Ежегодно вышестоящие над школой организации требуют от нас отчет – сведения о предварительном распределении выпускников. Осенью школа обязана доложить, куда определились выпускники. Затея эта никому не нужная по той простой причине, что этим процессом никто, кроме родителей выпускников, уже давно не управляет. Но раз требуют, значит, надо выполнять. Изучаю предварительные замыслы моих одиннадцатиклассников. Из 31 выпускника в БелГУ собираются 13, в технологический университет им. Шухова – 4, кто-то собрался в Воронеж (в медицинскую академию и педуниверситет), двое хотят связать свою судьбу с железнодорожным транспортом, а три девочки-выпускницы собираются поступать в Белгородскую сельскохозяйственную академию.
Побеседовал с каждым. Интересуюсь у последних: «А какой же факультет вы выбрали в сельхозакадемии?» «Экономический», – отвечают они. Я учу этих детей, знаю их математические и гуманитарные способности, хорошо вижу их общий уровень интеллектуального развития. Если поступят, уверен, будут учиться неплохо. Хотя сегодня можно легко ошибиться. Времена и люди совсем другие стали…Школа наша сельская, скоро будет отмечать свое столетие, как стала земской светской. Все это время она впитывала в себя образ деревенской жизни, прирастая «пуповиной» к матушке-земле, кормилице нашей. Постигая основы научных знаний, школьники ни на один день не прекращали работу на земле.Был огромный смысл в этом. Юноши и девушки приобрели трудовую закалку в ученических производственных бригадах. Хочу заметить, тогда родители не только не препятствовали тому, что их чадо будет весной, летом и осенью трудиться в бригаде, а, наоборот, считали, что занятые трудом дети будут приучены к самостоятельной жизни, в труде обретут себя. Я замечал, какие хорошие, крепкие семьи сложились у тех, кто учился работать на земле. Вросли корнями в землю-матушку сами, словно могучие деревья, и обросли ветками-детишками.А сколько хороших руководителей и специалистов сельского хозяйства прошли через нашу бригаду! Из 22 бригадиров пятеро стали председателями колхозов. А теперь… За окошком XXI век. Век крутых перемен в истории нашего Отечества. Как говорил один из известных писателей-политиков, мы из страны казарменного социализма галопом рванули в страну дикого коррупционно-олигархического капитализма. Что это такое, народ почувствовал уже тогда, когда его надули с ваучерами. И бросили нас, в том числе и школу российскую, с головой в пучину рыночной экономики. Кто научился в ней плавать, тот дрейфует, кто не способен – тот тонет или уже давно на дне. Ненужными оказались и наши школьные производственные бригады. На десяток лет они подготовили кадры для сельхозпредприятий, а дальше…А кого интересует дальше? Кто из инвесторов, пришедших на землю, составил перспективный план, в том числе и по кадрам, на 10-15 лет? А ведь в свое время Шелаевская средняя школа со своим хозрасчетным подразделением – ученической производственной бригадой и шефствующим над школой колхозом «Красный путиловец» имели договор совместной деятельности на 10 лет – с 1981 по 1990 год, где были определены обоюдные обязательства, способствующие развитию и школы, и колхозного производства. А председатель колхоза вместе с секретарем парткома имели свои подшефные классы в школе.Хозяйство помогало школьной бригаде горюче-смазочными материалами, техникой, инвентарем, специалистами. Бригада ковала кадры для колхоза. Были взаимный интерес и взаимная выгода, были надежда и уверенность в завтрашнем дне.Сегодня заросла тропа-дорога от инвестора в школу. Лишь по случаю, по приглашению на праздники заглянет на минуту представитель от владельца землями бывшего колхоза. Теми землями, которые и мой дедушка Яков получил при выходе из общины в 1907 году на себя и на шестерых своих сыновей (это к слову)…Доживают свой профессиональный период жизни нынешние механизаторы хозяйства «РусАгроШелаево». Это мои выпускники конца 70-х – начала 80-х годов прошлого столетия, бывшие члены ученической производственной бригады, получившие удостоверения механизаторов и водителей в нашей школе. Многие из них попали под «косилку» сокращения кадров. Да оно и понятно. Пришла современная импортная и отечественная мощная, энергонасыщенная техника. Один «Джондир» заменяет три-четыре маломощных агрегата. Соответственно один механизатор выдавит из своего коллектива троих себе подобных. Куда? На биржу. Бульдозером расчистили площадки от бывших молочно-товарных ферм, расформировали автопарк. А бывший колхозный гараж можно использовать под спортзал для игры в мини-футбол. Да вот беда, играть некому. На колхозном дворе хоть волком вой, никого нет.В бывшей колхозной конторе сидит один дежурный, на всякий пожарный случай.Вот я теперь и думаю: кому я нужен со своей ученической производственной бригадой? Инвесторам – нет, Управлению сельского хозяйства – нет, Комитету образования – для отчета. Родители видят обстановку в селе и понимают, что времена колхозные – давно минувших лет история. Может, бригада и сельская школа нужны государству? Нет. Государству невыгодны сельские школы, особенно малокомплектные. Оно их стирает с лица земли подушевым финансированием. А в те, что еще живут пока, подбрасывает учебный план, в котором уже нет трудового обучения в 9, 10 и 11-х классах. Кого же мы растим? Кто же нас будет кормить через 10-15 лет, когда профессия хлебороба станет такой же экзотической, как и профессия космонавта? А ведь вырастить настоящего хлебороба, хозяина земли, – это не совсем простое дело. Что же необходимо сделать сегодня, чтобы не оставить бесхозной землю, чтобы не дать ей превратиться в дикое поле, поросшее чертополохом? Не претендую на истину в последней инстанции, но выскажу свои соображения, которые, на мой взгляд, помогут не просто реанимировать во многих сельских школах ученические производственные бригады, но и сохранить село, над которым сегодня занесен меч-косарь, что уже скосил многие сельские школы России.Было бы, конечно, здорово, если бы наше государство и правительство по-особому отнеслись к судьбе сельских школ, а равно и к селу и сельскому хозяйству, проявляя внимание и заботу, какие они допускают по отношению к олигархам и предпринимателям. Имея общую программу совместных усилий по спасению сел и деревень России, а значит, и сельских школ, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки России могли бы оказать практическую помощь умирающим селам и сельским школам. Вряд ли они на это пойдут. Министерство образования и науки РФ сегодня пытается доказать самому себе, что ЕГЭ – это панацея от всех бед в образовании. А иначе как оправдать миллиардные затраты (раньше не тратили ни копейки) на организацию экзаменов в городских и сельских школах? Чиновникам сегодня не до ученических производственных бригад. Сужу об этом потому, что, будучи участником нескольких всероссийских слетов и конкурсов этого ребячьего дела, ни единого раза не встречал там министерских чиновников. А жаль, хотелось высказать им свои пожелания. Боюсь, что в министерствах об этих бригадах ничего и не знают. А между тем итальянцев, например, заинтересовал наш опыт воспитания человека трудом. Понимаю, иметь каждой сельской школе бригаду – нереально. Даже не каждая полная средняя школа способна на ее содержание. Чтобы бригада выращивала настоящего хозяина земли, ей нужна своя земля. У абсолютного большинства сельских школ ее нет. Нужны техника, инвентарь – чего тоже нет. Нужна серьезная интеграция департаментов АПК, образования, культуры и молодежной политики, учебных заведений сельскохозяйственной направленности и нынешних хозяйствующих субъектов на земле. Что касается последних, они должны быть больше всех заинтересованы в этой интеграции, коль собрались хозяйничать на земле. Им больше всего нужны надежные грамотные кадры.Иначе на земле будут работать, как в Сибири газовики и нефтяники, – вахтовым методом. А это уже сейчас просматривается. Временщики землю любить не будут. Этим ответит им и земля.На мой взгляд, необходимо в каждом районе определить 3-4 базовые школы, которые могли бы стать центрами подготовки начальных профессиональных навыков различных сельскохозяйственных специальностей. Хозяйствующие субъекты различных отраслей производства должны иметь четкую картину кадрового движения, чтобы через 5-10 лет не остаться у разбитого корыта. Возможен вариант открытия на базе полных средних школ филиала профучилищ сельскохозяйственной направленности. Наконец, не исключена возможность создания учебно-производственного комбината для всех сельских школ района. У комбината может быть своя земля (в каждом районе можно найти до 100 га брошенных паевых земельных участков), своя техническая база, причем современная, а не из прошлого столетия, толковые инженерно-педагогические кадры и, конечно же, учебный план и программы, отвечающие духу времени.Выпускники таких базовых школ или учебно-производственного комбината должны иметь выход на средние специальные и высшие учебные заведения целевым направлением, а после их успешного окончания – гарантию трудоустройства на сельскохозяйственном предприятии.Нужна серьезная, кропотливая профориентационная работа с самого раннего детства. Что касается профессиональной подготовки, то опыт подсказывает: ее следует вводить с восьмого класса, чтобы создать более устойчивый задел в определении выпускником своей будущей профессии. Необходима дифференцированная, сугубо индивидуальная работа с родителями с целью переориентации их намерения устройства своих детей на учебу юристами и экономистами. Их уже наштамповали на двадцать лет вперед. А желательно бы ориентировать своих детей на агрономов, ветеринарных врачей, инженеров и техников, механизаторов широкого профиля, операторов машинного доения, там, где они нужны сегодня, а еще больше завтра. У них и зарплата на нынешний день не меньше, чем у юристов.И еще. Я абсолютно убежден, что, если первые лица из числа руководителей не будут заинтересованы в сохранении и развитии ученических производственных бригад в любой их форме, школа не справится с этой задачей. Одна она, какой бы она ни была, обречена. Вот я теперь и думаю: кому я нужен со своей ученической производственной бригадой? Инвесторам – нет, Управлению сельского хозяйства – нет, Комитету образования – для отчета. Может, бригада и сельская школа нужны государству? Нет. Государству невыгодны сельские школы, особенно малокомплектные.Чтобы бригада выращивала настоящего хозяина земли, ей нужна своя земля. У абсолютного большинства сельских школ ее нет. Нужны техника, инвентарь – чего тоже нет. Василий ПОДЕРЯГИН, директор Шелаевской средней школы, Валуйский район, Белгородская область
Комментарии