я сама побывала на мастер-классе у Марины Ивановны Никоарэ, учителя года Вологодской области, и заразилась идеей использования сатирических карт на уроках истории. Такая карта – модель всех государственных отношений, которые так трудно запомнить ученикам и которые так метко иллюстрированы авторами карт в разные века. Наберите в поисковике «сатирические карты Европы», например, и поймете сами, насколько это удобно и интересно. Мастер-класс Надежды Михайловны Растрепиной, учителя года Дона, открыл мне глаза на увлекательное царство симметрии, а Оксана Владимировна Маляева из Нижегородской области рассказала, как организовать внеурочные проекты с использованием краеведческой идеи Зимней школы под названием «Штучки». Они («штучки») могут быть московскими, вологодскими, красноярскими – зависит от места проведения.Ирина Александровна Баскевич на своем мастер-классе поставила меня в тупик, и до сих пор меня не оставляет вопрос: как же сделать так, чтобы ученик с завязанными глазами попал мячом в ведро? Это, конечно, образ ученика, идущего по жизни, когда учитель ему не подсказывает и он должен решать жизненные задачи без чьей-либо помощи. Я играла учителя, а Галина Васильевна Семке, учитель года Дона, – ученика. И вот стоит она, Галина Васильевна, с мячом, беспомощная, с завязанными глазами, а я лихорадочно соображаю: что же сделать, чтобы мяч попал в ведро? Конечно же, один-единственный выход – развязать глаза ученику. Вот в этом, на мой взгляд, и есть основная миссия нового образования – сделать ученика зрячим, то есть свободным. Еще многие прекрасные учителя работали рядом со мной в экспедиции: мои друзья Татьяна Владимировна Усова (учитель года Саратовской области) и Алексей Васильевич Овчинников (абсолютный победитель «Учителя года России-2011»), старожилы экспедиции Галина Геннадьевна Монакова (учитель года Белгородской области) и Ирина Владиславовна Маркина (учитель года Республики Адыгея), футбольный фанат Дмитрий Сергеевич Горшенёв из Калининграда, легендарный Геннадий Савватьевич Петров из Удмуртии, Елизабет Бойдева из Болгарии и многие другие. И как всегда, не хватило времени на общение, хотя старались не спать. Время. Время пролетело стремительно. Целый год я готовилась к экспедиции, и вот – прощание у автобуса, слезы и объятия, и «Нас разделяют расстоянья и мосты, звезды на небе и мечты, а так хотелось быть рядом… с тобой» (цитата из любимой песни экспедиторов).Но «встреч не бывает без расставаний»! До новой встречи, экспедиторы! От редакции Это первая статья о четырнадцатой Межрегиональной экологической экспедиции школьников России в Пермском крае. Подробности об этой необычной масштабной экспедиции читайте на сайте «Учительской газеты» в разделе «Учитель года России».
Комментарии