search
main
0

Почувствуйте себя Жуковым! Компьютерные игры как учебный материал

В апреле на форуме Всероссийского интернет-педсовета (http://pedsovet.org/forum/) обсуждали проблемы изучения истории. Признанный специалист в этом вопросе, учитель истории московской СШ №666 Алексей БУТУЗОВ, заявил (полностью можно прочитать по ссылке http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=762&pid=14605&st=20entry14605): «Традиционно историю изучают по хронологии: от древности к нашим дням. Но можно начать с тех тем, которые лично интересны ученику. Воспользуйтесь пособиями для поступающих, хорошо построенными и иллюстрированными энциклопедиями. Легче запоминается хорошо систематизированный материал. Умение соотносить отдельные события и явления с конкретной эпохой и между собой, указывать участников, причины и следствия событий, их особенности – все это важнее, чем заучивание сотен дат. Необходимо оставить время для повторения, обобщения. Знания, как хорошее вино, должны отстояться и дать благородный осадок-понимание, должны прижиться!

Комментарий «УГ»Почувствуйте себя Жуковым!

Ответить на многие вопросы поможет ориентирование в историко-географическом пространстве – знание исторической карты. Незаменимую помощь окажут хронологические и тематические таблицы, схемы, исторические карты, в «легенде» которых содержится масса полезной информации».

Я прочитала этот текст и вдруг поняла, что все описанное напоминает характеристику… компьютерных игр. С этого и началось исследование.

Ассортимент

Интерес ко Второй мировой войне сподвиг авторов на создание нескольких сотен компьютерных игр. Не претендуя на полноту и глубину обзора, кратко познакомимся с некоторыми их типами на конкретных примерах.

Стратегии

Варгейм (War Game)

На двумерной карте воспроизводится взаимное расположение боевых частей, и главнокомандующий распоряжается жизнями и смертями тысяч юнитов.

AIRBORNE ASSAULT («Airborne Assault: Red Devils Over Arnhem», «Airborne Assault: Highway to the Reich», «Airborne Assault: Battles from the Bulge»); STRATEGIC COMMAND («Strategic Command: European Theater», игроки ждут выхода «Strategic Command 2: Blitzkrieg», 2006 год) все эти игры – от компании «Battlefront.com», известной именно стратегиями-варгеймами.

http://www.battlefront.com.

PANZER GENERAL (1, 2 и 3-я части) http://panzergeneral.com. Как ясно из названия, главные здесь – танки.

«HEARTS OF IRON» и «HEARTS OF IRON 2», (в русском переводе – «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»)

www.paradoxplaza.com/heartsofiron2.asp.

На официальном сайте написано: «Глобальная стратегия шведской студии Paradox достоверно восстанавливает расстановку военных, экономических и политических сил накануне Второй мировой войны. В ваших силах разыграть то самое «если». Попытаться изменить историю. Год 1936. Полная карта мира. 130 доступных для управления стран. 15 сценариев и основная кампания. Сотни исторических событий».

Успех игры напрямую зависит от того, насколько хорошо вы знаете историю Второй мировой войны.

RTS (Real Time Strategies)

В стратегиях реального времени игроки могут наблюдать за событиями боя, видеть на экране победы или поражения своих персонажей. И не нужно ждать, когда противник сделает следующий ход – все происходит одновременно.

«ПРОТИВОСТОЯНИЕ» (1, 2, 3 и 4-я части со всеми дополнениями: «Противостояние 3: Война продолжается», «Противостояние 3. Arms for Victory», «Противостояние 4: Resource War», «Противостояние 4: Sudden Strike 2», «Противостояние 4: Сталинград» и давно ожидаемая «Sudden Strike Next7») http://www.suddenstrike.com.

Создатели о своем детище: «Игра состоит из 30 миссий, которые отражают важнейшие события Великого Противостояния. Вся военная техника, которая имеется в игре, полностью воспроизводит реальное вооружение СССР и Германии тех лет. В боевых операциях могут участвовать пехота, танки, тяжелая артиллерия, бронетранспортеры, зенитная артиллерия, авиация, батареи береговой артиллерии, а также знаменитые «катюши».

SOLDIERS – HEROES OF WORLD WAR II (в русском переводе «В ТЫЛУ ВРАГА») http://www.codemasters.co.uk/soldiers/index.php.

Официально об игре: «В тылу врага» – во многом уникальная игра, однозначно определить жанр которой очень и очень сложно. Вас ждет динамичное, сбалансированное сочетание тактики, стратегических элементов, напряженного, насыщенного действием и драматизмом сюжета, необходимости быстрого реагирования на происходящие события, высокой детализации, реалистичности и интерактивности окружающего мира».

БЛИЦКРИГ (все части, в том числе «Блицкриг. Дьяволы в хаки», «Блицкриг. Восточный фронт», «Блицкриг. Операция «Север», «Блицкриг. Рокот бури», «Блицкриг. Пылающий горизонт» и «Блицкриг. Смертельная схватка» 1, 2, 3 и 4-я части, а 5-я – это уже не Вторая мировая.) www.nival.com/blitzkrieg_ru.

Создатели об игре: «Блицкриг» – военная стратегия в реальном времени, основанная на событиях Второй мировой войны. Почувствуйте себя Жуковым, Эйзенхауэром или Роммелем, приняв участие в исторических сражениях.

Вся техника в игре воссоздана на основе исторических документов вплоть до мельчайших деталей. Поведение техники максимально приближено к реальному, параметры всех образцов точно соответствуют историческим данным. Снаряд T-34 не сможет пробить лобовую броню «тигра», а пулеметы будут бессильны против бронетехники. Артиллерия под вашим командованием сможет пристреливать сектора, а зенитный огонь значительно уменьшит точность бомбометания вражеских бомбардировщиков».

Играя в RTS, можно не только запомнить отдельные битвы и их участников, но и по-настоящему проникнуться духом того времени, на собственном опыте понять особенности армий воюющих сторон.

Симуляторы

АВИАЦИЯ

Пожалуй, на сегодняшний день «ИЛ-2. ШТУРМОВИК» http://games.1c.ru/il2/game.htm практически не имеет себе равных как самый исторически правдивый авиасимулятор. Игра повествует о сражениях Великой Отечественной войны и разделена на 7 крупных кампаний: 1941 г., Смоленск; 1941 г., Москва; 1942 г., Сталинград; 1943 г., Кубань; 1943 г., Курск; 1944 г., Крым; 1945 г., Берлин.

У игры есть продолжения: «Ил-2. Штурмовик: Забытые сражения», «Ил-2. Штурмовик: Дороги войны», «Ил-2. Штурмовик: Асы в небе», «Ил-2. Штурмовик: Второй фронт», «Ил-2. Штурмовик: Операция «Барбаросса»», «Ил-2. Штурмовик: Операция «Блау»», а также – PACIFIC FIGHTERS («Перл-Харбор» в русскоязычном варианте) http://www.pacific-fighters.com.

Последнюю игру можно установить поверх «Асов в небе», тогда откроется более 220 модификаций самолетов. Вначале в игре представлены только СССР и Германия, а потом добавлены Британия, США, Франция, Япония, Италия, Венгрия, Финляндия, Польша, Румыния, Словакия, Австралия и даже Нидерланды! Есть карты для кампаний в Восточной, Центральной и Западной Европе и в Тихом океане.

МОРСКОЙ БОЙ

Симулятор «МОРСКОЙ ОХОТНИК» http://www.pt-boats.net/PT_web/index1.htm опускает нас с небес на воду. «Весь малый флот на Балтике, Севере и Черном море в вашем распоряжении – торпедные и артиллерийские катера, тральщики, сторожевики. Их скорость и маневренность позволяют внезапно появляться перед врагом, наносить сокрушительный удар превосходящим силам противника, топить конвои, сбивать самолеты, доставлять десант в тыл противника, совершать диверсии и спецоперации», – обещают авторы.

Что дают симуляторы? Множество фактов: даты, места сражений, имена и названия, особенности вооружения. Детали, детали, детали…

Экшн

Шутеры от первого лица (First Person Shooter).

MEDAL OF HONOR

http://www.planetmedalofhonor.com

Появилась в 1999 году. Сразу стала для любителей и для подражателей образцом жанра. Нет ни особого сюжета, ни исторической достоверности.

CALL OF DUTY

http://www.callofduty.com

Практически клон предыдущей. Сходство объясняется тем, что компания-разработчик «Infinity Ward» почти целиком состоит из бывших сотрудников студии «2015», выпустившей MEDAL OF HONER.

Сомнительно, чтобы от подобных игр была какая-то польза в изучении истории…

Что говорят геймеры? «Пока на свете жив хоть один разработчик компьютерных игр, Второй мировой войне забвение не грозит. Правда, существует опасность, что со временем все шесть лет кровопролитных боев сведутся лишь к одной высадке союзнического десанта в Нормандии, но с этой проблемой пусть справляется Министерство образования. Нас же должно волновать только одно: интересно играть или нет?»

А что волнует учителей истории? Пусть об этом они расскажут сами.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования; Тарас ЗАЧЕСОВ, студент 4-го курса Московского политехнического колледжа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте