search
main
0

Поцелуй мастеру. С просветительского теплохода – на педагогический бал

Управленцы могут представить, как непросто провести мероприятие, в котором задействованы шесть школ, сотни учителей, десяток гостей и один теплоход. Однако никакие хлопоты не пугают «Учительскую газету» и Департамент образования Ханты-Мансийского автономного округа. Второй год добрые партнеры при участии Института повышения квалификации и развития регионального образования ХМАО организуют встречу педколлективов округа с яркими, талантливыми личностями, высокопрофессиональными педагогами – победителями и лауреатами конкурса «Учитель года». Осенний вояж 2007 года прошел по старому маршруту, зато с новой командой. Мы плыли по Оби, каждый день открывая для себя новый поселок, школу, замечательных сибирских учителей. На каждом причале нас встречали словно старых друзей, а провожали почти со слезами на глазах. Не случайно на одной из стоянок у первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой вырвалось: «Мы попали на педагогический бал!» Бал, где королями и принцессами были учителя года и их радушные хозяева. Школа учителей года при «Учительской газете» распахнула свои двери…

Поселок Елизарово:

«Нас утро встречает прохладой…»

Старая песня совершенно права. Погода в ХМАО показалась участникам педагогического десанта всего лишь прохладной. Позади были холодные проливные московские дожди и ветра, которые помешали прилететь вовремя. Невыспавшиеся учителя прибыли в Ханты-Мансийск лишь под утро. Чудеса да и только. Всего лишь через несколько часов подтянутые, отутюженные, улыбающиеся «десантники» сходили с трапа теплохода и ахали, завидев здание Елизаровской средней школы. Не здание – храм!

Председатель комитета по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО Вячеслав ГОНЧАРЕНКО признался: «Конечно, существует большой контраст между всей деревней и школой. Но мы сознательно строим школу, потому что если ее убрать… Это центр не только образования, но и культуры».

Оказалось, что самое красивое здешнее здание, возникшее в 2004 году, служит не только детям, но всему поселку. Здесь и ЖЭК, и АТС, и фельдшерско-акушерский пункт, и администрация, и милиция. Только входы разные. Зато какая мотивация для родителей! Идет папа в библиотеку, мама к врачу – обязательно заглянут к классному руководителю, поинтересуются успехами ребенка.

Еще один приятный сюрприз для гостей Елизарова – директор школы. Игорь Лелюк – тоже из «пеликаньего племени». В 2001-м он стал учителем года Курганской области, побывал на Всероссийском финале, достойно выступил. А потом махнул из Шадринска в поселок Елизарово Ханты-Мансийского автономного округа. Вместе с женой Надеждой и шестью детьми. Полюбил свою новую школу сразу и навсегда. С гордостью рассказывает ее историю: «Первые классы появились здесь в 1844 году, для крестьянских детей и остяков. Построили церквушку. Здесь были церковно-приходское училище, церковно-приходская школа, земское училище». Ведет экскурсию, как по собственному дому: «Вот это наша ярмарка педагогических идей, здесь сценарии открытых уроков, обобщение опыта. Здесь наша газета «Бумеранг школьной жизни», мы ее второй год выпускаем. Тут вывешены мои шуточные поздравления детей с

1 сентября. Фотографии – как дети провели лето: кто-то влюблялся, кто-то на лыжах катался». А холл при входе в школу пестрел цветами. Их выставили не только ради гостей – просто в школе недавно завершился конкурс букетов.

Собрав всех гостей за большим столом, Игорь Лелюк признался: «Через шесть лет после конкурса увидеть родные лица – это большой импульс для работы».

Поселок Карымкары: «Кто такой Дрейфгенов?»

Невыдуманный анекдот: перед уроком Сергея Циклова, учителя биологии 7-й средней школы города Кольчугино, учителя года Владимирской области-2002, кто-то из учителей робко спросил: «А кто это, Дрейфгенов?» Выяснилось, что это не фамилия, а тема мастер-класса, которую предложил коллегам Сергей Борисович: «Дрейф генов»… А промахнулись с терминологией местные учителя потому, что ходили на мастер-классы учителей года не только по предметному принципу, а часто чтобы просто перенять общие, надпредметные методики и технологии. И надо сказать, у Сергея Циклова есть чему поучиться. Он неистощимый выдумщик. Для урока биологии в 11-м классе, фрагменты которого учитель продемонстрировал, в качестве моделей генов взяты… обыкновенные разноцветные пульки для детских пистолетов. Дешево и сердито: дети проводят эксперименты, перемешивая эти самые пульки, увеличивая и уменьшая количество «генов», извлекая десять процентов… В общем, чувствуют себя в роли Природы, которая с помощью случайных генетических процессов изменяет популяцию животных. И все это для того, чтобы в итоге заполнить таблицу, проанализировать ее и совершенно самостоятельно сделать вывод: дрейф генов – эволюционный фактор.

Кстати, Сергей Циклов не питает иллюзий относительно способности детей резюмировать проблему, вынесенную на урок. Зато у него есть способы подводить ребят к выводу. Вообще это самое любимое занятие владимирского педагога – «окучивать», как он это называет, детские ответы: вылавливать в хоре голосов нужные слова. И никогда не осаживать школьника: «Неправильно!»

Еще один урок, показанный Сергеем Цикловым, – исследовательский. Его тему должны были назвать сами участники мастер-класса. Сначала на доске появился знак вопроса, потом он превратился в цветок. Педагоги догадались: речь пойдет о растениях, а тема занятия: «Что такое растение?». Дальше начали «раскручивать» урок. Но перед этим Сергей Борисович предложил самое лаконичное и исчерпывающее определение урока-исследования: «Пять «дети сами»: сами должны сформулировать тему урока, сами назвать цель урока, сами должны предложить варианты достижения этой цели, сами отработать все это и сами сделать вывод. Тогда это будет урок-исследование».

Встреченные хлебом-солью и вкуснейшей рыбой по имени муксун, мы с сожалением покидали Карымкары, что означает в переводе с хантыйского «стерляжий городок», а также уютную Карымкарскую школу, в которой учатся всего 156 учеников, работают всего 24 педагога, где есть замечательный, незапыленный музей истории села. Истории трагической, ведь сюда когда-то привозили обреченных на гибель переселенцев – кулаков и представителей «неправильных» национальностей…

Поселок Шеркалы: «Ям хорам Хашты нэ»

Сказать, что «десантников» очаровала Шеркальская школа – значит не сказать ничего. Нас встретили дети в национальных костюмах, и не стилизованных, а сделанных в соответствии с традициями. Потом они дали небольшой концерт – и танцы гостей со всей России просто заворожили. В каждом танце была легенда, сказка, художественное воплощение национального быта. Костюмы яркие, красивые. У одной девушки красное платье, как пламя очага, у другой голубое, как воды Оби. А юноши танцевали в образе охотников. Особый интерес к народной культуре связан с тем, что Шеркальская школа национальная, это экспериментальная площадка. С 2006 года тема эксперимента: «Воспитание культуры межнационального общения учащихся». Ребята изучают декоративно-прикладное искусство и народные промыслы на занятиях фольклорного коллектива «Сультумие», изостудии «Ям хорам Хашты нэ», кружков «Охотоведение» и «Рыболовство», родного языка, резьбы по дереву, рукоделия. При школе создан детский эколого-этнический центр «Нюрмат» (в переводе с хантыйского – «Родничок»)… В общем, учиться в школе потрясающе интересно.

Плюс ко всему ребята здесь серьезно изучают журналистику, выпускают собственную информационно-развлекательную газету «Школьный вестник». Между прочим, это замечательное издание стало финалистом I окружного фестиваля молодежной журналистики… Мы с ребятами поговорили о жанрах журналистики, о том, как строится статья, в их уютной «светелке» – редакционной комнате, и я поняла, что сельские дети – просто самородки. Схватывают на лету и высказывают здравые суждения. Может быть, мудрость от того, что школе уже 112-й год пошел?

Поселок Нижние Нарыкары: «Я завидую вашим ученикам»

И не только потому, что концерт детей был блестящим, и не только потому, что прием был замечательный, а столы ломились от даров природы – грибов, рыбы, ягоды, запомнилась Нижне-Нарыкарская национальная средняя школа. Здесь педагогам из школы передового опыта дали объективную оценку. Она оказалась положительной…

Директор школы Владимир Воробьев был краток и попросил организаторов не просто еще раз привезти учителей года, но и оставить погостить подольше: «Хотим сказать вам, дорогие коллеги, большое спасибо за то, что вы нам дали сегодня. Мы постараемся работать так, чтобы нашим детям стало еще интереснее. Но на следующий год этого времени мало. Мы просим вас пробыть целый день с нами».

Таисия Кошелева, учитель перегребинской средней школы №2 сказала очень важные слова: «Все-таки учитель должен жить настоящей, сегодняшней жизнью. Он должен быть в гуще событий. Мы имеем в каждой школе интернет, который помогает нам найти нужную информацию. Но живое слово – это совсем другое, это очень здорово».

А Людмила Николаевна Бурдюк, учитель биологии перегребинской средней школы №1, чуть не поссорилась с директором Нижне-Нарыкарской школы: «Я хочу поблагодарить учителей года за науку и хозяев за радушный прием. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя. Хочу от лица администрации нашей школы пригласить вас на следующий год к нам. Во-первых, мы ближе, к нам проще добраться, во-вторых, мы самая крупная школа в этом кусте. Мы вам обещаем самый достойный прием и комфортные условия». На что Владимир Воробьев ревниво заметил: «Пошла конкуренция… Зря я вам дал слово!»

Конечно, это шутка, но в действительности очень многие школы Ханты-Мансийского округа рады были бы увидеть в своих стенах педагогических десантников.

Главная причина такого страстного интереса – бесценный опыт, которым мастера щедро делятся со своими коллегами. Этот опыт помогает учить детей так, что они любят школу, любят получать знания. Как сказала главный специалист отдела общего и специального образования Департамента образования округа Татьяна Лыткина: «Надо, чтобы ребенок хотел вернуться в школу после лета, не ждал каникул».

И апофеозом признательности гостям стал поцелуй, который учитель математики Чемашской средней школы Альфия Мичурина подарила учителю года Рязанской области-2001 Роману Волкову. Комментарий к поцелую был такой: «Я немножко завидую вашим ученикам…»

Березово: «Теплоходный гудок разбудил городок»

Вернее, не городок, а городское поселение. И не просто поселение. Березово имеет статус исторического города, единственного на территории Ханты-Мансийского автономного округа. С 2002 года – официальный член Российского союза исторических городов и регионов.

С утра нас повезли на экскурсию. Показали исторические места – место, где нашли в далеких 50-х газ, памятник Меншикову и символическую могилу его дочери, краеведческий музей. Симпатичная девушка-экскурсовод рассказывала о Березове так, словно сама была свидетелем всех исторических событий – как приезжали сюда ссыльные в XVIII веке, как жестоко воевали «красные» и «белые» в годы Гражданской войны…

А затем делегация добралась до школы, где, как в каждом пункте нашего путешествия, перед мастер-классами учителя сначала рассказали о себе во время общего собрания в актовом зале. С каждой новой школы эти выступления было все интереснее слушать. Педагоги умудрились ни разу не повториться, но остаться верными своим принципам.

Собственно, этим принципам и были посвящены мини-презентации.

Олег Парамонов, филолог, учитель года России-1993, читал свои стихи. С особенным вниманием все слушали строчки о Ермаке, которые возникли у педагога-поэта после прошлогоднего посещения округа. А о Березове родился экспромт:

Здесь торжествуют ум и честь,

А вовсе не крамола,

Поскольку существует здесь

Березовская школа.

В ней все ночи напролет

При деле и при силе

Сам Меншиков преподает

Историю России.

Учитель французского языка из Рязани, учитель года России-1996 Екатерина Филиппова произнесла здравицу французскому языку: «Он не в моде, его выместил английский. Но я уже 11 лет делюсь своей любовью к языку с учителями России».

Физик Андрей Семке, в 2000 году ставший победителем конкурса «Учитель года Кубани», а сейчас возглавляющий муниципальное управление образования Ейского района, уверен: «Чтобы изучать физику, недостаточно умения и таланта. Надо иметь хорошего учителя. Живая физика, которая крутится вокруг нас, – вот мой подход». Андрей Иванович – автор 6 пособий и более 50 статей. Кстати, во всех школах на нашем маршруте он встречал своих читателей и даже раздавал автографы.

Роман Волков, о котором уже было сказано, – не только математик, но и директор рязанской школы. Себя он в шутку называет самым ненужным человеком в школе. Первое место Роман Александрович отводит геометрии – предмету, который «может научить всему».

Анжела Пинюкова, учитель химии, победитель конкурса «Учитель года Калужской области-2001», работает не только в школе, но и в информационно-педагогическом центре, помогает учителям осваивать ИКТ. Ее конек – экологические экспедиции.

Сергей Циклов, биолог, учитель года Владимирской области-2002, старается научить своих учеников любить жизнь.

Историк Сергей Букинич, в прошлом году вошедший в пятерку учителей года России, сказал, что самое главное искусство – искусство вопроса. Но учитель не обязан знать ответы на все вопросы…

Учитель года России-2006, словесник Андрей Успенский признался: «В школу я пришел, потому что вдруг дорос до понимания того, что литература – это что-то очень значимое и, самое главное, нужное обычному человеку. Она делает жизнь лучше, интереснее, насыщеннее».

Поселок Луговской: «Другой такой на целом свете нет»

Средняя школа поселка Луговской поставила замечательную точку в путешествии учителей года. Нас приняли в старых стенах, но с гордостью показали новое здание, которое ждет только оборудования. Переезд планируется к Новому году. Радостно и чуточку грустно. Когда-то ребята писали о своей школе:

Но мне милее скромная,

Моя одноэтажная.

Другой такой, поверьте мне,

На целом свете нет.

Луговская школа интересна тем, что здесь живо воспринимают новые технологии, инновации и при этом бережно хранят традиции. Возможно, это оттого, что директорский стаж Елены Александровны Евстратовой – всего три года, но учителем здесь она трудится не один десяток лет.

А может, потому, что педагоги здесь удивительно энергичны, молоды душой. Все «десантники» просто влюбились в Нину Николаевну Шушунову, учителя математики Луговской школы. Общий педагогический стаж ее семьи – 200 лет! А личный – 47 лет, из них 45 Нина Николаевна провела в Луговской школе. Уже ученики Нины Шушуновой стали ее коллегами… При всем богатстве опыта Нина Николаевна не стесняется учиться новому – информационным технологиям, например. Владеет компьютером и создает презентации к урокам.

Богата сибирская земля! И поэтому хочется возвращаться сюда снова и снова. Учителя года и их гостеприимные хозяева с нетерпением ждут 2008 года и нового просветительского теплохода.

Денис ХОРУЖЕНКО (фото)

Химик Анжела ПИНЮКОВА – профессионал, мастерски владеющий ИКТ

Биолог Сергей ЦИКЛОВ помогает коллегам разобраться с генами-пульками

Педагогический десант высадился в Луговском

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте